Кипелов, Маврин «Смутное время» (переиздание)

Название «Смутное время» как нельзя лучше отражает суть и причины появления этого релиза. Валерий Кипелов порывался уйти из «Арии» еще в середине 90-х. Однако выпускающая фирма Moroz Records все же добилась его участия в записи альбома «Ночь короче дня» (1995). Тем не менее, после выхода релиза конфликтующим сторонам требовался отдых друг от друга. И «Ария» все же временно раскололась — пока только на уровне студийной работы. Владимир Холстинин и Виталий Дубинин при поддержке барабанщика Александра Манякина записали ироничный полуакустический CD «АвАрия». А Валерий Кипелов объединился с экс-арийцами Сергеем Мавриным и Аликом Грановским для работы над диском «Смутное время».
В отличие от сплошь непредсказуемой «АвАрии», альбом Маврина и Кипелова был выдержан в традиционной хэви-стилистике, но с обилием клавишных партий, сыгранных Сергеем Мавриным. Открывающая диск семиминутная «Путь наверх» с полуакустическими предприпевами и симфоническими подкладками звучит роскошно, особенно — в богато оркестрованном финале. Насыщенная клавишными пассажами «Я свободен» тоже смотрится довольно выигрышно, но по-настоящему она выстрелит после окончательного ухода Валерия Кипелова из «Арии».
Некоторые вещи «Смутного времени» оказались жанрово ориентированными, что значительно сузило их радиус действия. Абстинентный блюз «Выпей ещё» оптимально подходит для рок-баров, но никак не стадионов. В рок-н-ролльной «Вот и все дела» автор текста Маргарита Пушкина немного похулиганила, вставив отсылку к цитате из фильма «Адъютант его превосходительства» «фитилек-то прикрути – коптит». Но, опять же, эта излюбленная фраза питерских художников-неформалов митьков будет понятна в контексте песни далеко не всем.
Жемчужина альбома – баллада «Ночь в июне» - могла бы прийтись тогда ко двору и по тогдашнему основному месту работы Валерия Кипелова, но, по выражению Виталия Дубинина, до «Арии» он эту песню так и «не донес». Баллада написана под впечатлением ухода из родительского дома юной дочки Валерия Кипелова Жанны в результате какого-то семейного скандала. На столь неоднозначную тему российские рокеры обычно писали неизъяснимо грустные песни («Ушла из дома» «Телевизора», «Пропавший без вести» «ДДТ»). Но Кипелов и Маврин предлагают светлую и умиротворенную трактовку событий, хоть ближе к финалу и появляется таинственный незнакомец, норовящий сломать жизнь наивной героини — и не сразу можно догадаться, что речь идет отнюдь не о маньяке, а всего лишь о потенциальном супруге героини. А Маргарита Пушкина привнесла в текст элемент «игры в бисер», столкнув в последнем куплете «Арию» и… Сергея Есенина путем аллюзий на их «Раскачаем этот мир» и «Не жалею, не зову не плачу».
В «Смутном времени» немало песен, имеющих универсальный характер. Яркий пример — эпик «Свет дневной иссяк», созданный под явным впечатлением фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Песня выстроена в виде диалога между Спасителем и Искусителем, и в ней явно не хватает подытоживающего куплета, раскрывающего предназначение Бога-Сына во вселенском масштабе. Зато в залихватской «Будем жить, Мать Россия» с синтетическими гармонями и криками сельских животных уникальность и парадоксальность нашей страны предстает во всей красе. Для лихих 90-х годов такие славянофильские реверансы могли показаться отвязным рокерам слишком патетичными. И явно для снижения пафоса Сергей Маврин решил добавить в альбом коротенькую акустическую «Коду», которая увенчивается заразительным хохотом участников записи.
«Смутное время» выходило в подарочном варианте на CD относительно небольшим тиражом лишь единожды — в 1997 году и было раскуплено практически мгновенно. На студии Андрея Субботина был проведен ремастеринг, но, как гласит пресс-релиз «легкий и щадящий». Так что сличение саунда обоих основных дисковых изданий не выявляет существенной разницы — ну разве что раздольные клавишно-колокольные вступления звучат теперь объемнее. Переиздание решено было осуществить на базе оригинального дизайна, с избранными фотографиями оригинала, но без буклета-раскладушки с текстами песен и серебристого стикера, сообщающего о причастности фигурантов записи к «Арии». Зато альбом впервые был выпущен в диджипаке — глянцевом и сверкающем!
Комментарии читателей Оставить комментарий