Дом Мельникова: непростая судьба памятника архитектуры

Власти Москвы наконец-то определились, что делать с легендарным столичным зданием, памятником архитектуры советского авангарда, домом Мельникова в Кривоарбатском переулке.
Как пишет «Московский комсомолец», ремонтно-реставрационные работы будут вестись под наблюдением специалистов Музея архитектуры имени Щусева. Начать восстановление дома планируется уже в следующем году, а все расходы профинансирует Министерство культуры РФ.
Однако к долгожданному ремонту уникальный памятник архитектуры шел тернистым путем. С самого момента своего появления в 1929 году дом-мастерская архитектора Константина Мельникова стал мишенью для нападок критиков. «Эксперимент Мельникова направлен лишь на усовершенствование, на оригинальную трактовку архитектурного выражения определённой формы — жилой буржуазной ячейки», - отзывался о доме архитектор Михайлов.
Дом-мастерская, 1929 год. Фото с сайта moscowwalks.ru
Действительно, свой дом Мельников строил с расчетом на комфорт тех, кто будет проживать в нем, применяя для этого многие новаторские и очень необычные даже для сегодняшнего дня решения.
По мнению Мельникова, каждое помещение должно было выполнять присущую только ему функцию, а не быть многозадачным: в спальне нужно спать, в столовой — есть, а в гардеробной — переодеваться.
«Мною употреблён принцип распределения жилых помещений не применительно к членам семейства персонально, а по функциям этих жилых помещений. Так, например, спальня — одна, и это только спальня, это даёт возможность соблюдения наибольшей гигиеничности», - пояснял свою позицию архитектор.
На первом этаже дома располагались столовая, кухня, рабочие комнаты членов семьи, гардеробная и санузел. Второй этаж Мельников отвел для гостиной с огромным окном-экраном и спальни. На третьем этаже располагалась мастерская архитектора.
Дом-мастерская, 1929 год. Фото с сайта moscowwalks.ru
Новаторство Мельникова в полной мере проявилось не только в планировке дома, но и в большей степени в его внешнем виде. Применяя не самые распространенные в архитектуре формы — цилиндры, шестиугольники - Мельников создал совершенно фантастическое здание. «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору — загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома», - говорил архитектор.
Дом быстро стал московской достопримечательностью, однако над ним сгущались тучи. Здание практически без потерь продержалось в Великую Отечественную войну: были утрачены лишь оригинальные кровати и отделка стен и потолка в спальне, да взрывом бомбы выбило все стекла. Более заметный ущерб нанесла реставрация 1976 года, когда фасад дома выкрасили в светло-серый цвет, скрыв под ним оригинальный цвет негашеной извести.
В 1974 году умер Константин Мельников, завещав уникальный дом своим детям, Виктору и Людмиле. Однако поселился там один только Виктор. В 1988 году Людмила Константиновна обратилась в суд с требованием о разделе дома, чтобы иметь возможность проживать в нем. Так началась целая череда судебных тяжб вокруг дома-мастерской.
Дом-мастерская, 1929 год. Фото с сайта moscowwalks.ru
Решением суда Людмиле Мельниковой разрешили владеть половиной дома, но без права на проживание в нем. На этом семейные разборки не закончились. Уже в 2000-х годах Виктор Мельников стал судиться со своей дочерью, на которую ранее оформил дарственную своей доли. Судебные тяжбы длятся до сих пор, а о состоянии самого дома за всей этой суетой все давным-давно позабыли.
Между тем, как выяснилось в ходе экспертизы, деревянные перекрытия дома, которые, к слову, не менялись с момента его постройки, находятся в аварийном состоянии. Не добавило дому «здоровья» и строительство торгово-развлекательного центра с подземной парковкой, которое велось буквально в нескольких метрах от архитектурного памятника.
В 2011 году стало известно, что половина дома переходит в оперативное управление Музея имени Щусева. Однако из-за многочисленных судебных исков судьба уникального здания была неопределенной. Остается надеяться, что будущая реставрация вдохнет новую жизнь в один из шедевров архитектуры начала XX века.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Может, кто знает, где сейчас сын Людмилы Константиновны Алексей?
Хорошая новость. Было бы очень жаль его потерять. В среде архитекторов, причем не только российских, дом Мельникова знаковый объект.