Кинопремьера «Атлантика»: ответ сенегальцев на кошмарный миграционный кризис

16:50 26.11.2019

Подлинный фурор на последнем кинофестивале в Каннах произвела дочь Сенегала - томная и самоотверженная Мати Диоп

Впервые в истории режиссер из тропической Африки не только попала в конкурс, но и забрала Гран-При. Ее полнометражный дебют – изумительная кинолента “Атлантика” - одними был встречен с обидным бездушием, другими со скрежетом зубным. Мол, неудивительно, что в современном мире лютой политкорректности все пряники достаются феминисткам, маврам и ЛГБТ-сообществу.

Между тем картина – грандиозна сама по себе. Это – переплетение жанров тончайшей выделки и качества. Сюжет петляет и резвится на всем протяжении экранного времени. Политический памфлет превращается сначала в мелодраму о превратностях любви, затем в остросюжетный детектив, и заканчивается все магическим реализмом, уходящим своими корнями в глубины суфийского мистицизма.

Мати Диоп была удостоена венцов в Каннах вовсе не от того, что у него в кармане сенегальский паспорт. Просто фильм – искрящаяся драгоценность.

Начинается все просто. На берегу Атлантического океана в городе Дакар строится преизрядный небоскреб в стиле Нормана Фостера. Тяжела жизнь африканского строителя. Три месяца бесплатно уродуются ребята на стройке. На выясняловку с прорабом выходит отряд рабочих под предводительством юного Сулеймана (Ибрагим Траоре). Получив лишь пустые обещания вместо денег и погоревав немного, сенегальский пролетариат садится в пирогу и уплывает в безбрежные синие дали – в Испанию, за лучшей долей. И все. Их след простыл. Думают, что сгинули в океане.

Сулейман – секретный возлюбленный прелестной Ады (Мама Сане), которую, как водится в кино, хотят выдать за зажиточного капиталиста Омара (Бабакар Силла). Ада навещает прибрежный бар, где также в одиночестве томятся толпы покинутых женщин. Поплакав в платочек за утопленником, Ада решается выйти замуж все же за толстосума. Завистливые подруги Ады – Фанта (Амина Кане) и Мариама (Мариама Гассама) - глотают слюнки, ибо несметные богатства нувориша поражают их воображение. Чего стоит только одна экстравагантная кровать - мечта  Людовика XIV де Бурбона, также известного как “король-солнце”. 

Каково же их горе (радость), когда некто неизвестный посреди веселья прожигает супружеское ложе. Мариама сообщает, что видела Сулеймана совсем недавно. Прошла молва, что утопленник то ли вернулся, то ли воскрес. Согласно африканским поверьям, подозрения падают на духов.

Не веря бабским россказням, в сюжет метеоритом влетает энергичный инспектор полиции Исса (Амаду Мбоу). Он хочет всех арестовать. Не хотелось бы рассказывать все перипетии сюжета, но до этого момента были лишь цветочки. Ягодки начинаются потом.

Несмотря на всю причудливость “Атлантики”, видно, что Мари Диоп черпала свое вдохновение, в первую голову, из богатых традиций национального кинематографа, и во вторую голову - из модных тенденций авторского кино. Основные мотивы и сюжеты фильма уже на раз встречались у других сенегальцев.

Как это ни странно для столь патриархальной страны, тема трудной женской долюшки встречается чуть ли не в каждом втором сенегальском фильме. Уже самый первый полнометражный сенегальский фильм “Чернокожая из” праотца африканского кинематографа Усмана Сембене (который, кстати, учился во ВГИКе) посвящен тому, как бледнолицые хозяева замучили африканскую служанку. В “Боге грома” того же Сембене женщины поднимают мятеж против французов и пентюхов-мужей.

Кинолента “Гиены” (экранизация пьесы Дюрренматта “Визит старой дамы”) Джибрила Диопа-Мамбети родного дяди Мати был номинирована на Золотую пальмовую ветвь Каннского МКФ. Как видно из названия, здесь тоже протагонистом выступает дама. “Убежище” Сембене (Гран-При в программе “Особый взгляд” в Каннах) повествует о кастрации девочек. “Высокая как баобаб” Джереми Тейшер рассказывает о насильственном замужестве 11-летней девочки. 

