Агата Кристи ищет мужа

Певица, пианистка, медсестра, фармацевт, стенографистка, бухгалтер, скульптор, реставратор, фотограф и, наконец, археолог (сокровища, найденные при ее участии на раскопках в Ираке пополнили собрания Багдадского и Британского музеев) – этот разнородный список профессий объединяет то, что во всех них в тот или иной период своей жизни пробовала самореализоваться (и, надо сказать, не без успеха) королева детектива Агата Кристи.
«Вечное стремление заняться не своим делом не давало мне покоя; полагаю, без этого жизнь показалась бы мне скучной», - так объясняет непревзойденный мастер детективного жанра в своей книге «Автобиография» (М, "ВАГРИУС" - 1999) причину своих многочисленных жизненных перипетий. Агата Кристи умерла в 85 лет, прожив долгую жизнь, закрученную почище самого запутанного из созданных ею детективов.
«Ребенок, вставая из-за стола, говорит: «Спасибо тебе, Господи, за хороший обед». Что сказать мне в свои 75? Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована.
Я решила не «вылизывать» эту книгу до блеска. Во-первых, возраст у меня преклонный, а нет ничего утомительней, чем перечитывать написанное и пытаться привести все в хронологическое соответствие. Вместо скрупулезного исследования жизни мне хочется наугад запустить руку в собственное прошлое и выудить оттуда пригоршню воспоминаний».
Учитывая помещенный в начале послужной список этой разносторонней искательницы приключений, а также, огромное количество написанных ею произведений (от тех же самых детективов до пьес, стихов и даже песен), ее прошлое – это бездонное море, и получившаяся из «начерпанных пригоршней» «Автобиография» – лишь краткий очерк той эпопеи, которой, (во многом, благодаря характеру и необычайно развитым способностям), была жизнь знаменитой писательницы.
Родившаяся в конце XIX века, она воочию наблюдала появление аэропланов, трамваев и автомобилей (со всем своим детским энтузиазмом воспевая технический прогресс в своих первых стихах). Наиболее бурная часть жизни пришлась на ее зрелые годы, но первые главы книги, по традиции, посвящены беззаботному детству в любящей семье.
«У нас существовала семейная игра, придуманная моей старшей сестрой Мэдж – она называлась «Мужья Агаты». Игра состояла в том, что среди окружающих выбирали двух или максимум трех наиболее отталкивающего вида мужчин, и я должна была выбрать одного из них себе в мужья, под страхом смерти или самых изощренных китайских пыток.
- Ну-ка, Агата, кого ты выбираешь, этого прыщавого толстяка с перхотью или вон того брюнета с выпученными глазами, - чистая горилла?
- О нет, я не могу, они такие страшные1
- Ты должна. Выбирай. Иначе иголки под ногти или пытка водой.
- Ладно. Тогда гориллу.
В конце концов у нас выработался обычай называть самых уродливых мужчин «мужьями Агаты».
В ранней молодости цветущей Агате удалось застать уже уходящий «галантный век» с его великосветскими балами и пышными платьями, в которых ей суждено было разбить сердце не одного кавалера. Головокружительные романы, ураганы ухаживания, два замужества – причем второй раз миссис Кристи вышла замуж за студента-археолога на 14 лет моложе себя. Окружающие находили этот брак сумасшествием, а новоявленная чета Мэллоуэн прожила вместе 46 лет и была счастлива до самых последних дней. Агата пошучивала: «Всем советую, выходите замуж за археолога, и проблема возраста для вас больше не существует – чем старше вы будете становиться, тем больше вами будет интересоваться муж».
Но не всегда ее жизнь была похожа на сказку. Не теряя присутствия духа, ей удалось с достоинством пережить два самых страшных периода прошлого века – I и II Мировые войны.
“Лично я за всю войну ни разу не спустилась ни в одно убежище, так как всегда боялась оказаться в ловушке под землей. Где бы я ни была, я всегда спала в своей кровати. В конце концов я привыкла к лондонским бомбежкам, тем более, что меня вообще трудно разбудить. - О боже, опять! – бормотала я и переворачивалась на другой бок”.
Именно в I Мировую она попробовала себя в качестве медсестры и увлеклась медициной настолько, что чуть было, не стала фармацевтом. К счастью, любовь к людям, наблюдательность и развитое чувство юмора так и не дали ей сосредоточиться на чем-то одном.
Что касается собственно писательства, пришла она к этому далеко не сразу, впервые и вовсе написав на спор, раззадоренная той самой старшей сестрой, с которой они практиковали пубертатную игру «в гориллу». Что характерно, уже добившись невероятного успеха, она все еще сомневалась в своих литературных способностях, считая сочинительство приятным хобби, чем-то вроде баловства на досуге. «Наверное, я так наслаждалась жизнью, что сочиняла лишь урывками, между делом. Из меня не получился, и уже никогда не получится, интересный собеседник, я плохо объясняю – мне легче написать. Писать книги … Прежде это было увлекательным занятием, но потом превратилось в рутину, в работу …Мне бы хотелось написать что-нибудь другое, не детективы…» (свои пробы пера в других жанрах писательница публиковала под псевдонимом Мэри Уэстмакотт).
Перепробовав все занятия на свете и снискав мировую славу, по крайней мере, в одном из них, она все же продолжала писать в анкетной графе «род занятий» - «замужняя дама», считая это самым верным ответом. Абсолютно счастливая, она желала всем женщинам отвечать на этот вопрос таким же образом.
Алина Старинец
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий