QUEENtet Сергея Мазаева «Русская сказка»

Русское начало в альбомах симфонического Квинтета Сергея Мазаева проявлялось постепенно. Изначально коллектив интерпретировал произведения национальных гениев Петра Чайковского (где работал принцип «все флаги в гости будут к нам») и Модеста Мусоргского (где русские мотивы в сочетании с другими традициями способствовали раскрытию глубокого душевного разлада). В 2022 году QUEENtet Сергея Мазаева выпустил альбом «Анатолий Лядов», где ярко давали о себе знать фольклорные и сказочные мотивы.
Альбом «Русская сказка» интерпретирует, произведения не столь известных отечественных композиторов — Николая Метнера, Александра Глазунова, Владимира Ребикова, Сергея Танеева и Антона Аренского. Здесь переданы разные грани необъятной русской души в многообразных обстоятельствах. Иногда эти обстоятельства вообще можно трактовать в нескольких плоскостях, как, например, в открывающей альбом пьесе Николая Метнера «Русская сказка». Своим фортепианным опусам композитор давал весьма условные названия в черновиках. А его «Русскую сказку» можно рассматривать как отображение нашего пейзажа, так и некое фантастическое сказание, но с ослабленным сюжетным элементом.
У Владимира Ребикова в «Отголосках деревни» скорее важны не сами сельские виды, сколько размышления автора по их поводу — и QUEENtet Сергея Мазаева делает упор на интеллектуальной рефлексии композитора-экспериментатора. Еще явственнее пейзаж дает о себе знать в произведении Антона Аренского «В поле», где можно расслышать и жужжание насекомых, и зазывный рожок пастушка. В «Идиллии» же Александра Глазунова QUEENtet Сергея Мазаева с удивительной легкостью подчеркивает бездонную синь небес и прозрачность чистого деревенского воздуха. Интересный синтез российского и азиатского наблюдается в «Грезах о Востоке» Александра Глазунова.
В нашей культуре любовь зачастую воспринимается как синоним жалости. Это содержание в полной мере присуще исполняемому Квинтетом Сергея Мазаева «Вальсу» из оперы Владимира Ребикова «Елка». Развернутое вступление к зябкому танцу инкрустировано металлическими звуками, похожими на партию ксилофона и создающего ощущение пронизывающего холода. Сам вальс исполняется так, что насквозь пронзает душу слушателя состраданием к бедной девочке, наблюдающей в чужое окно рождественскую елку у аристократов. Примерно из этой же серии и еще одна пьеса Ребикова «Раскаяние».
Очень много эмоционального и неистового в сугубо жанровых произведениях альбома - «Канцоне» Сергея Танеева и «Мазурке» с «Тарантеллой» Владимира Ребикова. «Тарантелла» вообще звучит так, будто наши сибариты XIX века так буйно отплясали, что некоторые из них начали уже громко падать на пол без сил.
В оформлении альбома на СD, сделанном дизайнером Таисией Смирновой, проявилась неизбывная русская нежность. Вроде бы ничего лишнего, но неброский узор на обложке притягивает и успокаивает. Точно так же действует и эта музыка — если погружаться в альбом с головой, внимательно слушая его от начала до конца.
Комментарии читателей Оставить комментарий