Великое кино о Великой Отечественной: между «попкорном» и Вечностью

«Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Белорусский вокзал», «Отец солдата», «Иваново детство», «Они сражались за Родину»… Нам действительно есть что и кого вспомнить, смотря эти ленты сегодня – не в мультиплексах с охапкой попкорна, а по телевизору – вперемешку с рекламой майонеза и тарифов сотовой связи.
Рынок не чувствует, что это – покушение на святое. Рынок диктует свои правила, и новое кино о войне снимается с оглядкой на то, что зрителю не должно стать скучно в кинотеатре, что сюжетная канва не должна слишком отвлекать от корзины со сладкой кукурузой и бутылки с колой, а сочетание с рекламными блоками не должно сильно смущать уже телезрителей.
Потому и нынешние режиссеры, в том числе и не зеленый молодняк, а убеленные сединами мэтры, вынуждены идти на поводу у продюсеров, которые требуют «отбить бабки». Немалые, надо сказать. Удержать нынче молодого зрителя у экрана – это нужно постараться. Нужно, чтоб батальные сцены были – «ууух!», чтобы со спецэффектами, чтобы громко, чтобы все мельтешило… но и немного секса, немного черного юмора. Иначе – никак. Хорошие, легендарные режиссеры морщатся, порой пытаются максимально деликатно отстоять какие-то детали, но рынок неумолим.
Рынку не нужно кино «как раньше». Впрочем, он и на нем зарабатывает: истосковавшиеся по настоящему вдумчивому киноповествованию зрители, особенно старшего поколения, с радостью покупают DVD с советской классикой. Но чтобы она вернулась в массовый прокат хотя бы к знаменательной дате – это разве что только в порядке благотворительности...
Между тем правящая ныне на Украине хунта как минимум одну истину усвоила совершенно точно: кино о Великой Отечественной войне – это воспитание народа, это инструмент сохранения памяти и все же какой-никакой способ сплотить атомизированное общество. Потому и к подборке кинолент, рекомендованных к показу в «памятную дату», там отнеслись скрупулезно, оставив в большинстве своем лишь «идеологически верные» ленты (их список дан в специальной «методичке» под пунктами 3 и 4), где роль Советского Союза в победе над фашизмом или проигнорирована, или, в лучшем случае, дана пунктиром. Исключений – одно-два, не более (например, советский фильм «В бой идут одни старики»), но в целом идейный вектор в той памятке обозначен предельно ясно, и именно подборкой фильмов о войне.
Но хунта нам ни в чем не пример… или все же остановившиеся часы пару раз в сутки правильно показывают время?
О качестве российского военного кино сегодня и о том, какое советское военное кино мы нынче утратили, в беседе с обозревателем KM.RU высказался народный артист России, президент международного кинофестиваля «Золотой витязь» Николай Бурляев:
– Мы продолжаем делать фильмы о войне в России в тот период, когда кинематограф, телевидение и вся страна живут по законам рынка. Поэтому и можно лишь констатировать очевидную деградацию фильмов о войне, которые созданы в последние годы, относительно тех лет, когда такие фильмы снимались самими участниками войны, такими как Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Юрий Озеров.
Они не могли лгать перед своими же бывшими однополчанами, а сейчас, когда то поколение с каждым годом все больше иссякает, ему на смену пришло новое поколение, которое снимает, в общем-то, по большому счету халтуру. Не снимаются уже такие фильмы, как «Отец солдата», «Иваново детство» и им подобные. Мы видим какую-то бутафорию, анимацию и плохую игру в плохих декорациях «под Америку». Я прекрасно помню ТО кино, я знал и знаю тех, кто создавал те фильмы и сам снимался в «Ивановом детстве» Андрея Тарковского и «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского, который, будучи фронтовиком, дошел до Берлина.
Удастся ли сейчас качественно переломить ситуацию с кино о войне – зависит прежде всего от двух составляющих. Во-первых, от того, насколько достаточной будет поддержка государством культуры и кинематографа в частности, чтобы фильмы о войне снимали люди истинно талантливые. Конечно, есть и сегодня достойные ленты, которые можно выделить по принципу «на безрыбье». Например, на нашем кинофоруме «Золотой витязь» мы наградили хороший фильм «Брестская крепость», а лет пятнадцать тому назад отметили работу ныне покойного Михаила Пташука «В августе 44-го», но в общем все остальное, конечно, оставляло желать лучшего.
– Все же есть ли какие-то отличительные особенности нашего отечественного кинематографа о войне от западного, где, как известно, тоже есть прекрасные фильмы о войне?
– А в чем особенность загадочной русской души? В чем особенность русской идеи? Прекрасно говорил Иван Ильин, что русская идея – это идея «свободно созерцающего сердца», мира и любви. И в наших подлинных фильмах о войне живет именно эта русская идея. Во всех доперестроечных фильмах – и в «Летят журавли», и в «Они сражались за Родину», и в «Чистом небе», и в фильмах Ростоцкого. Запад же уже давно живет по законам коммерции, и там все рассчитано на то, чтобы подороже продать. К сожалению, и мы идем этим путем сейчас, мировой рынок поставил на коммерческие рельсы и наш кинематограф, что, безусловно, огромная ошибка.
Я всегда буду настаивать на том, что качество картины нельзя измерять ее успехом в первый «уик-энд» проката. А сейчас российское кино именно так измеряется. Но в России искусство должно измеряться не «уик-эндом», а Вечностью... Фильм «Андрей Рублев» в первый «уик-энд» не собрал вообще ничего, он был просто положен на полку, а потом уже прорвался к людям. И ведь на этом фильме, не рассчитанном на мгновенную окупаемость, поднималась душа нации.
Обо всем этом пора бы уже всерьез задуматься нашим государственным руководителям, нашим министрам, сменяющим друг друга, но ничего не делающим для возвышения и просветления нашей культуры. Впрочем, есть просвет надежды: как известно, сейчас идет работа по формированию новой государственной культурной политики. И когда долгожданные законы будут наконец приняты, я надеюсь, что государство станет поддерживать только те фильмы, которые будут работать на возвышение и просветление души нашего народа. И тогда канут в прошлое те времена, когда министерство культуры могло дать государственную премию непотребной инсталляции – фаллосу, нарисованному на разводном мосту в Санкт-Петербурге.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Называю один из современых: Сериал "Жизнь и судьба"-наиболее правдивый фильм о войне по роману Гроссмана
Ну как же милейший-было ОДНО ПЛОХОЕ:раскулачивание,раскозачивание,разлохмачивание,разболачивание,......Вообщем: "Тёмное цаГство.КГовавый цагь алкает наГодной кГови!"
Про ЭТО я и писал Сердешный-КЛИНИКА!
К МАРИНЕ Батенька,к МАРИНЕ!
Понятно, понятно, не было ни раскулачивания, ни расказачивания, никаких продразверсток и Белла Кунов, ни зверств (ну не считать же русских аборигенами). Но самое хреновое, что жизни, кровь и страдания положенные на алтарь, были смыты наследниками коммунистов в канализацию в 90-х, вместе с державою.
Опять Вы Батенька Мах - "Дали Маху"!
Оказывается писать ПРАВДУ ,это "глумиться над памятью погибших русских людей"!А вот показывать их дикарями,быдлом,серостью с черенками,рабами "кГовавого сталина"-это то что нужно!То что доХтУр прописал,заокеанский чернявый!
И не знали мы "дураки",что над нами "издевались 70-ть лет банда уголовников" и "считалось преступлением научить думать,анализировать"!Вот ведь беда какая,вай,вай!Построили величайшее гос-во в мире,подъняли страну после гражданской "от сохи, до атомной бомбы"(Черчиль!)"кремлёвские мечтатели"(Уэлс!),дали народам свободу,письменность,отразили нападение ВСЕЙ ЕВГОПЫ во главе с Алоизычем,снова подъняли страну из руин,приручили атом,запустили первый спутник,корабль,человека и т.д. и т.п.!И заметте без колоний,ограбления полумира,втюхивания никчёмных бумажек,без геноцидов,зверст,уничтожения аборигенов,подкупа туземной верхушки полумира и выкачивания их ресурсов под чистую,в условиях Холодной войны!И совершив всё это мы и не знали про то что мы "ватники,москали,рабы сталина"?!Спасибо вот таким как Вы "Махам" с легионом пГавозашитников,кагалььных истоГиков Сванидзе-Радзинских,а то бы и состарились и умерли в "невединие"!
НЕ НАДОЕЛО ХОТЬ ЭТУ ЧУЩЬ МОЛОТЬ?!ВЕДЬ НЕ 1991 ГОД НА ДВОРЕ!