Сектор Газа «Новая коллекция. Лучшие песни» (2009)

Исполнитель: Сектор Газа
Название: «Новая коллекция. Лучшие песни»
Стиль: Панк-рок
Год выпуска: 2009
В концепцию группы «Сектор Газа» до сих пор по-настоящему врубаются лишь единицы. Дворовые парни с непритязательными вкусами обычно ищут в песнях Юрия Хоя неприличных выражений и пикантных подробностей. Снобы же и «высоколобые интеллектуалы» привыкли воспринимать эти произведения свысока. Так было в конце 80-х – и с тех пор вряд ли ситуация кардинально изменилась.
Между тем Юрий Хой первым адекватно описал быт и нравы молодежи из провинциальных рабочих окраин и окрестных деревень. Описал смачно, сочно, емко, увлекательно, с неповторимым юморком и (чего уж греха таить) матерком. Немало внимания музыкант уделял вампирам, вурдалакам, ведьмам и прочей нежити, но и в этих песнях в завуалированном виде предстают все те же простые ребята и закомплексованные девушки с рабочих окраин. Яркий пример – треки из последнего альбома «Сектора Газа» «Восставший из Ада», который во многом опередил свое время, а потому в итоге оказался никому не нужен. На этом диске Хой одним из первых в русском роке активно использовал элементы тяжелого рэпа, смело сочетая экстремальную музыку с запрограммированной ритм-секцией.
К слову, лидер «Сектора Газа» всегда был в курсе последних музыкальных находок, обладал обширной фонотекой и активно использовал свежие наработки в своих композициях. Аранжировки группы по-прежнему способны впечатлять и удивлять. Чего, например, стоит гибрид панковских гитарных рифов и клавишных в духе китайской пентатоники в «Утопленнике». Или частое цитирование в песнях прозаических отрывков, которое позже стало фирменной «фишкой» тех же «БИ-2». Следы влияния «Сектора Газа» можно обнаружить, например, и у «Агаты Кристи», и у «Короля и Шута» (хотя последние никогда не соглашаются с этим). Наконец, «Сектор Газа» были первыми, кто выпустил в России альбом с единой сюжетной линией («Сказка», 1994), ставший прообразом для аналогичных работ «Ва-Банка», «Краденого Солнца» и «Пилота».
«Сектор Газа» имел контракт с лейблом «Гала Рекордс». Согласно этим договоренностям, группа должна была регулярно выдавать на-гора очередную пластинку. Однако во второй половине 90-х Хоя внезапно настиг творческий кризис, и выпускающей компании пришлось заполнять пробелы разнообразными сборниками ремиксов, баллад и лучших песен. Так что, с одной стороны, недостатка в «бэстах» у группы никогда не было. С другой – «Гала» очень давно толком не напоминала о своих проставленных подопечных. Чудовищный трибьют «Сектору Газа», наспех выпущенный в 2005-м, лишь усугубил ситуацию. Веско напомнить о достоинствах группы сумел лишь инициатор серии «бэстов» «Новая Коллекция» Руслан Орлов.
Составитель сосредоточился на классических альбомах «Сектора», полностью проигнорировав «Сказку» и фрагментарно представив «Восставшего из Ада». Оба альбома являются цельными полотнами. Хотя с последним диском Хоя это и не так очевидно, однако сам автор подчеркивал, что в альбоме описано, как герой вернулся из армии, женился… Затем и он, и его супруга гибнут насильственной смертью – и тут начинается их бытие в загробном мире среди всевозможной нечисти. Так что, дабы не разрывать цельность замысла, Орлов ограничился двумя наиболее самостоятельными композициями с «Восставшего» - ушедшей в народ «Демобилизацией» и мрачной «виньеткой ложной сути» «Черный вурдалак».
Юрий Хой был не только гениальным бытописателем, но и неординарным «философом от сохи». Соответственно, в двухдисковую «Новую коллекцию», помимо общеизвестных хитов («Колхозный панк», «Попец», «Возле дома твоего», «Пасха», «Ява», «Взял вину на себя», «БОМЖ», «Пора домой», «Туман», «Твой звонок»), вошли такие рассуждения о смысле бытия, как «30 лет», «Life» и «Моя смерть». Известно, что практически всем талантливым творцам дано предчувствовать, какой смертью они умрут. Не минула эта участь и Хоя. В «Укусе вампира» есть такие строки: «Сейчас меня тошнит немного, нужен мне гемоглобин… Я не знаю, что мне делать, но трясет меня, и жарко в груди». Они почти слово в слово совпадают с подробными воспоминаниями свидетельницы кончины Хоя Ольги. Перед этой жуткой ассоциацией как-то сразу меркнет все остальное. Тем более что подобные же мысли навевает сюрреалистический дизайн сборника, выполненный постоянным оформителем альбомов «Сектора Газа» Дмитрием Самборским.
Сильный сборник, мощная встряска!!
Денис Ступников
Делится впечатлениями об альбоме:
Артемий Троицкий, музыкальный критик:
Я большой поклонник группы «Сектор Газа». Я считаю, что эта группа вполне адекватно оценена народом, но абсолютно недооценена так называемыми рок-интеллектуалами, критиками и прочими рок-экспертами. Если сравнивать «Сектор Газа» и «Гражданскую оборону», то первая, на мой взгляд, несравненно более искренняя и натуральная группа, нежели чем последняя. Егор Летов был мастером мимикрии и приспособления люмпен-интеллектуальных западных клише к вкусам столичной люмпен-интеллигенции. В то время как Юра Хой – это натуральный, русский, народный панк-роковый продукт.
В группе «Гражданская оборона» я всегда ощущал очень мощную фальшь. Я никогда не любил Егора Летова и никогда не понимал тех людей, который обладали неплохим вкусом, но при этом от Летова и «Гражданской обороны» перлись и тащились. Я всегда мог пальцем указать, что и откуда Егор Летов позаимствовал. Прототипы эти всегда угадывались: в четырех случаях из пяти он это брал из английской, и в одном из пяти из американской музыки. Это касается и музыки, и месседжа. Я считаю Егора Летова совершеннейшим эпигоном. Что касается Юры Хоя, то он-то как раз был парнем простым, простодушным. Как мне кажется «Сектора Газ» был и остается лучшей нашей народной панк-группой. Нашей лучшей интеллигентской панк-группой я всегда считал «Автоматические Удовлетворители» покойного Андрея «Свина» Панова, а «Сектор Газа» лучшей народной панк-группой.
Насколько мне известно, «Сектор Газа» это очень популярная группа в реально народных, провинциальных, низовых, молодежных слоях. Есть определенное взаимопонимание между этой тульско-воронежской группой и оренбургско-костромской молодежью. Почему я в это дело врубаюсь, не знаю, поскольку частью народа, провинциальным панком никогда не был. Я думаю, что просто моя звериная интуиция мне подсказывает, что у «Сектора Газа» все правда. Они мне очень нравятся. Я с огромным удовольствием слушаю их песни. Я считаю Хоя прекрасным автором, создавшим огромное количество действительно забавных, из серии нарочно не придумаешь, юмористических находок. «Сектор Газа» - это энциклопедия подростковой провинциальной жизни конца 80-х – начала 90-х годов. Это очень ценная группа с антропологической точки зрения, кроме того талантливая и, как мне представляется, абсолютно не стареющая со временем.
Комментарии читателей Оставить комментарий