• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич


Донатас Банионис, Наталья Бондарчук в фильме Андрея Тарковского "Солярис".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Анатолий Солоницын в заглавной роли в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Андрей ТАРКОВСКИЙ. Архив ТОО «Агенство Люмьер»

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (04.04.1932, село Завражье (город Юрьевец), Ивановская область — 29.12.1986, Париж), режиссер, сценарист, актер, художник.

Народный артист РСФСР (1980); Лауреат итальянской премии «Давид ди Донателло» (1980) в номинации «За вклад в киноискусство» за ретроспективу фильмов; Лауреат Ленинской премии (посмертно).

Учился в Московском институте востоковедения, работал в геологических партиях. В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма) и защитил диплом короткометражным фильмом «Каток и скрипка» (1960, главный приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, США, 1961). С 1961 — режиссер «Мосфильма».

«Иваново детство» (1962, по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван», «Золотой лев св. Марка» на кинофестивале в Венеции, 1962 и более 10 призов на др. кинофестивалях) сделало имя Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский киноязык — объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война увидена как конечная точка Истории — Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея Тарковского как об эстетическом и нравственном феномене — с единой генеральной темой — ответственности человека перед всем ходом Истории.

Картина «Страсти по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Канне, 1969), включенная в список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла на экраны в 1971 под названием «Андрей Рублев». Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия 15 в. предстает в трагической обыденности. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского интеллигента 1960-х гг. о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.

В «Солярисе» (1972, по роману С. Лема, «Серебряная пальмовая ветвь» и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1972) Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона.

«Зеркало» (1975) — автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце — замечательном поэте Арсении Тарковском, чьи стихи звучат за кадром. Фильм, лишенный линейного повествования, построен на изощреннейшем ассоциативном монтаже. Рядом с глубоко личными мотивами здесь присутствует живое дыхание истории. Интимные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах.

В 1977 Тарковский ставит «Гамлета» У. Шекспира в Московском Театре им. Ленинского комсомола (постановка успеха не имела).

В «Сталкере»(1979, по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», премия экуменического жюри кинофестиваля в Канне, 1982) причудливый кинематографический язык Тарковского претерпевает ряд изменений, становясь внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм предельно очищен от внешних примет фантастического жанра. Изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно. И если это фильм-путешествие, то скорее всего, в пространстве человеческой души.

В 1982 Тарковский уезжает в Италию, где в процессе поисков натуры для нового фильма снимает документальную ленту «Время путешествия» (1982). В 1983 осуществляет постановку оперы «Борис Годунов» в Ковент-гардене (Лондон).

«Ностальгия» (1983, Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983) рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. Фильм снят в той же, внешне аскетической манере, адекватно передающей душевный кризис героя. В картине отчетливо звучит мотив личной жертвы, который получит развитие в шедевре «Жертвоприношение» (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986), снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Тарковского, его завещанием. Здесь режиссерская техника достигает предельной высоты и подводится итог нравственному поиску Тарковского. Герой фильма жертвует личным благополучием — сжигает свой дом, оставляет семью и горячо любимого сына, обрекает себя на молчание — по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение представляется режиссеру венцом и смыслом жизни. Последний фильм стал логической точкой в напряженном богоискательстве, пронизавшем все творчество Тарковского.

В 1986 он умер от рака и был похоронен на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

1960 КАТОК И СКРИПКА режиссер, автор сценария

1962 ИВАНОВО ДЕТСТВО режиссер

1964 МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ («Застава Ильича») актер

1966 АНДРЕЙ РУБЛЕВ («Страсти по Андрею») автор сценария, режиссер

1967 СЕРГЕЙ ЛАЗО актер

1968 ОДИН ШАНС ИЗ ТЫСЯЧИ худ.рук., автор сценария

1972 СОЛЯРИС режиссер, автор сценария

1973 ТЕРПКИЙ ВИНОГРАД худ.рук.

1974 ЗЕРКАЛО автор сценария, режиссер

1978 ГАДАНИЕ НА РОМАШКЕ (киноальманах) худ.рук.

1979 СТАЛКЕР режиссер, художник

1983 НОСТАЛЬГИЯ автор сценария, режиссер

1986 ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ режиссер, автор сценария

Теги: Актер | Отечественные персоналии | Режиссер | Сценарист | Художник

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Могут и должны
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
Почему сделка России и США состоится не сейчас
В Москве проходит прощание с экс-министром транспорта Романом Старовойтом
Избранное
Вольный путь «Мастер ветер» (интернет-сингл)
Redemption «I Am The Storm»
Обзор Mercedes GLC
Потратьте две минуты времени и навсегда забудьте о проблемах с шинами на авто
Глеб Самойлов рассказал страшную городскую легенду на концерте с оркестром
«В либеральном лагере отлично видят, где слабое место Кремля в чеченском вопросе»
«СВО заложила новую инерцию, дала импульс новой исторической траектории. Россия двинулась в ином направлении»
Аборт мозга «Акустика. Москва 23.03.2023» (компакт-кассета)
«Монгол Шуудан» сыграл на презентации песню с немыслимым для себя названием
Вежливый отказ «Не о том речь»
«Пикник», 9 октября, ДК Россия (Оренбург)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.