Тема повальной бедности и выколачивания денег даже теми, кто эти деньги сам дает в долг - поэтический фундамент всего сенегальского кино и африканской литературы. Этому посвящен первый в истории африканский художественный, но короткометражный фильм “Человек с тележкой”, первый полнометражный - “Чернокожая из”, “Денежный перевод” (реж. Усман Сембен) или тот же “Путь гиены”, где режиссером был вышеупомянутый дядя Мати Диоп. Тема бегства в Европу часто тоже морем и попрание прав трудовых эмигрантов показана в “Пироге” Мусы Турре, “Пути гиены”, “Франция” Алана Гомеша.

И, наконец, переливчатый сюжет в сочетании с африканским чародейством и сюрреализмом наполняет такие вещи, как “Путь гиены” и “Бог грома”. В четырёхтомной “Энциклопедии кино Ширмера” теоретик кино Билл Николс среди национальных кинематографий, которые отмечены печатью трансцендентальности, отмечает 8 стран: США, Великобританию, Францию, Сенегал, Иран, Японию, Бразилию и Аргентину.

Отнюдь не случайно именно Сенегал, а не какая-нибудь Танзания или ЦАР прогремел в Каннах в мае этого года. Именно Сенегалу принадлежит пальма первенства в фестивальном кино на черном континенте. Страна была повенчана с кинематографом уже до своего рождения. Кино пришло в тропическую Африку через Дакар еще в 1900 году, где в цирке на людном базаре показали картину “Политый поливальщик” братьев Люмьер . Потом пошло как по накатанной: Первый короткометражный, первый полнометражный фильм, первый трофей в Каннах, первая черная женщина в конкурсе Канн в черной Африке – все принадлежит Сенегалу. 

Впрочем, Мати Диоп – не чистая африканка, а дочь джазового музыканта Васиса Диопа (брата Диопа Мамбети) и француженки. Мати росла без отца, в Сенегал впервые приехала уже после школы, а вот сенегальская предтеча Диоп - Сафи Файе была форменной негритянкой без европейской крови. Файе – первая из женщин в черной Африке сняла художественный фильм. Ее картина “Письмо из моей деревни” участвовала в Берлинском кинофестивале еще в 1976 году, где выиграла приз ФИПРЕССИ. В Сенегале же он был сразу положен на полку. Сафи Файе, как и Мати Диоп была сначала актеркой, также почти всю жизнь прожила в Париже, снимала документальные (Диоп – короткометражные) фильмы, ездила на кинофестивали, собирала призы и также растила дочь без отца, как и мама Мати Диоп. 

Поэтому, когда мы говорим об африканском кино, то нужно помнить, что это кино снимается часто за европейские деньги, демонстрируется на европейских фестивалях, получает прокат в Европе, (а у себя на родине зачастую не находит зрителя или его вообще запрещают). Оно получает горячий отклик в среде европейских синефилов, а операторами, композиторами, звукооператорами, художниками-постановщиками и сценаристами зачастую выступают иностранцы. 

Фильм получился таким завораживающим благодаря работе оператора и музыкальному сопровождению. Сверхкрупные планы с капельками пота на лице, город, закутанный в туманную мглу, красное ярило, тонущее в Атлантическом океане и словно зовущее: “Давай, гастарбайтер, за мной к мечте!”, небоскреб, кстати, нарисованный на компьютере – во-многом заслуга оператора фильма и француженки Клер Матон. Преискусная таинственная музыка со сложной партитурой, гитарными рифами и восточными аранжировками – подвиг кувейтского композитора Аль Кадири. Сценарий “Атлантики” писал вместе с Диоп француз Оливье Деманжель, художниками картины выступили француженка Рашель Рауль вместе с сенегалкой Салиматой Ндидайе. Монтаж фильма помогала осуществлять француженка Аэль Даллье Вега. А вот актерский состав - местный, непрофессиональный.

Если же говорить о художественной вселенной, то “Атлантика” принадлежит в первую очередь к галактике магического реализма, где царство мертвых и живых слито в единое трансцендентальное пространство. Звезды этой галактики: “Воспоминание в тумане” Буддхадева Дасгупты, “Армавир” Абдрашитова и Миндадзе с его 423 утопленниками, “Полумесяц” Бахмана Гобади, “Жить” Василия Сигарева и “Кладбище великолепия” Апичатпонга Верасетакула. 

Помимо мистики “Атлантика” – это ответ на кошмарный миграционный кризис, который охватил мир в последние годы. В одном только Дакаре за последние 10 лет без следа пропали 42 тысячи человека. Были и сплыли. Никто не знает, где они. В Англии и Австрии находят фуры полные вьетнамских мертвецов. 

