Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Катюша» (БМ-8/БМ-16/БМ-32) - реактивная система залпового огня (ФОТО)

09:42 10.05.2012
, Александр Федоров
Послевоенная «Катюша», основанная на грузовике ЗиЛ-157 (фото wikimedia.org)
Послевоенная «Катюша», основанная на грузовике ЗиЛ-157 (фото wikimedia.org)

Реактивные системы «Катюша» активно использовались Красной армией в годы Второй мировой войны, они несли смертоносные заряды и оказывали беспрецедентное психологическое давление на врага

Советская армия стала настоящим экспертом в использовании боевых ракет во время Второй мировой войны. Серия БМ-13 (более известная как «Катюша») была оснащена смертоносными 132-мм фугасными ракетами на элементарных рельсовых направляющих, и оказалась разрушительной для немецкой армии, а также стала самым широко используемым видом пусковых установок в Красной армии. Несмотря на то, что «Катюша» появилась еще в 1930-е, ее вариации можно встретить даже сегодня – эта оружейная система популярна среди небогатых стран, а также в повстанческих армиях. Термин «Катюша» используется для целого класса подобных устройств, которые различаются количеством ракет и типами автомобильных шасси.

«Катюша» была разработана во второй половине 1930-х, и ее только собирались поставить на вооружение, когда немецкая армия напала на Советский Союз в июне 1941 года. Тогда было мало стартовых батарей и имелся небольшой запас 132-мм ракет к ним. Эти системы оружия служили настоящим тревожным звоночком для ничего не подозревающей немецкой армии, особенно в июле 1941-го во время боевых действий в Смоленске.


Ракетная пусковая установка БM 13 «Катюша», основанная на грузовике ЗиС-6, Музей Великой Отечественной войны, Киев, Украина (фото wikimedia.org)

Сами ракеты – РС-82 и РС-132- были спроектированы немного ранее – в 1930-е годы. Они предназначались для использования на борту советских самолетов-штурмовиков и в этой роли доказали свою эффективность. После 1938 года советские инженеры приступили к разработке ракет для использования в наземных пусковых установках. Испытания показали, что ракеты являются надежным орудием на поле битвы, и в 1941 г. пусковые машины БМ-13 были запущены в производство. Производимые на их основе комплексные системы «Катюша» оказались относительно недорогими в производстве, и их можно было быстро доставлять на линию фронта.

Несмотря на то, что системы запуска ракет типа БМ-13 были довольно неточны при прицельном огне, не приходится сомневаться в том психологическом эффекте, который оказывало использование больших фугасных ракет на территории, занимаемой врагом. Если использовать одновременно достаточное количество таких ракет, то они могут нанести ощутимый урон, и точность, в конце концов, оказывается не так уж важна. Конечным итогом обычно была смерть (или ранение) врага и опустошение тех земель, где когда-то были деревья и строения.

Задумка БМ-13 была довольно простой – они состояли из шестиколесного полноприводного шасси грузовика с фронтальным навесным двигателем и кабины экипажа, за которой крепилась сама система запуска ракет на кузове-платформе, установленной в задней части. Гидравлический подъемник приподнимал переднюю часть пусковой установки до 45 градусов, а никакой горизонтальной наводки изначально не предусматривалось. Это значит, что поворачивать по направлению цели надо было всю машину. Сама ракета летела по траектории свободного полета, которая формировалась за счет поправок, которые делала команда при ведении огня.


Ракетная пусковая установка БM 13 в действии (фото wikimedia.org)

Первые разновидности БМ-13 устанавливались на шасси советского ЗиС-6 – шестиколесного полноприводного легкого грузовика, который был подогнан под установку на него 16-ракетной системы запуска. Эти машины условно обозначались БМ-13-16. ЗиС-6 обладал довольно хорошими внедорожными и дорожными характеристиками и мог добраться практически до любого поля боя, куда мог доехать танк или другая подобная машина. Это означало, что такие машины могли принимать участие в наступательных операциях (хотя чаще всего их использовали за непосредственной линией фронта) и выпускать свои смертоносные заряды до начала атаки. Ценность этих первых систем для Советской армии была настолько высока, что были предприняты меры по удержанию в секрете места их расположения. Чтобы укрыть их расположение от низколетящих вражеских самолетов разведки, использовались непромокаемые брезенты, и только проверенные члены коммунистической партии (обычно из НКВД) допускались до управления «Катюшами» в рядах Красной армии. Первые боевые действия с участием БМ-13 произошли 14 июля 1941 года во время обороны против немецких армейских войск и машин.

Каждая ракета «Катюша» имела оперение, чтобы обеспечить некоторый уровень точности попадания в площадь цели, а пусковые направляющие были известны в среде советских военных как «флейты». Процесс запуска происходил с помощью электрического запального устройства, которое питалось аккумуляторной системой грузовика.

Боеголовки были обычно осколочно-фугасными, и вражеская армия поражалась как самим взрывом, так и летящими осколками. Позже были поставлены на вооружение бронебойные боеголовки для использования против вражеских танков.

Несмотря на то, что БМ-13 появились в 1930-е годы, они пережили всю Вторую мировую войну и прослужили почти всю последующую холодную войну. Системы «Катюша», естественно, экспортировались в страны-союзники СССР. Современные модификации этой системы используются в армиях некоторых стран и сегодня.

Темы: Военные технологии, Наука и технологии, История Второй мировой войны
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 10.05.2012, 16:27
    Гость: Ал

    Автомобиль ЗиС-6 никогда не был полноприводным. На фото ведет огонь никак не БМ-13. Не знаю, как опытные образцы, а стандартные БМ-13 имели механический привод по вертикали и порядка 7-8 градусов по горизонтали (то же механический).

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Баку выразил протест в связи с задержанием азербайджанцев в Екатеринбурге
Протоиерей Ткачев посоветовал женщинам умерить амбиции
Коллаж © KM.RU
«Газпром» в глубоком кризисе: Причины и прогнозы
Состояние богатейших россиян за полгода выросло на 24,5 млрд долларов
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин сделал любопытное заявление
Кро-маньон «У ворот на восток» (компакт-кассета)
«Моральный Кодекс», 18 декабря, «16 Тонн»
Разработчик «Федора» начал создавать робота для открытого космоса
Премия Cup Of Madness, 14 ноября, «16 Тонн Арбат»
Владимира Кузьмин устроил «дуэль» со своим басистом
«Может быть, уезжающие, столпившиеся на пограничных пунктах, не понимают, кого, что и зачем нужно защищать?»
Кто выдал секреты британской провокации против России
К нам едет ревизор. Из Таджикистана
«Герман Греф от имени Сбера представляет «прототип» полностью беспилотного автомобиля»
«Мамочка, мне странно это, да работала ль ты в лето»: нерадивые родители взыскивают алименты с детей
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.