Ляпис Трубецкой: «Мы стараемся не выражать ничьих интересов, кроме своих собственных»

13:10 23.10.2009

Белорусская группа «Ляпис Трубецкой» представит 7 ноября в новом столичном клубе «Milk» свой альбом «Культпросвет». В ожидании этого события корреспондент портала Музыка КМ.Ru пообщался с лидером коллектива Сергеем Михалком.

KM.Ru: Вы втайне записали альбом «Культпросвет», считая, что не нужно было засорять лишней новостной информацией эфир. Но есть такое мнение, что если не гнать эту информационную волну, то можно просто потеряться. Ведь через каждого человека проходят очень внушительные потоки информации…

- Одно из посланий альбома «Культпросвет» можно охарактеризовать как «собственное мнение». Несмотря на то, что мы много говорим о неофутуризме, масштабе и эпатаже, для нас очень важно понятие Личности и Индивидуальности. В этом плане мы учимся у людей, которые вызывают у нас уважение. Прежде всего, это американская школа нонконформизма: Кен Кизи, Хантер Томпсон, Селинджер, Курт Воннегут, Хемингуэй. Важно, чтобы в этом потоке человек сформировал себя, научился не спать и не идти на поводу у общественного мнения, а выражал бы свои интересы. Это и есть одно из моих кредо. Я не состою ни в одной группировке, не принадлежу ни к какой политической силе.

Конечно, достаточно условно меня можно назвать леваком, но какие-то радикальные вещи меня совершенно не интересуют. Поэтому я рассчитываю на человека думающего, который сам может определить для себя, важно ли ему то, что мы делаем, или нет. При этом, еще раз говорю, мы немножко хулиганим. То, что мы делаем, это немножко ярче, немножко более бурлескно, более вызывающе, чем у всех остальных. В этом плане мы берем за основу лозунг футуристов «пощечина общественному вкусу и вставляем сюда свой апперкот для «спящих», коими является большинство современных пользователей. Мне кажется, что наши тексты, музыка, имидж выведут многих из сомнамбулического состояния, включить ментальный уровень и заставить думать своей головой.

KM.Ru: Вы сказали о том, что ваша задача – вернуть творчеству профессиональный кураж. Но совершено очевидно, что творчество «Ляписа Трубецкого» распадается на два глобальных периода. Первый связан с чистой игрой атрибутами массового сознания, примитивизм, которые при этом большинство ваших тогдашних слушателей принимали за чистую монету. И вот сейчас – «профессиональный кураж». На каком этапе произошел перелом?

- Перелом начался, как это ни парадоксально, еще в 98 году. Когда мы записывали в Москве наш дебютный альбом, мы поняли, что наше сотрудничество с глобальной системной корпорацией не принесет нам правильных плодов. Мы хотели написать злую сатирически-анархическую пластинку, но в итоге у нас получился такой мейнстримовый гитарный поп-рок.

В принципе, фирма была заинтересована в тиражах и поэтому каждая песня обмусоливалась, облизывалась, постоянно шло какое-то редактирование. И мы, в общем-то, не выдержали этой редакции. Мы не меняли тексты и аккорды, но сами звучание, посыл, первые видеоклипы вышли толерантными. Им не хватало резкости и панковского акцента. И мы впали в позорное уныние, стали пить. Тем более, вокруг были четкие прекрасные рецензии, и мы в какой-то момент потеряли нить повествования. Говоря эзотерическим языком, мы потеряли точку сбора. Мы сами не поняли, как и что произошло. У нас хватило сил только на одно: саботировать второй альбом «Красота». Не секрет, что это шизофреническая компиляция. Кажется, что над ней работала сотня совершенно между собой не знакомых людей, так как мы ее записывали в алкоголическом пике. Это нам помогло разорвать пятилетний контракт с фирмой «Союз».

KM.Ru: Что с вами происходило после этого разрыва?

- Потом мы плыли по течению, которое, как известно, до добра не доводит. Мы как-то затаились и просто пытались выжить. Играли какие-то концерты, пытались что-то исправить, но у нас опять ничего не получалось. Я как автор не мог найти формы изложения и правильных музыкальных акцентов. Более того, я не мог даже собрать вокруг себя ребят, которые бы могли сыграть ту музыку, которую я мог бы им предложить. По сути, шла долгая, но очень интересная эволюция. Прежде всего, я занимался собой. Мне важно было опять обрести силы, чтобы превратиться обратно в того 18-летнего панка, который приехал в город Минск. Интуитивно я действовал очень четко, решительно и смело. А когда у нас получилось, мы и вернулись.

Я считаю, что наше возвращение началось с альбома «Капитал». Все остальное было лишь попытками найти правильную форму и насытить ее верным, точным содержанием. Можно конечно засесть за автобиографию, рассказывать о людях с большими и острыми ножами, нунчаками. Но это – нормальный мистический опят, за который мне, в частности, нравится те же Хантер Томпсон, Довлатов или Солженицын. Для них даже самые темные жизненные полосы превратились потом в натюрморты, из которых они создали очень яркие и точные произведения. Многим современным писателям не хватает именно жизненного опыта. С одной стороны, это, конечно, очень страшные вещи. С другой, вы посмотрите на Чарльза Буковски или на прекрасного актера Микки Рурка. Если бы их судьба не побросала, они бы не выдали таких великолепных произведений и ролей.

KM.Ru: То есть данный опыт отражался конкретно в ваших песнях?

- В принципе, да. Я все-таки за то, чтобы любые жизненные перипетии, любой жизненный опыт, мысли и идеи воплощались потом в художественную форму. Потому что у многих богатых жизненный опыт, который в итоге превращается в наш «любимый» блатной шансон. Мне не очень это нравится. Мне больше все-таки по душе героический эпос. Вроде повествование над реальностью, в котором, однако, чувствуется накал реальных жизненных страстей с неожиданной развязкой.

