Секс и насилие в рекламе

Христо Кафтанджиев
СПб.: Питер, 2008.
В книге профессора Софийского университета Христо Кафтанджиева рассказывается о самой эффективной и в то же время самой спорной рекламной стратегии – об обращении к темам насилия и секса. С одной стороны, две эти крайности, особенно если они даны во взаимосочетании, как в рекламах, использующих садо-мазохистскую символику, неизбежно привлекают внимание к рекламируемому товару, даже если в действительности он не имеет никакого отношения к сексу и насилию. С другой стороны, подобная реклама часто вызывает раздражение у аудитории, что влечет за собой судебные тяжбы и убытки.
Автор не дает советов касательно того, как привнести в свою рекламу привлекательные и запоминающиеся образы насилия и сексуальности, избежав при этом нападок – здесь все зависит от вкуса и чувства меры рекламного криэйтора и его способности почувствовать тонкую грань, за которой кончается пикантность и начинается вульгарщина. Христо Кафтанджиев лишь показывает наиболее популярные среди производителей товаров и услуг способы репрезентовать секс и насилие, дает обстоятельный анализ иконографии рекламы, объясняя ее с точки зрения психологии и семиотики, выявляет основные тенденции в изображении в рекламе взаимоотношений полов.
Наиболее ценной в книге является обширная подборка рекламных материалов, эксплуатирующих темы секса и насилия. Читатель легко может убедиться, что, не смотря на провокационное название, речь по большей части идет вовсе не о порнографии, а о вполне «приличных» изображениях, не лишенных, однако специфического подтекста. Реклама больше, чем какой-либо иной вид коммуникации, находится под давлением общественной цензуры, поэтому чаще всего ей приходится ограничиваться лишь намеками и фрейдистской символикой. Тем не менее, под понятие «секс» подпадает и такая реклама, которую никому не пришло бы в голову назвать непристойной - например, реклама духов и женской косметики – поскольку там женщины чаще всего изображаются в качестве желанных сексуальных объектов.
«Секс и насилие в рекламе» будут интересны самому широкому кругу читателей, интересующихся массовой культурой, коллективной психологией и изобразительными канонами современной рекламы – автор специально приложил для этого усилия, максимально упростив теоретическую часть и основной упор сделав на многочисленные иллюстрации. В то же время наиболее полезной книга Христо Кафтанджиева окажется для специалистов – рекламщиков, дизайнеров, психологов, социологов и исследователей искусства, которые найдут здесь ряд тонких наблюдений, результаты социологических исследований, реальные истории, связанные с удачным и неудачным использованием в рекламе секса и насилия и, конечно же, богатую коллекцию рекламы соответствующей тематики.
Комментарии читателей Оставить комментарий