«Славянский базар»: кто радеет за… клонов

На «Славянском базаре» в Витебске кипят нешуточные страсти.
Вновь, как и почти всегда, многие гости и журналисты фестиваля недоумевают по поводу расстановки лауреатов и дипломантов традиционного конкурса молодых исполнителей. И недовольство касается прежде всего работы жюри (в его составе были в этом году Роза Рымбаева, Александр Морозов, Михаил Финберг, Феликс Словачек, Орлин Горанов и др.)
Судили большей частью «криво» (или, как сказала председатель судейской коллегии Лайма Вайкуле, субъективно), но почему-то опять норовили протащить в лауреаты «своих». И протащили-таки! Ну ладно, если это были бы яркие, сильные исполнители со своим лицом и репертуаром, но ведь нет: в роли судейских фаворитов оказались опять средние (хотя и голосистые!) исполнители в духе старомодных и отнюдь не лучших традиций пафосной советской эстрады.
Гран-при конкурса достался Диме Даниленко – добродушному обаяшке, и по тембру голоса, и по манере исполнения, и по имиджу почти как две капли воды схожему с основательно поднадоевшим (но таким же добродушным) «народным любимцем» Николаем Басковым. Уверен: если Басков был бы посноровистей в плане изобретения новых ходов в собственном пиаре, он непременно объявил бы Диму своим неожиданно обретенным братом. И, поверьте, нашлась бы лишь малая горстка людей, которая не поверила бы в это.
Ни о каком вокальном своеобразии и «своем лице» Даниленко, конечно, не может быть и речи. Подумаешь, одну ноту может зычно тянуть пять минут… Тем не менее этому клону вручили главный приз! Так члены жюри понимают тезис о поиске на эстраде «новых самобытных талантов».
Впрочем, все сомнения мигом развеются, если я скажу, что Даниленко – новый протеже небезызвестного «пестователя» молодых дарований Бориса Исааковича Шпигеля, сделавшего в свое время – вы догадались! – Николая Баскова, вложив в него уйму денег. Потом они, правда, рассорились, но своим эстетическим и художественным вкусам г-н Шпигель, как мы видим, не изменяет. И умело внедряет их в умы и души людей, так или иначе вершащих творческие судьбы его подопечных. Что ж, честь и хвала ему и его «команде», как выразился на пресс-конференции новоиспеченный «гран-приист».
Впрочем, и на старуху бывает проруха, и как ни старались авторитетные члены жюри изначально продвинуть повыше представителя Беларуси Андрея Колосова, ему досталась лишь вторая премия. Он в смятении: как же так, ведь после первого тура он был главным конкурентом Димы Даниленко за Гран-при! А тут – такой облом. Вы спросите: что это за артист? Как бы поэлегантней сказать… Ну, вот если Даниленко – «родной брат» Баскова, то этот – «двоюродный»…
Более всего поразило, однако, не это, а то, что давний гениальный шлягер «Верни мне музыку» Колосов во втором туре каким-то непостижимым образом сумел превратить в… банальное упражнение для голоса. Он не донес ни прекрасных стихов Андрея Вознесенского, ни волшебной красоты нежной (в куплете) и страстной (в припеве) музыки Арно Бабаджаняна. Конечно, за все это безобразие Андрюше полагался лишь утешительный диплом, но жюри скрепя сердце решило-таки оставить белорусского фаворита в тройке лидеров. Видимо, его «Шпигель» (читай: промоутер и душеприказчик) оказался менее смекалистым, расторопным и всемогущим.
А вот у горделивого Петра Дмитриченко из Украины не оказалось влиятельных покровителей. И, видимо, поэтому с самого первого тура как-то не заладился его контакт с жюри. Но, естественно, совсем уж проигнорировать самородный вокальный талант этого артиста было бы вопиющим профессиональным упущением, поэтому его решили-таки вытянуть хотя бы на третье место. И это притом, что по уровню вокальной техники, уникальной красоте тембра, новизны и качеству исполнения Петр превосходил и Колосова, и Даниленко вместе взятых раз в десять.
Подобное же тихое «задвигание» хотели поначалу проделать и с Пашей Парфением из Молдовы – возможно, самым блистательным вокалистом конкурса. Но во втором туре он показал такое, что не снилось никому из знаменитых певцов-«жюристов»: он дерзнул взять весьма сложную как в поэтическом, так и образно-музыкальном отношении композицию Аллы Пугачевой на стихи Бориса Пастернака «Свеча горела на столе» и сплел из нее дивное, прозрачно-ажурное кружево. Он пел так одухотворенно, тонко, с такими потрясающими субтонами, витиеватыми мелизмами и нежнейшим piano, что не оставил жюри практически никаких шансов: 8 из 10 судей поставили ему высший балл – 10.
К его чести, Парфений не только не копировал вокальные приемы и авторские художественные находки Пугачевой, а показал свое понимание темы, образа, поэтики, при этом почти полностью сохраняя мелодический рисунок и элементы аранжировки оригинала (в последнем ему помог оркестр). Вот это мастерство, вот это класс, вот это самобытность! Это было, бесспорно, лучшее выступление второго конкурсного дня. В итоге результат Парфения – первая премия. Хотя, как вы понимаете, это и должен был быть твердый, абсолютно уверенный Гран-при.
Третью премию вместе с Дмитриченко разделил харизматичный записной рокер из Литвы Иеронимас Милюс (ему же достался приз российской прессы). Вторая премия (вместе с Колосовым) досталась и техничному, интеллигентно-неформальному македонцу Влатко Лозаноски. Обидно за чудесного голосового артиста из Чехии. Его зовут Збинек Дрда. Вокально он напомнил Карела Готта в молодости. Ему, увы, достался лишь диплом. Но публика оценила этого неординарного артиста.
А в целом жаль. Жаль высокоталантливых артистов, «задвигаемых» несправедливо. Жаль малоталантливых, продвигаемых из местечковых, «феодальных» или рыночных принципов. Жаль, наконец, это профессиональное жюри, которое ориентировано в основном на «преданья старины глубокой» и не слышит, не улавливает новых тенденций в музыке, вокале, самой подачи песенных номеров. Или не хочет слышать и понимать.
А фестиваль тем временем продолжается…
Сергей Соседов
Справка: «Славянский базар» – международный фестиваль искусств в Витебске. Проводится с 1992 года. Фестиваль является межгосударственной крупномасштабной долгосрочной культурной акцией Союза России и Беларуси. Одна из целей фестиваля – объединить творческие силы близких по культуре стран.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну. вот... и еще один славянский базар превращен шпигелями в грязную местечковую лавочку!
Что касается Паши Парфения из Молдовы, то меня чуть не стошнило от его мимики и слащавого завывания в "Свеча горела.." Неужели не видно, что это серьезное произведение и требует соответствующего понимания данной тематики, где цыганские кабацкие голосовые гримасы не допустимы.