АТАЛАНТА (L'Atalante), Франция, 1934, 89 мин.
Непритязательная житейская история женитьбы капитана баржи «Аталанта» Жана на деревенской девушке Жюльетте, их свадебного путешествия по каналам Франции к Парижу в сопровождении юнги-несмышленыша и несуразного «морского волка» папаши Жюля, а также ссора молодых, разлука и счастливое воссоединение в финале, — эта столь не претендовавшая на шедевр история стала лебединой песнью ее создателя, режиссера Жана Виго, ввела его в ранг поистине, а не номинально, бессмертных. Полуторачасовой фильм оказался не только подлинным шедевром, но и фильмом-мифом в искусстве 20 века. Его не смогли уничтожить ни последовавший бездумный монтаж прокатной версии, ни столь же бездарная «реставрация» студии «Гомон» уже в новое время. Бесспорно, автор четырех фильмов Жан Виго — короткометражек «По поводу Ниццы» (1930) и «Тарис, или плавание» (1931), а также среднеметражного фильма «Ноль за поведение» (1932) — был художником с кинематографом в крови. Претворить повседневную действительность французской провинции в сказочную феерию, а веселый Париж представить столь непарадно, во всей его ненавязчивой тусклости мог лишь гениальный режиссер. Для того, чтобы снять повседневность, как сказку, он сумел выбрать блистательного оператора — Бориса Кауфмана, брата Дзиги Вертова. (не русский ли оператор подучил Мишеля Симона спеть в фильме озорную частушку «Во саду ли, в огороде..»?) Мелодический строй фильма композитора Мориса Жобера с его внутренним драматизмом не испортили даже последующие музыкально-песенные вставки (когда перемонтированная для проката версия фильма под названием «Проплывающая шаланда» была снабжена дописанной музыкой и одноименной песней). В блистательную режиссуру фильма, в ее высокий пластико-музыкальный ряд органично вписывается слаженный актерский ансамбль из Мишеля Симона и Диты Парло, Жана Дасте и Жиля Магерититса. Художественная же сторона ленты в целом воссоздана была авторами в «Аталанте» не сама по себе, отнюдь не самоигрально, но вполне осознанно, а именно, чтобы ощутимо прозвучал с экрана гимн человеческой нежности и одновременно людской солидарности ...И лишь самая последняя реставрация шедевра в согласии с авторским замыслом и при участии дочери режиссера Люс Виго — реставрация, сделанная уже на пороге нового века, приблизила шедевр к тому, каким задумал его сам Жан Виго.
Валерий Босенко
В ролях: Жан Дасте, Дита Парло, Мишель Симон , Жиль Маргеритис, Луи Лефевр, братья Жак и Пьер Преверы.
Режиссер: Жан Виго .
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий