]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Черняховский: «Наверное, еще потребуется какое-то время, чтобы осознать – Стругацкие были крупнейшими советскими политическими философами»

22:50 18.11.2020
, Сергей Черняховский
Аркадий и Борис Стругацкие. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Несть пророка… Что имеем – не храним

Братья Стругацкие одними воспринимаются как популярные и лучшие отечественные фантасты, другими - как скрытые диссиденты, большей частью занимавшиеся саркастическими пародиями на советское общество.

Если с первой оценкой спорить почти невозможно – и не соглашаться с ней можно лишь в отношении ее недостаточности, потому что великолепными фантастами они, конечно, были и, наверное, не только лучшими отечественными, но и одними из лучших мировых, - то вторая представляется даже не то чтобы очень спорной, но и просто принижающей их значение.

Это примерно так, как если бы Вольтера характеризовали как несогласного с практикой правления Людовика XV, а Маркса – как одного из критиков императора Луи-Бонапарта. Вопрос о том, были ли Стругацкие диссидентами и критиками советской власти – достаточно не прост. Есть немало оснований полагать, что их позиция была скорее «антидиссиденсткой», и в ряде своих романов они как раз показывают те последствия, к которым приводит возведенная в самоцель установка на разрушение существующей системы.

И если они и были диссидентами, то скорее, «красными диссидентами»: не теми, кто отрицал социалистический вектор и коммунистическую идеологию, а теми, кто, как собственно и формулировал уже в последние годы Борис Стругацкий, пришли к выводу, что они понимают коммунизм отлично от того, как понимала их власть. Если, по его словам, коммунизм - это общество свободных людей, занятых любым трудом и ни в чем не находящих большего удовольствия, нежели в своей работе, то для власти, по его мнению, он был обществом, где все люди с чувством глубокого удовлетворения исполняют ее решения. Строго говоря, при такой постановке вопроса нельзя не увидеть, что как раз первая точка зрения на это общество соответствовала изначальным марксовым представлениям о нем, нежели вторая.

Но важнее просто другое. Они вообще были и интеллектуально, и функционально масштабнее и просто популярных фантастов, и политических оппонентов или не оппонентов власти.

Наверное, еще потребуется какое-то время, чтобы осознать – они были крупнейшими советскими политическими философами и, наверное, одними из крупнейших мировых. То, что они творили в «художественном жанре», а не в жанре академическом, не столь важно. Строго говоря, многие крупнейшие философские и политико-философские произведения именно в таком виде и создавались: по жанру средневековый «роман странствий» «Утопия» Томаса Мора стал исходным произведением коммунистической идеологии, «Приключения Робинзона Крузо» были манифестом рождающегося либерализма. «Что делать» Николая Чернышевского и «Война и Мир» Льва Толстого изложили именно философские и политико-философские взгляды их авторов.

Начав писать в середине 50-х гг. в качестве почти традиционных научных фантастов, они почти сразу включают в свои работы мотивы социальной фантастики, проектирования «Утопии» - общества будущего, с особым акцентом на людей будущего. Если Иван Ефремов пытался сконструировать этих людей как особых, отличных от людей сегодняшнего, Стругацкие показывали их как похожих на сегодняшних – но лучших из них.

Людей, которые верят в добро и любят труд, труд, понимаемый как самореализацию человека, как процесс его свободного творчества. В тех их работах, где они давали картины коммунистического будущего, они, пожалуй, первыми показали живые картины коммунизма («Полдень, XXII век (Возвращение)).

В свое время они отмечали, что, прочитав Маркса, они увидели, что о собственно коммунистическом обществе там сказано очень немного – сказано то, чего там не будет из отрицательных черт современного мира, и несколько самых общих, хотя и принципиальных контуров.

И в этом отношении живой картину коммунизма сделали именно они, то есть на самом деле они относятся к ряду коммунистических философов и футурологов, стоящих в одном ряду и с основоположниками коммунизма и их предшественниками, и с такими футурологами, как З.Бжезинский. Д.Белл, О.Тоффлер – во всяком случае, их картины будущего не менее впечатляющи, обоснованы и подробны, нежели нарисованные в классических работах последней «великой троицы».

Только они сделали еще больше. Вполне в духе наследованного ими диалектического метода они по сути поставили вопрос о том, что общество, достигшее своего идеала «Полдня» не может не иметь и своих проблем. Не может общество быть беспроблемным, не иметь противоречий. И шаг за шагом они стали показывать те проблемы, которые можно было увидеть, может оно остановиться – или оно умрет.

На каком рубеже остановится в своем вмешательстве в жизнь окружающего мира («Далекая радуга»), имеет ли право человек, достигший могущества, вмешиваться в ход истории встреченных им более отсталых обществ («Попытка к бегству»). На что он имеет право в отношении с этими обществами и как совместить свое стремление им помочь и свою ответственность перед ними, уважение к их праву на самостоятельное развитие – с обязанностью остаться человеком («Трудно быть Богом»). Вообще, стремясь к будущему и мечтая о нем – сумеет ли узнать его тогда, когда с ним встретится («Улитка на склоне»), и многое другое.