Фильм изобилует кадрами бушующей воды, ведь “Атлантика” – это не просто крупный водоем, а как одна из “героинь фильма”, одухотворенная субстанция, похищающая женихов и людей. “Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем” – поет она белой пеной прибоя. Ада вглядывается в Атлантику, словно это вход в иной мир, в нечто странное и непонятное. В мифологии многих народов вода это – символ рождения и смерти. Переплыть море жизни, войти в печальные воды реки Стикс – это значит умереть или уйти в иные измерения. 

Мати Диоп, как и ее дядя Джебраил Диоп-Мамбети, сын имама, - выходцы из народа лебу, которые исповедуют синкретическую форму суфийского магометанства с элементами местных верований. Сенегал является родиной знаменитого на весь исламский мир шейха Амаду Бамба Мбаке, известного так же‎ как “Слуга Посланника”. Амаду Мбаке - основатель самого многочисленно в суфийского тариката “Мюридия”.

Согласно мнению крупнейших богословов Каира, Тебриза и Тегерана, суфии верят в реинкарнацию душ и присутствие призраков мертвых на Земле. С точки зрения ваххабитов, это - ересь, но тем не менее, лебу – сплошь мюриды и последователи Амаду Мбаке. И они исповедуют эту якобы ересь. 

И вот, что странно. У мюридов есть такой обычай. Во время паломничества мюриды совершают ритуал чествования Амаду Мбаке. Они, как и герои фильма, собираются на берегу и всматриваются в воды Атлантического Океана . Так сектанты отдают дань почтения своему духовному лидеру и вспоминают его знаменитую молитву к воде. Основное занятие лебу – это мореходство, а также строительство.

Согласно представлением лебу, семья включает не только живых, но мертвых родственников. Секта лебу была в свое время столь влиятельна, что они даже отделились в своеобразную теократическую республику. 

И вот тут во весь рост встает женский вопрос, который двояко решается через метафизику отсутствия. Горе женских сердец, которые от века теряли любимых, казалось-бы неизбывно. “Опустела без тебя земля” – горят огоньки безумных глаз уже много веков подряд. Ведь Сенегал был центром “атлантической работорговли”. Атлантическая работорговля - крупнейший акт депортации населения, когда за 4 века было унесено 17 миллионов человеческий душ.

Они исчезли с континента навеки. И это исчезновение продолжается и поныне. И тем не менее, не случайно Мати Диоп сделала акцент на пропаже мужчин, а не вообще людей. Эта утрата в фильме парадоксальным образом освобождает женщин. Но мужчины возвращаются в виде духов, овладевая сознанием женщин. Овладение сознанием девиц мужчинами, пусть и мёртвыми, – это образ губительного патриархата. 

Прелесть фильма в том, что он многослоен и никакая даже самая дотошная интерпретация не может высветить всех заложенных в нем смыслов и ассоциаций. Мати Диоп, режиссер со своей интонацией и манерой, которые превращают сценарий в нечто воистину кинематографическое, в то, что нельзя было себе представить не основе сценария или пересказа фильма словами. Каждые может увидеть в нем нечто невообразимое. Это то, что Зигфрид Кракауэр называл “реабилитацией физической реальности” или “природой фильма”.

Автор - Евгений Васильев, член Гильдии киноведов и кинокритиков, кандидат философских наук

Кадр с сайта kinopoisk.ru

Комментарии читателей
27.11.2019, 15:46
Гость: таки-да

"е напротив он с радостью обнаружит все 42 000 пропавших именно
Сенегальцев ."-чисто с практической философии особенностей гармонии несовершенных созданий божиих,несуны бремени белого чеека рано или поздно должны ответить до конца за все свои многосотлетние злодеяния по их бандитской вере до седьмого колена, как кровники , по полной программе зеркально -око за око ,как это они делали для своей модернизации , повышения уровня жизни по образу и подобию того , что они тварили(от слова твари) по всему миру ..конголезцы к примеру вполне могут принудить бельгийцев работать на них за так а, если не захотят каждому второму отрубить руку ..для начала.Или хотя-бы , платить дань как , немцы жертвам -их потомкам , родственникам ипр. еврейского геноцида-катастофы(халакоста).

27.11.2019, 07:21
Гость: Ейбогус - обожаю Сенегал.-Автору.

Приглашаю автора сего опуса в наш район.
В магазине напротив он с радостью обнаружит все 42 000 пропавших именно
Сенегальцев .
)))))

27.11.2019, 05:49
Гость: В.М.

Воролюбов на сайте - как грязи на сельских дорогах.
А вот политкорректных негролюбов здесь еще не было)

]]>
Загрузка...

]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.