«Приехал бездушный бульдозер»: как убивали театр Николая Губенко

Тревожная тенденция последнего времени: старую гвардию советских актеров лишают их десятилетиями создаваемых театров. Незаживающей раной ноет недавняя история с одной из лучших актрис современности Татьяной Дорониной, которую буквально оттеснили от руководства МХАТом имени Горького. Напомним, что в канун 87-летия артистки были вынесены из рабочего кабинета Дорониной ее личные вещи, включая иконы. Саму же ее лишили служебного автомобиля. Не помогло даже то, что чуть ранее она напрямую обращалась с ходатайством к Владимиру Путину.
Если так по-варварски обходятся с ныне здравствующими мэтрами, то чего уж тогда говорить о тех, кто уже покинул этот свет? Шестнадцатого августа прошлого года от последствий вездесущей коронавирусной инфекции скончался Николай Губенко. Для людей советской закалки он в представлении не нуждается.
Сын погибшего на фронте героя и умученной фашистами женщины, воспитанник детдома, преломивший свой горький опыт в фильме «Подранки». Последний министр культуры СССР. В лихие 90-е, когда «работники искусств» выстраивались в очередь, чтобы засвидетельствовать свою преданность «царю-освободителю» Борису Ельцину, Николай Губенко был одним из немногих, кто вел себя достойно, отстаивая приверженность традиционным ценностям и коммунистическим идеалам.
Помимо всего прочего, Николай Губенко был руководителем театра «Содружество актеров Таганки». Прекрасно зная страсть нынешних функционеров к «оптимизациям» и прочим «слияниям и поглощениям», он волновался за судьбу театра и оставил завещание, как поступать с учреждением в будущем.
«Я просил бы Департамент назначить моим преемником человека из труппы, которого коллектив изберёт тайным голосованием на общем собрании труппы в присутствии представителей Департамента, - написал Николай Губенко в письме одному из чиновников мэрии Москвы. - Таким образом можно избежать противостояния Департамента и коллектива, как это случилось со старой «Таганкой» после отъезда Любимова и назначения Эфроса или более близкий пример – история с Театром имени Гоголя. Кроме того, будет сохранён репертуар, направление театра, которое он исповедует со дня своего основания: классика, поэтические представления, насущные проблемы человеческих отношений в наше время. И главное, будет сохранена труппа, которая за двадцать лет стала настоящей семьёй. За долгие годы родилась своя режиссёрская мастерская – шесть режиссёров, чьи спектакли идут на сцене, из которых можно выбрать достойную кандидатуру преемника…»
После похорон Николая Губенко его вдова Жанна Болотова очень надеялась на то, что столичные власти исполнят последнюю волю ее супруга. Увы, рассчитывать на это с ее стороны было очень наивным шагом. Набившей оскомину «оптимизации» избежать не удалось: московские чиновники приняли спорное решение объединить «Содружество актеров Таганки» с другим учреждением того же района - «Театром на Таганке». Руководителем была назначена глава последнего Ирина Апексимова.
Вопреки завещанию Николая Губенко, свернуты были трепетно сохраняемые им спектакли. «Вот уже по решению нового руководства снят спектакль «Нечистая сила», который пользовался огромной популярностью, - посетовала Жанна Болотова в интервью «Литературной газете». - Идуn несколько спектаклей, поставленных Губенко, – «Афган», «ВВС. Владимир Семёнович Высоцкий», «Четыре тоста за Победу», «Концерт по случаю конца света». Но думаю, жить им осталось недолго. Потому что на смену «совкам» и «ватникам» пришли прогрессивные театральные деятели».
Что же пришло на смену этому репертуару? «Ирина Апексимова обогатила репертуар современной драматургией, и зрителям предстоит увидеть, например, спектакль под названием «28 дней. Трагедия менструального цикла», - горько иронизирует Жанна Болотова. - Я, правда, не уверена, что наш постоянный зритель готов погрузиться в мир дамской физиологии. Впрочем, полагаю, избавиться от «нашего» зрителя как раз и есть главная задача нового руководства. Наш зритель был преданным, честным, искренним. Но небогатым. Наверное, ставка будет сделана на других, способных заплатить, скажем, 10 000 за билет. А сейчас – 200, 300, 500, максимум – 1000 рублей. Разве это бизнес?»
Ошибочно думать, что при Николае Губенко театр «Содружество актеров Таганки» был убыточным. «У тех, кто не знал наш театр, может возникнуть впечатление, что «Содружество актёров Таганки» – это нечто косное, консервативное, скучное, «для стариков», - разбивает стереотипы Жанна Болотова. - Нет, у нас были и до сих пор ещё остаются полные залы. И молодёжи там едва ли не большинство. Собственно, Губенко и ставил перед собой задачу – с помощью театрального искусства передать новым поколениям самое важное об их предках, тайные знания об ушедшей и оклеветанной эпохе. Старался передать наше ощущение Родины. Это как внеземным цивилизациям оставить представления о планете Земля».
Вполне современным был и язык театральных постановок Николая Губенко. «Да, Губенко продолжал традиции добротного советского театра, но этот театр далёк от архаики, современен по языку, режиссёрским приёмам, модернистским решениям, - рассуждает Жанна Болотова. - И его спектакли, даже без Губенко на сцене, творчески жизнеспособны, и если уж на то пошло – коммерчески состоятельны. Однако в театр назначили «эффективного менеджера», нарушив обещание, что руководить театром будет кто-то из учеников Губенко. Остаётся только вопрос: на чём вы собираетесь воспитывать молодёжь, о которой так много стали рассуждать, обнаружив её на митингах? И чего стоят ваши стенания об «упущенном поколении», которое презирает прошлое России и натурально плюёт в спины собственных дедушек?».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Думается, дело не в евреях. Дело - в дегенератах, к сожалению, у этой секты дегенератов в 6 раз больше
Шедевр! У Пушкина есть такие строки: " Над вымыслом, слезами обольюсь". Это то, что называется искусством. Шоу же построено по принципу - за ваши деньги всё, что угодно.
"ведь дураками легче управлять" Но это палка о двух концах. Дураков и остановить будет невозможно, если что. А руководить ими могут начать совсем другие силы. Так что первейшие дураки у нас прочно с ногами залезли во власть. Вперёд ногами их оттуда и вынесут.
Для евреев - безусловно!
Апексимова - бездарь,но своя бездарь.