]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

СЕРГЕЙ КУДРЯВЦЕВ: ЧЕЛОВЕК-МАТРИЦА

14:50 27.07.2004

Вот уже пять лет Сергей Кудрявцев является автором сайта о кино CINEMA.KM.ru мультипортала KM.ru. Читайте интервью с "ходячей киноэнциклопедией", как называли его еще со студенческих лет...

• Сергей Валентинович Кудрявцев
 (текст интервью, напечатанный в журнале «Ролан», №4, июнь 2004 года)

 

Слон – символ великодушия и мудрости – приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. «Слоновые» статуэтки и почетные дипломы вот уже в восьмой раз вручены лучшим российским деятелям кинолитературного поприща. В конкурсе этого года впервые в истории киноведения одна из наград заслуженно досталась за «утверждение интернет-критики» человеку, которого еще со студенческих лет называли «ходячей киноэнциклопедией» - Сергею Валентиновичу Кудрявцеву. Маститый киновед, автор ряда справочно-информационных книг, он одним из первых начал осваивать новую форму масс-медиа - Интернет,  углядев во всемирной паутине   прекрасную возможность ознакомления широкой аудитории с панорамой мирового киноискусства. Вот уже пять лет Сергей Кудрявцев является автором сайта о кино  CINEMA.KM.ru мультипортала KM.ru. Редакция журнала «Ролан» с радостью поздравила своего коллегу с наградой кинокритиков и с пятилетним юбилеем кинопортала. Сегодня Сергей Кудрявцев - гость  журнала «Ролан». 

 

-         Я благодарен Гильдии киноведов и кинокритиков России за награду. Ежегодные премии вручаются за работу в газетах и журналах, за издание книг, а Интернет-критику до сих пор обходили стороной. И я очень рад, что с подобной инициативой награждения выступил Армен Николаевич Медведев. Если критики старшего поколения понимают значимость Интернета – это ценно.

 

-         Позвольте узнать, с чего все началось, как создавался ваш кинопортал?

 

-         Мое сотрудничество с компанией «Кирилл и Мефодий» началось давно. Еще в 1997 году я участвовал в создании CD-ROMа «Энциклопедия кино»,  готовил статьи  в разделе «зарубежное кино». Вышла эта энциклопедия весной 98 года, и, кстати говоря, она в полном объеме размещена на нашем кинопортале. В марте 1999 года ко мне обратилось руководство КМ с предложением о создании кинопортала. После двух месяцев подготовки, 13 мая 1999 года киносайт начал функционировать.

 

-         Сегодня Интернет – одно из самых востребованных средств массовой информации. Какое положение занимает киноведение во всемирной сети?

 

-         Я считаю, что сегодня интернет-критика отчасти заменяет собой те популярные журналы о кино, которые существовали в советские времена. Например, «Советский экран» имел сумасшедший по нынешним временам тираж – 2-3 миллиона экземпляров. Но дело не только в его многотиражности. Особенностью «СЭ» было его серединное положение в кинокритике, журнал был поистине массовым изданием, каких сейчас, на мой взгляд, вообще нет. Теперь существуют или бульварно-глянцевые издания (я бы их объединил в одну группу), или специальные киноведческие «высоколобые», которые читают исключительные люди. А массовая зрительская аудитория оказалась без своего киножурнала. В какой-то степени кинопорталы, киносайты, существующие в Интернете, восполняют этот пробел. Кроме того, Интернет дает прекрасную возможность обратной связи, которая существовала в былые годы между критиками и читателями. Помню, как получал письма из Якутии, из Хабаровска, со всех краев нашей необъятной Родины, которые приходили в редакции журналов или в издательства, где я выпускал свои книги. Сейчас эта традиция, к сожалению, совершенно утрачена. А  Интернет возвращает радость переписки, причем моментальной переписки. Например, утром я посмотрел фильм, днем написал рецензию, а вечером я уже получил гневный или, наоборот, восторженный отзыв на мою статью. На несколько гневных отзывов попадаются два-три замечательных отклика, которыми можно даже гордиться. Когда люди пишут, что читают мои рецензии  вот уже 15-20 лет, - это, конечно, приятно. Для меня очень важно,  что читатели прислушиваются к моему мнению, соизмеряют с ним собственное. Когда я учился, да и сейчас, я всегда сравниваю свое мнение с мнением других критиков. Порой  бывает полное несовпадение, а иногда мнения сходятся.

 

-         Вы можете назвать имена?

 

-         Например, я горжусь тем, что отзыв на мою дипломную работу во ВГИКе писал Виктор Петрович Демин. Меня отговаривали звать его в рецензенты, намекали, что он человек непредсказуемый, если вдруг ему не понравится работа, он может написать резко отрицательный отзыв. А я уперся и сказал, что Демин и больше никто. Я до сих пор храню его отзыв. Его мнение было для меня необычайно важным.

 

-         Ваш кинопортал охватывает невероятное количество  информации. Вы один делаете этот портал?

 

-         Один. Один как автор. У меня есть лишь технический редактор, которая занимается непосредственным размещением  текстов в портале.

 

-         Как часто сайт обновляется? Расскажите немного о его структуре.

 

-         Сайт обновляется каждый день. В разделах «Новости» и «Лица» мы публикуем сообщения из частной жизни знаменитостей, пишем о том, что происходит в мировом кинематографе, околокиношной жизни, где, кем, какие фильмы снимаются, кто какие премии и награды получает.

 

-         Иногда во время работы с интернет-сайтами складывается впечатление, что в большинстве своем информация, новости о кино имеют желтый, бульварный характер… Кажется, что Интернет на восемьдесят процентов напичкан неточной, некачественной, непрофессионально сбитой информацией.

 

-         Когда публикую сплетни, я всегда  сопровождаю их какими-то своими комментариями (не обязательно иронически-язвительными), даю  информацию о личностях и фактах. Если, например, какой-то знаменитый актер уходит от своей не менее звездной жены, я не просто пишу об этом, а попутно рассказываю, кто они такие, в каких фильмах снимались. Стараюсь таким образом просвещать читателя. «Новостные» рубрики, пожалуй, у нас основные. Работа над ними занимает очень много времени. Нужно просматривать и западные, и отечественные источники информации. Кроме того, я делаю рубрику под названием «Рожденные для кино». Ее обновление происходит три раза в месяц. Здесь я даю список именинников, рожденных в разные годы в один и тот же день. Иногда случаются невероятные совпадения! Например, с разницей  в шесть лет и два дня, но под единым знаком Зодиака родились Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, и, возможно, именно это объясняет их долгосрочное сотрудничество.  Кроме того, я, даю краткие обзоры  фильмов, которые стоит посмотреть по телевидению, публикую рецензии на ленты прежних лет (сейчас скопилось в целом примерно 2800, считая и новые картины). Раз в две недели обновляется рубрика «Общественное мнение», где читателям задается какой-то актуальный вопрос. Например, недавно я спрашивал: «Не обидно ли вам, что российские фильмы не взяли ни в Берлин, ни в Канн?»

 

-         Какие же были ответы?

 

-         Разные. Одни отвечали: «Так нам и надо», или наоборот, «А плевать нам на этих иностранцев». На портале также существует форум, в котором пользователи, а именно так называются посетители портала, могут задать мне какой-нибудь вопрос или высказаться на интересующие их темы. Я иногда вступаю с ними в дискуссии. Еще один важный раздел - «Кинопремьеры», где публикуются еженедельно по три рецензии на фильмы, которые выходят в российский прокат. В большинстве своем это должны быть популярные картины, которые идут в большом количестве кинотеатров. Как могу, я отстаиваю «место под солнцем» для так называемого арт-хаусного кино,  стараюсь рассказывать о наиболее значительных и важных фильмах, даже если они показываются в одном-двух кинотеатрах.

 

-         При написании рецензий вы полностью свободны? Или перед вами все же стоят какие-то рамки?

 

-         В прежние годы был диктат советской идеологической цензуры, который, впрочем, был вполне предсказуем, легко было заранее просчитать: кого можно, а кого нельзя ругать. Сейчас трудно угадать: что критиковать, а что воспевать, потому что эти оценки  диктуют прокатчики. Если я отрицательно отзываюсь о каком-то фильме, дистрибуционные компании перестают меня приглашать на премьеры, не дают билеты в кинотеатры, не дают фотографий в хорошем разрешении. Я считаю, что это порочная практика. В Америке давление прокатных и производящих компаний на кинокритику считается недопустимым. Если вдруг журналистам официально не показывают фильм, разворачивается большой скандал, наши американские коллеги за свои деньги идут в кино и все равно разносят этот фильм в пух и прах. Им никто не может указать, как надо писать о той или иной картине. У наших прокатчиков, к тому же, абсолютное непонимание специфики «черного пиара». Когда некоторые компании обижаются на то, что я обругал их фильм, они не понимают, что это - лишняя реклама. Быть может, даже большее количество зрителей пойдет на фильм, если они прочитают отрицательную рецензию. Кстати, повышается посещаемость и кинопортала. Но, поверьте, мною это делается не намеренно, не по заказу!

 

-         Как у вас складываются отношения с дистрибуционной кинокомпанией «Парадиз»? Как вы оцениваете кинопрокатную политику «Парадиза»?

 

-         Я чувствую свой долг перед этой кинокомпанией, потому что «Парадиз» покупает много хорошего арт-хаусного кино, и я не всегда могу писать о «парадизовских» фильмах именно потому, что эти картины показываются  небольшим количеством копий, на немногих экранах. Но если лента значительная, то в качестве добровольного обязательства я пишу дополнительную, четвертую рецензию. С «Парадизом» приятно сотрудничать, потому что эта компания относится к числу цивилизованных, которые устраивают пресс-просмотры и всерьез озабочены тем, чтобы показать журналистам новые картины заранее. Я живу по соседству с кинотеатром «Пять звезд» и часто туда хожу. Мне нравится атмосфера и аудитория этого кинотеатра. Иногда даже аудитория косвенным образом влияет на мое впечатление от фильма и помогает написать рецензию.

 

-         Российское кино на портале представлено только в рубрике персоналий и новинок? Вы не исследуете тенденции отечественного кинематографа?

 

-         Я готовлю специальные материалы, которые помещаю в рубрике «Статья недели». Это, как правило, размышления об актуальных проблемах современного кино. Одна из  последних моих статей как раз была посвящена обновлению российского кино, выходу на сцену молодого поколения кинематографистов. Я вывел некоторую закономерность, что не только в нашем отечественном, но и в мировом кинематографе процесс резкого обновления и выхода национальной кинематографии на мировой уровень происходит раз в сорок лет. Российское кино доминировало, занимало ведущее положение в мире во второй половине 20-х годов, потом на рубеже 50-60-х. Соответственно этому прогнозу, обновление должно произойти в 2000-е годы, то есть прямо сейчас. И уже 2003 стал для нас весьма плодотворным, даже судя по фестивальным наградам. Появилось поколение кинематографистов, которым чуть за 30. Но они несколько старше, чем должны быть, потому что обновление вершится поколением 28-летних. Если вспомнить, Сергей Эйзенштейн сделал самую знаменитую  свою картину «Броненосец «Потемкин», когда ему было 28 лет. Квентин Тарантино стал популярен, когда в 28 лет снял «Бешеные псы». Для  настоящего расцвета кинематографа необходимы не отдельные случайные удачи, необходим прилив целой волны, приход целого поколения. Как это было в 20-е годы, как это было после ХХ съезда партии, в 56-57 годах, когда целая когорта режиссеров вливалась в кинематограф. Этого пока у нас нет. Есть отдельные предвестники, а поколения нет. Те, кто сегодня громко дебютировал – опоздали. Ведь Звягинцеву уже под сорок. А должны бы прийти новые кинотворцы, которые родились в середине 70-х. Но это поколение оказалось потерянным для кино, потому что в кинотеатры они почти не ходили,  им было пятнадцать лет как раз во время кризиса российского кинопроката.

 

-         В Америке, в Европе есть аналоги вашему порталу?

 

-         Ну, разумеется, есть, но мне кажется, нет таких единолично сделанных сайтов. Везде работает некая команда. За исключением случаев, когда такие признанные критики, как, например, Роджер Эберт - постоянный рецензент газеты «Чикаго Сан-Таймс», выкладывают свои тексты на именных сайтах. Но все-таки это несколько другое.

