СКОТТ Ридли

СКОТТ (Scott) Ридли (р. 30 ноября 1937), английский режиссер.

Окончил Королевский колледж искусств в Лондоне. В 1958 снял короткометражку на пленке 16 мм «Мальчик на велосипеде» (Boy On a Bicycle) с младшим братом Тони Скоттом в главной роли. В середине 1960-х сотрудничал на телеканале Би-Би-Си сначала как художник, потом снимал эпизоды для телесериалов «Автомобили «Зед» и «Осведомитель». Основав собственную компанию, прославился в качестве оригинального мастера рекламы с необычными визуальными решениями (считается, что фирма Скотта произвела примерно 3000 роликов). В еще большей степени подтвердил и упрочил свое реноме исключительного стилиста, уникального творца со своеобразной фантазией, экранизировав в 1977 произведение Джозефа Конрада «Дуэлянты» (The Duellists) из эпохи наполеоновских походов (премия за дебют на Каннском кинофестивалее). К наиболее «стильным» работам Ридли Скотта, в которых визуальная красота подчас становится самодовлеющей, а сюжет почти не имеет особого значения, относятся также романтическая сказка «Легенда» (Legend, 1985) и мелодраматический триллер «Тот, кто меня бережет» (Someone To Watch Over Me, 1987). Ленты «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner, 1982) и «1492: Покорение рая» (1492: Conquest Of Paradise, 1992) оказываются иносказательными антиутопиями-притчами. Первая из картин, несмотря на фантастический антураж, погружена в старомодный мир «черного фильма» 1940-х годов, а вторая, напротив, трактуется словно космическая одиссея Христофора Колумба, отправившегося к неведомым берегам как на другую планету.

Лучшие работы Скотта — фантастический фильм ужасов «Чужой» (Alien, 1979, приз на МКФ в Сан-Себастьяне) и драма «Тельма и Луиза» (Thelma & Louise,1991, номинация на «Оскар» за режиссуру). Вопреки тому, что они диаметрально отличаются друг от друга и по тематике, и по художественным средствам, на самом деле наиболее точно отвечают стремлению режиссера, постоянно помнящего о философской сверхзадаче прорваться сквозь космический кошмар или надоевший быт американской провинции куда-то в иные пределы, в некие сверхдуховные сферы. Причем финалы производят, как минимум, двойственное впечатление. Самоубийство Тельмы и Луизы выглядит как победа над преследователями и вознесение на небеса. А избавление женщины-офицера Рипли от внеземного чудовища радует лишь в первое мгновение — разлетевшись мириадами частиц по Вселенной, этот Чужой где-нибудь вновь регенерируется. Криминальная мелодрама превращается в горестную оду, а инопланетная «страшилка» в фантастическую притчу, предостерегающую все человечество.

Более компромиссными и менее интересными даже в художественном плане кажутся картины «Черный дождь» (Black Rain, 1989) и «Белый шквал» (White Squall, 1995), в которых отдельные мощно и изобретательно поставленные сцены все-таки не могут компенсировать определенную поверхностность режиссерского замысла. Но в целом для творчества Ридли Скотта характерно кинематографическое неистовство наряду с порой холодным, рассудочным выстраиванием своих художественных конструкций. Его виртуозные панорамы, неожиданные ракурсы, странные по цвету и немыслимые по освещению кадры, страсть к причудливым декорациям, сотворению перед камерой, а затем и на экране как бы новой реальности, более впечатляющей, действующей уже на подсознание — не чудачество творца, амбициозный комплекс того, кто мнит себя демиургом. И даже не игривый полет фантазии подлинного автора, все равно остающегося самим собой при реализации чужих сценариев всевозможных жанров и стилей. Достаточно вспомнить, как одержимо ищут ответа на неразрешимые сомнения репликанты и их истребитель поневоле в «Блейд-раннере», вроде бы беспечные, взбалмошные, эмансипированные девицы из «Тельмы и Луизы». Схватка со Злом в «Чужом» и «Легенде» призвана проявить сложную внутреннюю борьбу человека с собственными страхами и неудержимую, почти бессознательную тягу к Неизвестному (не это ли движет и Колумбом в «1492: Покорение рая»?!).

