ДРАКУЛА БРЕМА СТОКЕРА


Постер фильма «Дракула Брема Стокера».


Киану Ривз и Уайнона Райдер. Кадр из фильма «Дракула Брема Стокера».


Киану Ривз. Кадр из фильма «Дракула Брема Стокера».

«ДРАКУЛА БРЕМА СТОКЕРА» (Bram Stoker's Dracula) США, 1992, 123 мин.

Исторический фильм, фильм ужасов.

Лента Френсиса Форда Копполы — не очередная вариация одного из самых экранизируемых сюжетов о графе-вампире из Трансильвании. Имя английского писателя Брема Стокера, создавшего в 1897 году роман «Дракула» и прославившегося благодаря этому, вынесено в название картины для того, чтобы подчеркнуть следование без малого столетней традиции трактовки образа Дракулы и подтвердить пристрастие постановщика к романтически-мистической трактовке событий, которые чаще всего становятся лишь поводом для демонстрации внешних ужасов.

Можно вспомнить о том, что еще в начале своей творческой карьеры Френсис Коппола отдал дань так называемому «готическому направлению» в фильме «Безумие 13», действие которого происходило в ирландском замке, хоть и в наши времена. В «Дракуле» Брема Стокера, появившейся на излете викторианской эпохи, к тому же и на изломе веков, когда особенно обостряются таинственные, спиритические и потусторонние настроения, американского режиссера, конечно же, прельстила идея проникновения загадочного, непостижимого, варварского и дьявольского в атмосферу чинного, респектабельного мира лондонских аристократов.

Румыния 15 века времен правления Влада III, прозванного Сажателем на кол, вторгается вместе с неумирающим Дракулой в тихое и благопристойное существование юных британцев Мины и Джонатана, невесты и жениха, которые узнают о наличии запредельных явлений, перевоплощении душ и мучительном отчаянии того, кто бросил вызов Богу за смерть своей возлюбленной несколько веков назад. С одной стороны, версия Копполы — типичная любовная история, еще одна сказка о «красавице и чудовище» (Мина — как бы новая ипостась любимой девушки Дракулы), воссозданная с голливудским размахом, поистине «от всего сердца». Но с восторгом восприняв предложение молодой актрисы Уиноны Райдер (как раз сыгравшей Мину и ее предыдущее воплощение на свете), с которой режиссер хотел поработать еще в третьей серии «Крестного отца», Коппола все же не ограничился привлекательной для зрителей готической мелодрамой, а стремился создать great spectacle по канонам голливудского Большого стиля, не забыв и об интеллектуальной публике, предложив ей своеобразную киноэнциклопедию «дракулизма», в основном ориентируясь на «Носферату, призрак ночи» Вернера Херцога (в свою очередь, римейк картины «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, снятой еще в 1922 году в манере экспрессионизма).

Френсис Коппола поставил истинно постмодернистское кино — то есть не только смешав стили и жанры, наполнив повествование целым рядом литературных, живописных, кинематографических и прочих культурных цитат, сознательно набрав интернациональный состав съемочной группы (оператор Михаэль Бальхауз — немец, снявший 15 картин Райнера Вернера Фассбиндера; композитор Войцех Киляр — поляк, работавший с Анджеем Вайдой, Кшиштофом Занусси и названный Джоном Кейджем «Папой современной музыки»; художник по костюмам Эйко Исиока — японка, неоднократно получавшая призы за свои необычные работы, и на этот раз удостоенная «Оскара» за костюмы к «Дракуле»; среди исполнителей много англичан — Гари Олдмен, Энтони Хопкинс, Седи Фрост, Кери Элвс, а трех невест Дракулы сыграли итальянка Моника Беллуччи, Микаела Берку из Израиля и румынка Флорина Кендрик). После ряда провалов и полуудач, будучи вынужденным для улучшения финансового положения поставить «Крестного отца, часть III», Коппола сумел в «Дракуле» найти баланс между высокохудожественным и коммерчески-зрелищным.

Фильм пользовался неожиданно значительным успехом в прокате (в США — $82,5 млн кассовых сборов), широко обсуждался в различных кинематографических изданиях, правда, скромнее был встречен на церемонии награждения «Оскарами» (еще две второстепенных премии — Грегу Кенному за искусный грим и создателям звуковых эффектов). Но во время просмотра все же не покидает ощущение, что вопреки немалым претензиям режиссера на кинематографическое новаторство и философичность произведения, скромный немой шедевр Мурнау неизмеримо умнее, прозорливее и запредельнее по сути.

Сергей Кудрявцев

 

В ролях: Гари Олдмен, Уинона Райдер, Энтони Хопкинс, Киану Ривз, Ричард Грант, Кери Элвс, Том Уэйтс, Седи Фрост.

Режиссер Френсис Форд Коппола.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.