 

-         А какое кино вы любите? «Скажи мне, кто твой друг…»

 

-         Самое разное. Когда меня упрекают, что я ненавижу американское кино, и, в частности, все компьютерные, мультибюджетные боевики и фантастику, это неправда. Такое кино я тоже люблю. Но хорошее. К сожалению, с течением лет такое американское кино резко деградировало. Лучшие  образцы этого жанра двадцатилетней давности - первый и второй «Терминатор», две серии «Безумного Макса», «Звездные войны» 70-х  -  это было замечательное кино. А то,  что делается сейчас – полная профанация, и я такое кино не могу не обругать. А с другой стороны, я люблю абсолютно заумное, рассчитанное «на двух с половиной человек» кино, например, «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене или «Мертвец» Джима Джармуша.

 

-         Вы, я уверена, человек книжный, пропустивший через свои руки  не одну сотню томов, наверняка  знаете радость общения с книгой, с ее особым запахом, «вещностью», например. Когда выходит наш журнал, мы его гладим, им любуемся, наслаждаемся запахом типографской краски. Вы – критик виртуальный, лишены этого чувства?

 

-         Но в моей работе есть иные радости. С тех пор, как я начал работать на компьютере, а было это двенадцать лет назад, в 1992 году, я обратил внимание на то, что компьютер возвращает автору интимность контакта с текстом, которая была у сочинителей, когда они писали гусиным пером, ручкой. Пишущая машинка отчуждает текст. А когда мне приходилось писать ручкой,  было трудно: мысли опережали руку. Писать - это  долго. Компьютер лучше соотносится с темпом мышления. Когда  работаешь на компьютере, есть уникальная возможность манипулировать текстом, переставлять местами фрагменты, возвращаться в любую точку, дает возможность монтажа, как в кино. Компьютер мною воспринимается как живой организм. Иногда он играет в разнообразные прятки. У меня были случаи, когда он так прятал тексты, что я долго не мог их найти. Иногда он капризничает, артачится, не желает выполнять мои команды…

 

-         Вы как  будто рассказываете сюжет сюрреалистического фильма о человеке, который с головой ушел в виртуальную реальность…

 

-         Работа в Интернете – живое общение. Для того, чтобы свободно, плодотворно рыскать в Интернете, мало иметь голову на плечах. Самое интересное – поиск. Тут нужен особый нюх, интуиция, надо не только знать, где искать, нужно иметь какие-то озарения.

 

-         Вам не кажется, что правы психиатры, которые сегодня много говорят о том, что виртуальный мир часто уводит человека из реальности и вредит его психике?

 

-         А кино? Я считаю, что кино – это прообраз понятия «матрица». Кинематограф «изобрел» еще Платон, когда придумал свою знаменитую теорию про то, что мы воспринимаем мир, как бы находясь в пещере, и видим лишь отражение реального мира. Это и есть кинематограф, то есть та самая матрица. Мы воспринимаем отражение реального мира, а не сам мир. Все изобретения человечества сами по себе нейтральны, начиная от огня и железа, кончая атомной бомбой. И кино, и компьютер –  нейтральные инструменты. А как человек их применяет – другое дело. В любом пользовании искусственной реальностью должны быть мера и вкус.

 

Беседовала Алиса СТРУКОВА

Темы: Кино
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
В Москве проходит прощание с экс-министром транспорта Романом Старовойтом
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Самое страшное место на Земле: как калечат детей на телеконкурсках
«В мире предвоенная ситуация. Война, жестокая и беспощадная, готова вспыхнуть в любой момент»
«Можно представить, каким страшным моральным поражением для России стал бы военный провал в Южной Осетии»
Кинопремьера «Детектив Финник. 2-й сезон»: домовые эпохи реновации
Пурген «Киберализм» (CD-релиз)
«Громыка», 10 декабря, « IZI»
Пик Клаксон «Лечебница для душевноздоровых» (переиздание)
«Поиски врагов – это крайне опасная тенденция»: QR-коды разделили врачей и репрессировали малый бизнес
Ударит ли Америка по Ирану и как это отразится на России?
Азон «Выживут панки» (макси-сингл)
«Пролет» над гнездом Батьки
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.