Вариант перевода оригинального названия - «Человеческий позор» • Постер фильма
Французское название - «Цвет лжи» (La couleur du mensonge)
США-ФРГ-Франция. 2003. 106 минут.
Автор сценария Николас Мейер (Nicholas Meyer) по роману Филипа Рота (Philip Roth)
Оператор Жан-Ив Эскофье (Jean-Yves Escoffier)
Главный художник Дэвид Гропмен (David Gropman)
Художник Зоэ Сакелларопуло (Zoe Sakellaropoulo)
Композитор Рейчел Портмен (Rachel Portman)
Кассовые сборы - $5,4 млн.
Оценка - 5,5 (из 10)
Драма
• Кадры из фильма
Чтобы привлечь публику на эту ленту, можно ради создания ажиотажа прельщать зрителей действительно редким шансом увидеть голливудскую кинозвезду Николь Кидман в обнажённом виде, поскольку она демонстрирует на экране то свою голую грудь, то наполовину открытую посторонним взглядам часть тела пониже спины. Вот и российское прокатное название «Запятнанная репутация» (вообще-то Human Stain - это «Пятно на человеке», но в более философском плане - «Человеческий позор») явно настраивает на пикантно-разоблачительный лад - тем более, что и фоном данного рассказа стали скандальные события в США в 1998 году, связанные с «делом Билла Клинтона и Моники Левински».
Можно подумать, что и здесь речь пойдёт о грязных делишках в жизни Коулмена Силка, пожилого профессора античной литературы из колледжа в городе Афины (отнюдь не в Греции, а в американском штате Массачусетс), который закрутил роман с 34-летней уборщицей Фонией Фарли, представительницей иного слоя общества, и подобным мезальянсом как раз и запятнал собственную репутацию. Кстати, и главные исполнители - Энтони Хопкинс и упомянутая Кидман - разнятся друг с другом по возрасту на целых 30 лет, так что постельные сцены между ними выглядят даже необычно для американского кино, которое предпочитает в таких случаях деликатно обходить «геронтологический секс».
И хотя любовный роман этих героев по-настоящему важен для понимания их личностей, всё-таки основным в ленте 71-летнего Роберта Бентона является нечто иное, что, наверно, стоило бы утаивать от тех, кому ещё предстоит посмотреть данный фильм. Американцы додумались определить его в качестве «мелодраматического триллера», имея в виду наличие тайны как в жизни, так и в нынешнем исходе судьбы Силка, который в самом начале повествования попадает вместе с молодой возлюбленной в автокатастрофу. Можно посчитать, что и действие строится по принципу постепенного раскрытия обоих секретов - пусть об этом узнаёт или же догадывается один лишь приятель Коулмена, писатель Натан Цукерман, вместе с которым и зрители тоже получают возможность приобщиться к «человеческому позору», имеющемуся, если глубоко покопаться, вероятно, у каждого. А по-другому подобное пятно в личной судьбе называют «скелетом в шкафу», спрятанным подальше от любопытных глаз, в довольно наивной надежде на то, что тайное не всегда становится явным.
Когда в финале Цукерман ведёт не очень-то приятный разговор с Лестером Фарли, бывшим мужем Фонии, то оба понимают, что каждый из них имеет в виду, всё же недоговаривая до самого конца. Но сообщая, что будущая книга должна носить заглавие «Человеческий позор», писатель недвусмысленно подчёркивает именно моральный, а не судебно-криминальный аспект выяснения истины. Точно так же и в истории ещё молодого Коулмена Силка, однажды вынужденного сделать мучительный и действительно позорный выбор, значение имеет не столько его отказ от своего прошлого, сколько сам факт нравственного предательства. Потом оно аукнется спустя многие годы в весьма парадоксальной ситуации, когда профессор был обвинён в отсутствии политкорректности по отношении к студентам афроамериканского происхождения. Не это ли следует воспринять как проявление Рока, словно в греческой трагедии, настигающего уже вдогонку, почти у «смерти на краю», в тот момент, когда человек уверовал в собственную непогрешимость и давно забыл о существовании «маленькой лжи». Кстати, во Франции картина называлась весьма любопытно - «Цвет лжи»
Однако рассуждая в таком стиле о данной ленте, нельзя не признать, что её замысел куда интереснее воплощения, а подлинной драмы с совершенно неоднозначными и уж точно неразгадываемыми характерами, увы, не получилось, даже если с актёрской точки зрения удачно поработали и Энтони Хопкинс, и Эд Хэррис в роли Лестера, и Гэри Синиз в качестве писателя Цукермана. В американском прокате фильм провалился, собрав денег почти в шесть раз меньше своего бюджета.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий