«Сферу туризма перевели в статус побочной доходной деятельности»

Упразднение федеральной структуры, занимавшейся проблемами и развитием сферы туризма, и передача ее функций Министерству экономического развития не слишком неожиданно, после того как в 2018 году Ростуризм был изъят из ведения Минкульта и передан уже тогда в ведение все того же Минэкономразвития. Все началось уже тогда – а сегодня лишь завершается: просто сферу туризма окончательно лишили собственной управленческой субъектности и подчинили задачам, которые должно решать Министерство экономического развития - задачам добывания денег.
Оснований для этого было не больше, чем передать его в ведение Министерства торговли. Или Банка России. Потому что в одном случае совершающие туры – совершают массовые закупки сувениров, а в другом – меняют большие суммы валюты.
И это – печально. Как и практическое исчезновение из общественной жизни страны самого Министерства культуры. Потому что туризм – на самом деле это не про деньги, это про культуру, образование и просвещение. Сводить его в сферу экономики – то же, что сводить в сферу экономики образование и культуру.
Наверное, у каждого свой туризм. Для одного он – закупка модных блузок в модных бутиках в период распродажи. Для другого – тренировка мышц в пеших переходах по бездорожью. Для третьего – погружение в историю и культуру.
Правда, для второго туризм – это тоже все-таки не тренировка в спортивной ходьбе (для нее хватает дорог и дома), а познание страны, по которой он идет.
Сам по себе туризм – это всего лишь «совершение тура», то есть поездка. Способ, а не цель. Цели у совершающих туры действительно могут быть предельно различными. Но если определять ведомственную принадлежность той или иной сферы по способу достижения цели, доминантной для этой сферы, то туризм вообще нужно относить к Министерству путей сообщения.
Весь вопрос именно в этих доминантных целях.
Для туроператора цель туризма – получение прибыли. Для страдающего шопингзависимостью – закупки. Нужного и не нужного – но нового и такого, чтобы знакомые удивились.
Но если речь идет о том, какое государственное ведомство получает право на управление сферой туризма, вопрос встает о том, каковы цели государственной политики в сфере туризма. Что в туризме приоритетно для государства.
Только вообще-то люди в первую очередь стремятся в путешествия, чтобы узнать новое о мире – о странах, народах, истории, культуре.
Ударным моментом торжества России в Сочи были не только гроздья золотых медалей, но феерии открытия и закрытия Игр, посвященные истории и культуре России. И может быть, и медалей было столько, сколько было, потому что были эти феерии и была эта культура.
Бисмарк сказал, что «битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель». Может быть, можно сказать, что в политическом смысле Олимпийские игры в Сочи выиграло Министерство культуры.
Туризм – это в первую очередь осмотр достопримечательностей – и природных, и антропогенных. То есть так или иначе, притом, что существует и оздоровительный, и спортивный, и пляжный туризм, основное в нем все же познание, Просвещение.
И если говорить с точки зрения сегодняшних интересов страны и государства, туризм, в первую очередь – это способ и ресурс историко-культурной национальной самоидентификации.
Способ познания своей страны и понимания своей страны и осознания как того, что эта страна – твоя, так и того, что такое твоя страна.
Для того, чтобы люди могли успешно защитить свою страну, они должны знать, что они защищают, и понимать, с чем они связаны в своей идентификации, что есть их прошлое и из чего выросли они сами.
Наши туристы, посещающие Китай, замечают интересную деталь: до 90% туристов в исторических местах (типа монастыря Шаолинь) – это китайская молодежь. Студенты, старшеклассники. Это явно государственная политика, потому что такая ситуация во время учебного года. Так там воспитывают молодежь: она видит, как прекрасна их страна, какая у нее богатая история. Над этим подходом стоит задуматься.
Если мы относим туризм в сферу экономического развития, мы делаем его видом прибыледобывания, а туристов – поставщиками прибыли. Если в сферу культуры – делаем его способом самоидентификации и воспитания гражданственности, а туристов – носителями культурного наследия и страны, и человечества.