И оказалось, что будущее, даже, казалось бы, самое совершенное, может оказаться не столь идеальным, как это кажется, и количество и характер проблем, которые оно принесет, может оказаться таким, что встанет вопрос – нужно ли оно, не лучше ли остаться там, где проблемы уже привычны и известны. И вслед за этим вопросом последовали картины миров, не прорывавшихся в будущее, остановившихся, испугавшихся его: Страна Отцов в «Обитаемом острове», Град в «Граде обреченном», многие другие.

И очертили дилемму: либо в будущее, рывком в «Мир Полдня», с перегрузками навстречу его проблемам, либо испугаться их и навечно остаться в мире сегодняшних проблем, обрекая себя на вечное хождение по кругу и на отсутствие идеалов и горизонтов развития.

Как писал Борис Стругацкий, «Обитаемый остров» - это роман о стране, проигравшей войну, и описанное в нем на деле куда больше напоминает постсоветскую Россию (продукт капитуляции в Холодной войне), чем СССР времени написания этого романа.

И что такое мир без целей, смыслов и идеологии – Стругацкие показали в «Граде обреченных», по их словам, романе об ужасе существования в идеологическом вакууме.

Проблемы, смыслы, перспективы… Их много, их безмерно много у Стругацких – политических философов. Не все их аллюзии и предупреждения мы поняли – и не исключено, что нам еще предстоит пережить многое из того, о чем они предупреждали и что мы не смогли, не захотели или не сумели понять, сводя их произведения к узкому сиюминутно-политическому пониманию.

Но чтобы их понять, нужно, прежде всего, понять и признать, что то, что они написали – не только приключения и вовсе не диссидентское ерничанье, это великие и глубокие произведения, а Стругацкие – одни из величайших отечественных и мировых политических мыслителей.

Которыми их стране есть все основания гордиться как сокровищем своей культуры и своим национальным достоянием.

Темы: Литература в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.11.2020, 08:49
    Гость: Ейбогус - сарказмик то понятен,

    А потом они все умерли.
    Вы правы.
    Первым ваще то рок стар Христос умер.
    Потом пошло поехало,и умирают то таланты. Или их убивают. Муму утопил холоп Герасим. А кому нужна бездареъность, тока Тв.
    .Земле ваще то не нужны прометеи,ей нужны эти 86%.
    Я,мсье,эту музыку слушаю с 1968. А в 1975 услышал Баха,и замер. А позднее увидел связь между Бахом и тем же... Моррисоном.
    Когда Ричи Блэкмора спросили ,откуда его такой чистый оригинальный стиль,он ответил внятно-невнятно:"я никого не слушаю,кроме классики...где 80%- Бах".
    Мир то весь лежит во зле,как сказал апостол,а талант-это от Бога.
    Как тут не быть драке? Всегда с.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 26.11.2020, 09:21
    Гость: Ейбогус -о рабыне Изауре

    Потом уже,увидел связь между укр.майданами и музыкой угнетенных негров Ю.америки. у этих тоже --лязг какой-то железный,вопли, восторг,
    . чета такое знаетель,зверино детсадовское.подумалось тогда,а ведь живут же на разных концах Земли,и такие родные и не знают друг о друге

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 26.11.2020, 06:51
    Гость: )))

    Откуда мне знать,что читают в сша. Я сам то их не читал. Будто другого нет чтоле

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 26.11.2020, 06:47
    Гость: Ейбогус а,это Вы с той ветки вынесли такой вывод.

    Ну,хоть посмеялся. Причем тут бунт,просто коллекция есть,от
    Черной фолк. музыки Ю.америки -до Шаляпина.
    А
    Талант и есть-бунт. Ващета.
    Итальянцы-ну,каждому свое. У них и изо. искусство слащавое.
    Правда,вот, штиблеты хороши,и авто. Дизайн,вобщем.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.11.2020, 03:05
    Гость: Иван Иваныч

    Моранди давно люблю. Чего то про город la citta, где он спер фразу их нашего" любимый город может спать спокойно" "игрушка", и т.д.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (137)
]]>
]]>
Выбор читателей
Бывший министр транспорта России Роман Старовойт найден мертвым в Одинцово
Могут и должны
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
Трамп заявил о планах устроить России «маленький сюрприз»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Врачи Волгодонска выявили у призывников эндокринные нарушения из-за неправильного питания
Крематорий «Охотник»
«СССР – какой была и чего добилась исчезнувшая сверхдержава. Ненавистники СССР могут бесконечно бормотать свои слабоумные мантры, что страна была обречена с самого рождения»
Лидер «Пилота» попросил молодежь не портить демографическую ситуацию в стране
НЕ О.Н. «Live in Irkutsk»
Сим Грин «Мертвая Барби» (интернет-сингл)
«Мы оказались в ловушке, устроенной американскими и английскими спецслужбами»
Лидер «Запрещенных барабанщиков» рассказал, где ему легче дышится
MISHA MAR «СеЛяВи» (интернет-сингл)
Трижды уничтоженная 6-я армия вермахта. Так кто кого закидывал трупами?
Лера Кудрявцева: «Звезды – только на небе!»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.