СПАСИ И СОХРАНИ

«СПАСИ И СОХРАНИ», СССР, Троицкий мост/Ленфильм, 1989, цв., 165 мин.

Психологическая драма. По мотивам романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».

Эти два слова, начертанные на нательном кресте христианина, как символ веры, как знак защиты, режиссер Александр Сокуров вынес в заголовок фильма. В своей режиссерской практике Сокуров не раз обращается к большой литературе: А. Платонов и Б. Шоу дали жизнь фильмам «Одинокий голос человека» и «Скорбное бесчувствие». И к ним совсем не подходит определение «экранизации». Ибо это всегда прорыв сквозь пространство литературного первоисточника в иную эстетическую сферу.

Обращение к роману о ней — из давних замыслов режиссера. Долго пришлось ждать встречи со «своей» Эммой. Исходным и непременным условием было то, что это не могла быть профессиональная актриса. В Локарно во время кинофестиваля, Сокуров увидел женщину и мгновенно узнал в ней главную героиню своего будущнго фильма. Это была Сесиль Зервудаки — преподаватель Сорбонны, лингвист, к кино до этого имевшая отношение только как зритель.

Удивительное лицо — старомодное и современное, то некрасивое, то прекрасное. По загадочности и переменчивости какое-то космическое существо. Гречанка и итальянка по крови, француженка по воспитанию, человек всеевропейской культуры. На экране соседствуют предметы прошлого и нынешнего веков, временами начинает звучать современная музыка. Так на экране утверждается время вечности.

Главные сокуровские темы, постоянные, сокровенные — смерть, любовь, смысл бытия, вливаясь в историю женской судьбы, приобретают особый драматизм. «Спаси и сохрани» — вот ведущая авторская интонация. Одиночество и смерть здесь неразрывны с эросом, внечувственным, трагическим. Здесь нет места любви, только убивающая холодная страсть, сила не божественная, но дьявольская, не созидающая, но смертоносная. Способность Эммы любить, всепоглощающая жажда любви становятся огромным несчастьем для нее самой, для тех , кто рядом.

Эротика, по убеждению Сокурова, — не физиология, но особое, высокое духовно-телесное чувствование другого. Об этом фильм «Спаси и сохрани», сюжет жизни и смерти женщины без любви. Сцены отравления, агонии, похорон — сюжет в сюжете фильма, венчающий его мощным апокалиптическим финалом. Он проливает особый свет на все предшествующие события, поступки чувствования. Не адюльтер и вина перед обманутым мужем, но прелюбодеяние как нарушение одной из заповедей и прегрешение перед Всевышним.

В ролях: Сесиль Зервудаки, Роберт Вааб, Александр Чередник, Вячеслав Роговой, Юрий Стернин, Дарья Шпаликова.

Режиссер: Александр Сокуров.

Автор сценария: Юрий Арабов.

Оператор: Сергей Юриздицкий.

Художник-постановщик: Елена Амшинская.

Композитор: Юрий Ханин.

Звукорежиссер: Владимир Персов.

Монтаж: Леда Семенова.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.