![]() | |
• |
Авторы сценария Кира Муратова, Евгений Голубенко по мотивам рассказа “Тяжёлые люди” и пьесы “Татьяна Репина” Антона Чехова
Режиссёр Кира Муратова
Оператор Валерий Махнев
Художник Евгений Голубенко
Премии: приз Гильдии российских кинокритиков на МКФ в Москве, премия за режиссуру на фестивале "Окно в Европу" в Выборге
Оценка - 8,5 (из 10)
Экзистенциальная драма
![]() | |
• | Кадр из фильма |
![]() | |
• | Сергей Бехтерев |
![]() | |
• | Нина Русланова |
![]() | |
• | Наталия Бузько |
Вроде бы произвольное сочетание несочетаемого - скандала за обеденным столом в провинциальном семействе из-за денег, которые следует дать сыну, уезжающему на учение в город, и ставшего тоже скандальным венчания заштатного оперного певца с выгодной невестой, имеющей солидное приданое - на самом деле содержит глубокую подоплёку, связанную не только с несомненным материальным интересом обоих героев. Конечно, можно трактовать появившееся после посещения церкви намерение студента вернуться домой и до конца выяснить отношения со своим отцом почти как тот же дерзкий вызов, который бросила местному обществу подруга Татьяны Репиной, ратующая за восстановление попранной морали и элементарного чувства справедливости. Но беда состоит в том, что оба не достигают якобы благородных целей, и всё у них выглядит устроенным лишь для пущего эффекта, ради простого сотрясания воздуха и отравления атмосферы. А вот несчастные отцы, вынужденные стыдиться поступков собственных детей и сами ведущие себя, увы, неблаговидно, поневоле вызывают более жалостливое отношение.
![]() | |
• | Филипп Панов |
![]() | |
• | Александр Баширов |
![]() | |
• | Жан Даниэль |
![]() | |
• | Георгий Делиев |
И как после этого можно договориться до того, что начать обвинять Муратову в низведении людей до уровня свиней, если она в равной мере восторгается любым проявлением безусловного, неавтоматического, раскрепощённого. Младенец, любопытными глазками живо реагирующий на перепалку в доме или с трудом борющийся с одолевшим его сном; хрюшка со своим будто улыбающимся рылом, выслушивающая бесплодные жалобы хозяина на погоду; работник, пускающийся в перепляс под дождем; умно смотрящие лошади, чью красивую породу постановщица превознесла ещё в “Увлеченьях”... Даже отец, когда долго прихорашивается перед зеркалом и называет себя “красавцем”, вызывает, помимо иронии, вполне понятную симпатию, поскольку в это время остаётся самим собой, естественным и полностью избавленным от тех ролей, которые навязаны ему другими людьми и судьбой. И студент, спящий прямо в церкви, не снимая очков и с перекошенным ртом, тоже по-своему трогателен и беззащитен, тем более когда, приоткрыв глаза, взирает на сурового и непреклонного Спаса - устыдившись его взгляда, отправляется просить прощение у отца. Да и самодовольный жених имеет свой сопереживательный “момент истины”, когда после венчания сидит опустошённо выглядящим рядом с приятелем и клянётся поехать на кладбище, на могилу Татьяны Репиной, чтобы запоздало покаяться.
Люди не так плохи, как они кажутся! И уж точно нельзя считать Киру Муратову “жутким мизантропом”, человеконенавистником, способным присоединиться к циничному мнению одной из героинь в “Трёх историях”, что этой планете следовало бы поставить “ноль”. Режиссёр, разумеется, не отворачивает лица от всех мерзостей и пакостей человеческого существования, демонстрирует внешние и внутренние уродства людей, действительно ведущих себя как марионетки, механические куклы, заученно повторяющие одну и ту же фразу, словно на заевшей пластинке. И даже для кого-то кощунственно намекает в “Чеховских мотивах” на определённую тавтологичность, более того - на схожий автоматизм самого православия, где молитвенные заклинания и произносимые обеты неслучайно повторяются трижды. Это отнюдь не Евангелие так скучно и затянуто, вопреки возгласу одной из девиц, не выдержавших церковной службы. Кстати, и не все зрители по эту сторону экрана выносят подобное испытание, хотя (сужу по собственным впечатлениям) такое “реальное действо”, воссозданное в фильме, может быть интересным и увлекательным по второму и третьему разу.
И при желании услышишь, узришь и поймёшь то, что не слышат, не зрят и не понимают другие. Согласно закону “золотого сечения”, которому стоит последовать и в данном тексте, наиболее важная для постижения “Чеховских мотивов” фраза звучит в одной из молитв отца Ивана незадолго до окончания обряда венчания в церкви: “...христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на Страшном Судилище Христове просим”. Атеистка и богохульница Муратова столь же свята и преисполнена предельного сочувствия к бесконечно сирым человекам, как и родственный, близкий по духу Чехов, которого она как раз по этой причине похожести ранее упорно чуралась. Навязший в зубах Антон Павлович с неизменным “небом в алмазах”, “в Москву, в Москву!”, “в человеке всё должно быть прекрасно” и весьма полезным советом “выдавливать из себя по капле раба”, конечно, ценен как реликт минувшей исторической эпохи. Но наша современница Кира Георгиевна превращает давнее прошлое в продлённое настоящее, смешивает времена в нераспутываемый узел, заставляет дословно повторенные слова, написанные Чеховым, звучать по-модному остранённо и абсурдно (“Пусть мои старые возьмет. Они ещё совсем новые”). Она на самом деле доказывает, что “время всегда одинаково” и “время всегда грубо” по отношению к людям. Проблема заключается только в том, что не надо быть грубым в ответ.