KM.Ru: Раньше для вашего творчества был характерен кич и треш. Как с этим остоит дело сейчас?

- Бурлеск присутствует и в нашем сегодняшнем культурном повествовании, но все-таки в нашем полярном эстетическом мире он приобретает несколько другой оттенок. Мы это делаем специально. Поэтому здесь и уместен галантерейный язык, которым изъяснялись последователи футуристов ОБЭРИУТЫ – Хармс, Введенский. Блатные словечки на кураже соседствуют здесь с эзотерическими терминами и с древнеримскими и древнегреческими героями. Это и есть наша палитра.

KM.Ru: А кто, на ваш взгляд, помимо группы «Ляпис Трубецкой», обладает этим профессиональным куражом, о котором мы говорили выше.

- Мне очень нравятся многие питерские группы, типа «Кирпичей». Мне нравится украинские группы «Вопли Видоплясова» и «Перкалаба». Мне нравится российский артист Noize МС. Неплохая группа «Элизиум».

В общем, много прекрасных людей – Чача Иванов. Сид из «Тараканов!». Подтягиваются и молодые группы – Narkotiki, «Концы».

KM.Ru: А что скажете о тех белорусских группах, которые на слуху в России – «Беz билета», «Кассиопея» и т п.

- Тоже неплохо. «Беz билета» - это мои, в принципе, друзья. Хорош Либерзон, который играл в группе «Распилил и выбросил». Он знает толк в панке, находящемся в пределах поп-музыки, у него это круто получается.

KM.Ru:А какие-нибудь творческие контакты планируете, вроде вашей совместной песни с «Элизиумом» «Саня-Таня», записанной в 2005-м?

- В этом отношении мы не очень контактные люди. Мы стараемся не выражать ничьих интересов, кроме своих собственных. Участвовать в трибьютах – это пожалуйста. Но какие-то совместные выступления нам не очень удаются. Данное нам время и пространство мы стремимся заполнить именно своими идеями. Иногда дуэты просто неуместны. К сожалению, многие современные поп- и рок-артисты настолько потеряли свою самобытность, что они постоянно выживают за счет каких-то постоянных сливаний друг с другом. А мне нравится:

Когда выходишь на арену,
Стремиться надо к одному
Что рассказать немедля надо
Кто ты, зачем и почему.

KM.Ru: В мае вы играли на фестивале ска в Москве? Насколько вам близка эта культура, является ли «Ляпис Трубецкой» ска-группой и кого из представителей этого музыкального течения вы могли бы выделить?

- В Белоруссии это, конечно, Skarp. В России тоже много интересных групп. Но группа «Ляпис Трубецкой» никогда не примыкала ни к одной субкультуре. Мы интересны тем, что, являясь, в общем-то, «обычными ребятами», мы играем ту музыку, которую при желании можно разобрать на 1000 субкультур, теологических систем и иного различных мировоззренческих (иногда даже друг другу противоречащих) позиций.

Мы играем фьюжн, не интересно множество различных течений и, понятно, что в музыке мы используем и элементы ска. Но при этом я слушаю и протопанк – мне очень нравятся Игги Поп, New York Dolls, Clash и т. п. А то, что мы иногда играем на вторую долю, и у нас есть духовые инструменты, иногда дает кому-то основание причислять нас к ска-движению. Но ска-группой в чистом виде мы не были никогда.

KM.Ru: Группа «Ляпис Трубецкой» выступала за границей, в частности – в Америке. Как прошли эти концерты? Чем-то они отличались от тех, что вы играете в России?

- Ничем не отличались. В основном, туда приходила молодежь – студенты, которые учатся в США и которых интересует наша группа в новом воплощении. Я часто бравирую, говоря о том, что в этой группе я сам только три года. Потому что для меня точкой отсчета является альбом «Капитал». Все, что было до этого, трудно назвать жизненной формой. Это можно назвать состоянием художественной комы. И вот в Америке на концерты приходила именно эта публика. Мне особенно понравилось то, что выступали мы там в реально действующих рок-н-ролльных клубах, а не по диссидентским буржуазным ресторанчикам. В этих клубах висели афиши хороших альтернативных американских артистов. Поэтому весь этот рок-н-ролльный дух там, конечно, присутствовал.

KM.Ru: В свое время, когда появился у вас второй вокалист Павел Булатников, вы это объясняли тем, что вам не хватало в группе романтического героя. Сейчас у вас поменялась концепция, вы и сами пришли в отличную форму. Какую функцию выполняет сейчас Павел?

- Павел – полноправный и полноценный вокалист группы «Ляпис Трубецкой». Он поет песни и помогает делать мне правильное и качественное шоу. Некоторые песни очень уместны именно в его исполнении, а какие-то вещи я пишу специально для него. И вообще наша с ним перекличка, как мне кажется, очень интересна. В свое время это очень интересно проводилось, например, в группах Asian Dub Foundation, Rancid – когда разные люди подают схожие идеи.

У каждого свой тембр, каждый индивидуально преподносит материал. В это Сила! Если как худрук коллектива я сам отвечаю за создание материала, спектаклю – это уже часть общего «наркосиндиката». Было несколько концертов, когда Паша ломал руку, и я был вынужден выступать один, и я себя чувствовал тогда очень неуютно и некомфортно. Так что Павел Булатников – это отнюдь не, как многие считают, вторая скрипка, а полноценный вокалист. Он прекрасный шоумен и мой большой друг.

Беседовал Денис Ступников

Комментарии читателей
]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.