В 2000 Скотт снял историческую картину «Гладиатор» (Gladiator, 2000), которая стала коммерческим хитом, и многими критиками признается как лучшая его лента 1990-х. Блокбастер с бюджетом более 100 миллионов долларов и с Расселом Кроу в главной роли возрождал голливудский жанр «пеплума» — исторического фильма о древнем Риме. Великолепно поставленные батальные сцены гладиаторских боев и сражений не скрыли пафос духовного противостояния главного героя гладиатора Максима и римского императора Коммода, особенно нарастающий к кульминации и ставший парафразом борьбы Добра и Зла. Очень красиво поставленная, с явным упором на европейскую школу кинематографа, картина, тем не менее, получила пять «Оскаров» (лучший фильм, Р. Кроу — лучший актер, звук, костюмы и визуальные эффекты).

Подобный успех режиссера, которого уже успели «сдать в архив», вернул его в голливудскую элиту и сделал чрезвычайно востребованным. В 2001 на экраны вышел фильм «Ганнибал» (Hannibal, 2001) — сиквел одного из лучших триллеров 1990-х «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs, 1991), сделанный по третьему роману Т. Харриса о психоаналитике-людоеде. Лента стала кассовым хитом, в значительной степени благодаря успеху его предыдущего фильма «Гладиатор». Действие картины развивается во Флоренции, и ее очевидная красивость особенно контрастно выглядит на фоне кровавых сцен. Картина получила весьма противоречивые отзывы критиков, отметивших чрезмерную натуралистичность, схематизм сюжета и потерю режиссером чувства стиля.

И в криминальных по сюжету лентах «Тот, кто меня бережет» и «Черный дождь», в приключенческой драме «Белый шквал» и в исторической картине «Гладиаторе» герои в опасной ситуации вынуждены пересмотреть свою жизненную позицию, чтобы потом на мгновение обрести в надежде на будущее свое утраченное душевное равновесие. Несмотря ни на что, Ридли Скотт — философ жизни, которая побеждает смерть, певец человека, преодолевающего все напасти на своем пути к мечте или истине. И неистребимый поэт, воспаряющий над реальностью даже в самых мрачных и пугающих произведениях.

Сергей Кудрявцев


Энди Гарсия в фильме Ридли Скотта "Черный дождь".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Миа Сэра, Том Круз в фильме Ридли Скотта "Легенда".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Заглавные роли в фильме Ридли Скотта "Тельма и Луиза" сыграли Сьюзен Сэрендон и Джина Дэвис.
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"

1977 ДУЭЛЯНТЫ / THE DUELLISTS режиссер
1979 ЧУЖОЙ / ALIEN режиссер
1982 БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ / BLADE RUNNER режиссер
1985 ЛЕГЕНДА / LEGEND режиссер
1987 ТОТ, КТО МЕНЯ БЕРЕЖЕТ / SOMEONE TO WATCH OVER ME, режиссер
1989 ЧЕРНЫЙ ДОЖДЬ / BLACK RAIN режиссер
1991 ТЕЛЬМА И ЛУИЗА / THELMA & LOUISE продюсер, режиссер
1992 1492: ПОКОРЕНИЕ РАЯ / 1492: CONQUEST OF PARADISE продюсер, режиссер
1994 ВЕРСИЯ БРАУНИНГА / THE BROWNING VERSION продюсер
1995 БЕЛЫЙ ШКВАЛ / WHITE SQUALL режиссер
1997 G.I. JANE режиссер, продюсер
1998 CLAY PIGEONS продюсер
1999 RKO 281 (TV) продюсер
2000 GLADIATOR режиссер
2001 BLACK HAWK DOWN режиссер, продюсер
2001 HANNIBAL режиссер, продюсер
2002 Six Bullets from Now продюсер
2003 Matchctick Men режиссер, продюсер


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.