В одном из интервью Муратова точно определила, в чём состоит “тяжесть” изображаемых ею в “Чеховских мотивах” людей: “...они дотошно давящие характеры, и такое происходит в каждой семье”. И развивая эту мысль, добавила: “Понимаете, русский человек серьезён, и из этой серьёзности проистекают такие черты характера, как правдоискательство, богостроительство, правдолюбство: нет, мы выясним всё до конца, пусть мы причиним друг другу боль, зато будем знать всю правду. Лёгкое отношение к жизни, конечно, куда более приятно: да не будем мы доискиваться, кто из нас прав, ладно, замнём для ясности - тут, как говорится, каждому своё”.
И сама художница, как истинно русская, тоже не может избежать этой участи непременно докапываться до глубин и выносить всё наружу, провоцируя подчас неадекватную реакцию на поведанную правду, на то, что посмела поставить перед нами “прямое зеркало”, в котором уж никак не увидишь себя одними лишь красавцами и красавицами. Это действует куда сильнее, нежели кривое зеркало, в котором человеческие черты сознательно заостряются, гиперболизируются и приукрашиваются, так сказать, с обратным знаком. А вот реалистическая истина, будучи горькой и беспощадной, на всякий случай отторгается нашим сознанием - как нечто недопустимое и постыдное. Тем более, если речь в картине идёт о брачно-семейных отношениях, которые ведомы каждому из нас, и практически любой считает себя большим знатоком в данном вопросе, абсолютно верно оценивающим психологические мотивы поведения и порой парадоксальные проявления характеров всех участников “домашних баталий”.
Другая особенность “Чеховских мотивов”, как и находящихся в тесной связи с этой лентой уже упоминавшихся ранних фильмов, а также “Познавая белый свет” и “Чувствительного милиционера” (Борис Парамонов напрасно считает его единственной настоящей неудачей киномастера, стараясь обнаружить там “травестию христианства” и “пародию непорочного зачатия”), таится в непостижимом умении Киры Муратовой творить раскованно и непринуждённо. Мало того, что сам фильм строится как трёхчастная музыкальная форма со своими адажио, скерцо и анданте, или же его можно рассматривать в качестве аналога рондо, поскольку в финальной коде всё возвращается к началу повествования, и герои, проделав очередной круг, оказываются почти там же, где были, хотя и приобрели новый жизненный опыт. Главное, что музыка пронизывает всё происходящее (и не только буквально - в виде дважды повторенного романса, откуда как раз и взята для названия данного текста строчка “...тянется музыки светлая нить”, балетного номера по телевизору или духовных песнопений в церкви).
Фирменные муратовские повторы одних и тех же слов, намеренно накладывающиеся фразы разных героев, многоголосица и невнятица речи - это ритмически организованный приём своеобразных речитативов, исполняемых одновременно. И ссора в провинциальном семействе строится так же музыкально, как и обряд венчания, то и дело сопровождающийся посторонними репликами притомившихся участников церковной церемонии. В обоих случаях длительность и внутренний ритм сцен имеют более важное значение, нежели их содержание, которое, в принципе, могло быть пересказано за несколько минут. А Муратова позволяет чуть ли не физически ощутить продолжительность действия, являющегося с привычной точки зрения фактическим бездействием. И глубоко погружает в представляемую на экране среду, заставляя пережить полную идентификацию с внешне странным и абсурдным миром, который, по сути, заурядно обычен и предельно узнаваем. Мы все в нём живем, но не каждый готов это признать.
Удел неисправимых новаторов, к коим, безусловно, относится Кира Муратова, - это в лучшем случае недопонимание, в худшем - обвинение в формализме, хотя спустя десятилетия её стилевые и ритмические изыски обладают свойством приобретать ясность и прозрачность формы (достаточно пересмотреть сейчас “Долгие проводы”). И “Чеховские мотивы” - это подлинный возврат к “сложной простоте” чёрно-белых работ более чем тридцатилетней давности, ставших уже классикой кино. Пусть один из использованных рассказов 26-летнего Чехова называется “Тяжёлые люди”, осовремененная экранизация 67-летней Муратовой отличается “лёгкостью дыхания” и редкостной свободой во владении кинематографическим ритмом. И музыка слышится не только в заглавии!
Можно посмотреть в Доме кино:
2 декабря - 13.00
6 декабря - 11.00
7 декабря - 15.40
9 декабря - 13.10
А так же в кинотеатре РОЛАН
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий