Нидерланды. 1963. 119 минут.
Автор сценария Фонс Радемакерс (Fons Rademakers) по роману «Тёмная комната Дамокла» (De donkere kamer van Damocles) Виллема Фредерика Херманса (Willem Frederik Hermans)
Оператор Рауль Кутар (Raoul Coutard)
Художник Фризо Вигерсма (Friso Wiegersma)
Композитор Юрриан Андриссен (Jurriaan Andriessen)
Оценка - 8,5 (из 10)
Военная экзистенциальная притча
Молодой и неуверенный в себе голландский парень Дукер, жаждущий подвигов в годы немецкой оккупации, буквально раздваивается на две ипостаси, будучи принятым за английского агента Дорбека, хотя ему самому прежде следовало бы уверовать в собственную идентичность.
Авторская «сторонняя ирония» оформлена режиссёром Фонсом Радемакерсом уже на композиционном уровне. Однажды происшедшее раздвоение главного героя, потом так и не сумевшего при жизни доказать реальное наличие своего двойника, будто материализуется навек в некоем посмертном видении, а на самом деле - в своеобразном постскриптуме постановщика, дозволяющего именно химерическому созданию до конца остаться на экране и даже запутать доверчивых зрителей относительно того, кто же вышел живым из «тёмной комнаты Дамокла» (таково название романа-первоисточника).
Между прочим, сегодняшней аудитории вдвойне любопытно наблюдать за трансформацией этого персонажа в экзистенциальной «пограничной ситуации», поскольку там сильнее даёт о себе знать философия релятивизма, непознаваемости всего сущего, включая собственную личность. А также существует проблема размытости границ между видимым и невидимым, прошлым и настоящим, что явственнее прозвучит в кино лишь несколькими годами спустя - в «Фотоувеличении» Микеланджело Антониони, «Персоне» Ингмара Бергмана, «Партнёре» и «Стратегии паука» Бернардо Бертолуччи. Но фильм «Как две капли воды» явно оказался недооценённым членами жюри конкурса Каннского кинофестиваля 1963 года, которые, напротив, предпочли тогда наградить, например, такую героическую картину, как «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова.
Вообще-то этот радемакерсовский «предатель-герой», взятый отнюдь не у Хорхе Луиса Борхеса, а у голландского писателя Виллема Фредерика Херманса, который и дальше развивал идею паранойи (романы «Паранойя» и «Слепой фотограф» были экранизированы Адрианом Дитворстом), больше напоминает «заплутавшего на войне» заглавного персонажа из «Лакомба Люсьена» Луи Маля. Но вот метафизическая трактовка событий, выраженная ещё и в изысканном визуальном ряде (был специально приглашён прославленный французский оператор Рауль Кутар), заставляет воспринимать поведанное не с точки зрения исторической правды или же с учётом раздвоенного сознания, а как программное высказывание режиссёра об относительности наших понятий о бытии.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий