Комментарии к пройденному

Борис Стругацкий
М.: Амфора, 2003.
Про что: Эта книга - своего рода творческая биография Аркадия и Бориса Стругацких, братьев и соавторов. Здесь последовательно и в хронологическом порядке рассказывается о каждом написанном ими произведении – история замысла, изменение сюжета по ходу работы, издание, цензура, отзывы читателей и критики, исторический фон. Любопытны «Комментарии» могут быть не только любителям творчества АБС, но и всякому, кто интересуется тем, как пишутся настоящие литературные хиты.
Читать книгу на Lib.km.ru
Финал или конец этапа?
Фантастику можно и не любить, но, как ни крути, трудно найти русскоязычного читателя, не потрудившегося хотя бы ознакомиться с тем, что это за такие Стругацкие, о которых так много говорили и говорят. В самом деле, значение братьев Стругацких не только для отечественной фантастики но и для всего того, что зовется культурой, переоценить трудно. Властители дум, новаторы жанра, оптимисты и трудяги - пожалуй, не менее половины всех думающих, честных и интеллигентных людей в нашей стране было вскормлено их книгами.
Хотя Борис Стругацкий, не только не перестал писать после смерти Аркадия, но даже оказался отличным писателем и сам по себе, большинство поклонников творчества знаменитого дуэта все-таки воспринимают его как половинку целого. Вероятно, он и сам себя так воспринимает, и выпущенные им «Комментарии к пройденному» служат своеобразной данью памяти этому целому.
В предисловии Борис Натанович первым делом заявляет, что пишет никакую ни автобиографию и даже не биографию братьев Стругацких, поскольку является последовательным противником публично издаваемых биографий и дневников. Настоящая жизнь писателя – это его книги, а его личная и частная жизнь не касается никого, равно как и жизнь любого другого частного лица. Так что ждет нас в книге ровно то, что заявлено в заглавии – комментарии к написанному. Не больше и не меньше.
Те мне менее, биография в книжке все-таки вырисовывается. Во-первых, приведено написанное Аркадием в восьмидесятые годы и откомментированное Борисом в наши дни краткое жизнеописание Стругацких. А во-вторых, литературные тексты, даже и фантастические, не могут висеть в пустоте – они рождаются из жизненных обстоятельств и исторического контекста.
Судьба любого произведения включает не только даты начала работы, окончания и издания, но и всякого рода «посторонние» вещи – поездки по стране, удивительного удобства клавиши на печатной машинке, происки цензоров и политика. Писатели Стругацкие, оказавшие такое ощутимое влияние на жизнь и нравы СССР и России, сами плоть от плоти своей эпохи – в чем-то жесткой и несправедливой, но не смотря на это давшей нам великое множество замечательных людей.
Особенно сильно это ощущаешь, сравнивая радости и печали этих людей, пусть даже чисто писательские, с радостями и печалями современного человека. Нет, - думаешь с грустью, - таких людей сейчас уже не встретишь. Писателей, разбирающихся как в технике, так и в литературе, не гнушающихся и приключений, но и не опускающихся до примитивной жанровости. Людей, занимающих столь внятную социальную позицию и при этом не грешащих грубой пропагандой в пользу чего бы то ни было. Авторов, старающихся не увести читателя из мира обыденности и заманить в свои фантастические «миры», а именно поставить в «мирах» и попробовать рассмотреть со всех сторон проблемы, занимающие человечество здесь и сейчас.
Не хотелось бы в финале впадать в читательскую меланхолию, однако такие издания не могут ее навевать. Всякого рода обобщения и комментарии к пройденному обычно знаменуют конец и реквием. Как хотелось бы верить, что просто конец этапа.
Комментарии читателей Оставить комментарий