Тот, кто выступает за первое, не совершает ничего криминального. Просто он больше чувствует свое место в торговле, чем в культуре. Тот, кто выступает за второе, больше чувствует свое место в культуре. Свою связь с ней и с историей своей страны. И эти задачи решают все-таки не пляжный и шопинг-туризм, а историко-культурный и военно-исторический туризм.
Можно долго спорить, справляется или не справляется с руководством туризмом то или иное ведомство. Но важнее определить все же, что такое сегодня туризм для государства.
И определить то, что можно было бы назвать государственной политикой в области туризма.
Делая туризм сферой заботы экономического ведомства, мы делаем его сферой заботы получения прибыли. А для получения прибыли неважно, заплатит турист за водку или за вид на Ласточкино гнездо в Ялте. Важно – чтобы платил. Можно – за карикатуры на отечественных правителей. Можно – за гамбургеры. Важно привлечь его туда, где можно будет заставить его заплатить деньги, и позабавить.
В принципе, отношение к туризму как к способу и средству Просвещения если когда-то в стране и было, то разве только в советские времена. Попытка увидеть в туризме его культурное содержание была сделана в 2012-2018 годах. Но и тогда Ростуризм оказался административно автономен и к проблемам культурно-просветительского наполнения достаточно прохладен. Затем его откровенно стали рассматривать как коммерческую и прибыле-приносящую отрасль.
Теперь саму сферу туризма перевели в статус побочной доходной деятельности. Что даже не удивляет на фоне практического отказа от того содержательного и приоритетного отношения к культуре, которое ей пытались придать после 2012 года. И на фоне практического отказа от видения культуры как политической и идеологической сферы, которое оказалось синхронизировано с утратой в последние годы Минкультом политических и ценностных функций.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Стало известно, что планируются финансовые вливания в туриндустрию и сразу появились желающие прибрать эту сферу к своим рукам. Делать сам ничего не могут, а только рулить денежными потоками не забывая свой карман.
Что же тут странного?
Восприятие зависит от того, что Вы называете экономикой.
Разница - огромная!
Предметы (велосипеды, одежду, дома) надо производить. Издержки большие.
А туристы платят за воздух - примерно, как верующие в храмах. Туристы и верующие вообще близкий материал с точки зрения бизнеса.
Власть можно понять!На ближайшие годы туризм будет тем же, чем был секс в СССР.Т.е, "сфера" не нужна.Но "светлое будущее" - не за горами. Главное, верьте и не мудрите.
А чем таким особым является туризм? Чем он лучше или хуже продажи водки, сигарет и чебуреков? Турфирмы ведут продажи туров, кому нужно их покупают. Хотя совсем не обязательно можно и самому поехать, забронировать гостинцу по интернету и купить авиабилеты, что будет дешевле. Я так путешествую каждый год, уже сам стал «турагентом». Авиабилеты покупаю только на реальных сайтах авиакомпаний Эйр франс или Турецкие авиалинии, а не у левых агентов. Никак не может быть где-то билеты в два раза дешевле чем у самой авиакомпании - явный обман. Сейчас много задержек и переносов рейсов в связи с войной на Украине, приходится облетать. Все честно и прозрачно, возвращают полностью деньги или перебронируют на другой рейс бесплатно, если какие-то задержки по их вине или отказ от поездки за 24 часа. В РФ только аэрофлот нормально работает, а все остальные просто геморрой, постоянные задержки рейсов, отмены и не возврат денег. Совет проверьте пред покупкой свой рейс по мониторингу полетов, во время они летают и на сколько часов бывают задержки в предыдущие дни и почитайте отзывы пассажиров. Багаж испортили, потеряли или украли, ручную кладь не разрешали с собой брать, не кормили на рейсе, кресла не опускались, туалет не работал, расстояния очень узкие между кресел и прочее. Я еду всегда с собой беру как в старые добрые времена поездок на поезде, жареную курочку, огурчики, картошку, чтобы не жрать разную дорогую фигню в ресторанах аэропорта. Все равно на поездку целый день уходит, а то и два.