Черный бархат решил судьбу "Синей птицы"

Из-за несовершенства театральной механики постановку сказочной феерии Мориса Метерлинка в Московском Художественном театре в 1908 году нельзя было осуществить. Но произошла счастливая случайность...
Над концепцией постановки "Синей птицы" в МХТ Константин Сергеевич Станиславский работал более полутора лет. Фантастика на сцене была его страстным увлечением. Ради нее он готов был ставить пьесу: "Для меня фантастика нечто вроде стакана пенящегося шампанского".
Но ко времени постановки "Синей Птицы" все сценические постановочные средства и приемы были уже использованы до конца. Надо было найти новое решение, новый принцип декорация, новые сценические возможности, трюки и т. д. Тогда в доме у Станиславского собрались художники, техники, гримеры. Свезли туда бумагу, картон, краски, карандаши, рисунки, книги, картины, эскизы, глину для лепки, куски и образцы материй. Стали комбинировать между собой ткани, чертить размеры сцены, планы пола... Как вдруг Станиславскому понадобился кусок черного бархата, но он исчез. Стали искать - нигде нет. А кусок бархата висел на самом видном месте, но его не заметили, потому что за ним был повешен на стене другой такой же большой кусок черного бархата. На черном не было видно черного! Так был открыт новый принцип! Найден сценический фон, который мог скрыть глубину сцены и благодаря которому можно было творить чудеса и всевозможные трюки, в частности, целые группы или декораций могли появляться и НА глазах у зрителей при закрытии их большими кусками бархата.
Мир глазами ребенка - вот формула, в которую укладывался для Станиславского образ Метерлинковской пьесы-сказки. "Дети ближе к природе, из которой они так недавно произойти, - говорил режиссер весной 1907 года, обращаясь к труппе сразу после прочтения "Синей птицы". Попробуем и мы помолодеть на тридцать лет и вернуться к отрочеству. Постановка "Синей птицы" должна быть сделана с чистотой фантазии десятилетнего ребенка".
Материалом для простых, легких и неожиданных декораций художника В. Е. Егорова послужили обыкновенные детские рисунки. Этот же художник создал настоящую магию света на сцене /в Рождественскую ночь убогая комната Тильтиля и Митили вмиг расцветала хороводом мерцающих огней/. Егоров был также автором костюмов к спектаклю. Для очень сложного костюма Души Света с огромным длинным шлейфом были узки дверные проемы в театре. А в Лазоревом царстве Будущего /позже исключенном из постановки/ все фигурки неродившихся душ были окутаны складками единого голубого покрывала, ниспадающего с головы и плеч Времени. В самой "пугающей" картине - во дворце злой Ночи - на фоне черного бархата /вот где он пригодился/ вдруг вырастали и шли прямо на детей исполинские призраки на ходулях.
Очаровательную музыку к спектаклю написал Илья Сац. Его знаменитый марш из "Синей птицы" теперь известен и любим многими как самостоятельное музыкальное произведение:
Мы длинной вереницей
Пойдем за Синей птицей...
Грим и парики для актеров придумал И. Я. Гремиславский. Однако Алисе Коонен, сыгравшей Митиль, Станиславский гримироваться категорически запретил: "Когда вы живете жизнью ребенка, вы преображаетесь и ваше лицо: становится детским, лицом семилетней девочки". Волшебная сказка требовала волшебства от всех: от режиссера, композитора, художника, гримера, техников, портных, бутафоров, лепщиков и, конечно, от артистов: С. B. Халютина играла Тильтиля, Алиса Коонен - Митиль /Станиславский отказался от совета Метерлинка - поручить ведущие роли не актерам, а детям/, Иван Москвин - Кота /по словам Н. И. Сац, на сцене его руки и ноги становились мягкими лапками, а сам он был пушистым, ласковым, с тонким голоском, хотел ось его все время гладить/, Г. С. Бурджадов исполнял роль Огня, В. В. Лужский - Пса, П. С. Бакшеев - Отца, В. В. Барановская – Души Света...
После долгих месяцев репетиций, проб и ошибок, разочарований и открытий премьера "Синей птицы" состоялась 30 сентября 1908 года и имела головокружительный успех.
"Трудно описать столпотворение, которое было за кулисами после премьеры "Синей птицы". - вспоминает Алиса Коонен. - Поздравить Константина Сергеевича и актеров пришли родные, друзья - писатели, художники, артисты. Все обнимались и целовались".
Спектакль называли "гениальным", его с огромной радостью смотрели дети и взрослые, им восхищались Ф. И. Шаляпин и С.В. Рахманинов.
Спустя две недели после премьеры, 14 октября 1908 года, МХТ праздновал свое десятилетие. Нос один из страстных поклонников театра, Сергей Рахманинов, был в это время на гастролях в Германии и прислал оттуда музыкальное письмо-поздравление, адресованное Станиславскому:
"Дорогой Константин Сергеевич! Я поздравляю Вас от чистой души, от всего сердца. За эти десять лет Вы шли вперед, все вперед, вперед и вперед. И на этом пути Вы нашли "Синюю птицу". Она - Ваша лучшая победа. Теперь я очень сожалею, что я не в Москве, что я не могу вместе со всеми Вас чествовать. Вам хлопать, кричать Вам на все лады: "Браво, браво, браво" и желать Вам многие лета, многие лета, многие лета!
Прошу Вас передать всей труппе мой привет, мой душевный привет!»..
Шаляпин спел это письмо перед Станиславским и труппой. А в аккомпанементе слышались знакомые звуки из музыки к "Синей птице".
Комментарии читателей Оставить комментарий