«Трудно быть Богом» превратил Ярмольника в Ходорковского

Перед просмотром вдова Германа и соавтор сценария картины Светлана Кармалита предостерегла журналистов от двух наиболее распространенных опасностей, предостерегающих в трактовке ленты. Многие пытаются обнаружить в экранизации повести Стругацких общественно-политический подтекст, хотя режиссер снимал фильм о любви. Также нередко пеняют на непомерно затянутый хронометраж «Трудно быть Богом» и отсутствие внятного действия. Вдова подтвердила что в первые полтора часа на экране действительно фактически ничего не происходят, поскольку Герман знакомит в это время зрителей с нравами средневековой планеты.
На пресс-конференции, в которой приняли участие продюсеры фильма, Светлана Кармалита и исполнитель роли Руматы Леонид Ярмольник, отмечавший в этот день свое 60-летие, журналисты попеняли на еще одну особенность фильма — нереальное количество грязи и фекалий в кадре. Ярмольник парировал, что его герой постоянно моется, а желающие найти грязь обнаружат ее везде. Кармалита рассказала, что в свое время ее муж собирался экранизировать «Трех мушкетеров», но его смутило отсутствие нормальной системы канализации в тогдашней Франции. «Меня же распнут из-за обилия нечистот на экране!» - восклицал Герман. «Правильно — и первой тебя распну я», - охотно соглашалась с супругом Кармалита.
Алексей Герман. Фото с сайта kinopoisk.ru
Фильм «Трудно быть Богом» невероятно тяжел для постижения. Кармалита объяснила, что Герман зачастую отказывался от привычного приема «восьмерка», когда говорящий герой присутствует в кадре, поэтому невозможно зачастую уловить, чья реплика кому принадлежит. Кроме того, Герман любил использовать в сценарии прямо не относящиеся к сюжету фразы, которые зачастую затмевали ключевые высказывания героев. В качестве примера Кармалита привела фразу «томаты-ароматы» из фильма «Мой друг — Иван Лапшин». Участники пресс-конференции пришли к выводу, что Герман как художник эволюционировал, и, если «Лапшина» в свое время не могли понять, то «Трудно быть Богом» тем более необходимо посмотреть несколько раз, а все его нюансы, возможно, оценят лишь потомки.
Кадр из фильма «Трудно быть Богом». Фото с сайта kinopoisk.ru
Работа над фильмом «Трудно быть Богом» продолжалась 14 лет. Из-за этого Леониду Ярмольнику, который сравнил себя с сидельцем Ходорковским, проведшим за решеткой 10 лет, пришлось несладко. Во-первых, контракт в первые три года съемок запрещал появляться на телеэкране. Ореол таинственности вокруг картины привел к тому, что в прессе одно время циркулировали слухи, будто Ярмольник играет Путина, поскольку его герой «изменил мир». Во-вторых, на съемочной площадке Герман постоянно третировал Ярмольника, вводя его в нужное состояние. Последний поначалу страшно обижался и огрызался. А потом попривык. Сейчас Ярмольник признается, что мечтал бы сниматься в этом фильме до конца жизни — лишь бы иметь возможность постоянно общаться с его гениальным создателем.
Светлана Кармалита. © РИА Новости, Владимир Трефилов
Название «Трудно быть Богом» тоже пролоббировал Ярмольник. Сам Герман склонялся к ничего не говорящему варианту «История арканарской резни», а также рассматривал в качестве возможного названия философское «Что сказал табачник».
В широкий российский прокат фильм «Трудно быть Богом» выйдет 27 февраля. Однако для подготовленной аудитории в некоторых городах показы стартуют ровно на две недели раньше.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Это вы не врите.
«Мне хотелось создать повесть об абстрактном благородстве, чести и радости, как у Дюма. Шпаг мне, шпаг! Кардиналов! Портовых кабаков!»
— Аркадий Стругацкий, «Комментарии к пройденному»
Именно ЭТО они и подразумевали, не врите...
Н-да, похоже, режистер нашел в тексте то, о чем авторы книги даже и не подозревали...