Смерть Вронского

Неделько Фабрио
СПб.: Амфора, 2004.
Про что: Представьте себе, что русский граф прямо из девятнадцатого века вдруг попадает на современную бойню на Балканах. Как он, аристократ, выступающий на стороне сербов, воспримет их мясничество по отношению к хорватам? Как его душа, искалеченная личными страданиями, отзовется на страдания целого народа, хоть и чужого, но все же родственного? Нет ли его личной вины не только в смерти Анны, но и в трагедии Югославии? И что ему останется сделать, если он ее осознает?
Граф Вронский как виновник Балканской войны
Всякий, кто внимательно читал русскую классику, знает, что после самоубийства Анны Карениной под колесами поезда граф Алексей Кириллович Вронский отправился на Балканы, воевать в сербско-турецкой войне. В социалистической Югославии, как и у нас, было принято изучать русскую классику в рамках школьного курса литературы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что хорватский писатель Фабрио Неделько настолько хорошо знаком с толстовским текстом, что, воспользовавшись удачным историко-политическим совпадением, решил написать продолжение биографии графа.
Нюанс в том, что Вронский у него попадает не совсем на ту войну – не на турецкую, а на ту, что случилась сто двадцать лет спустя. Да и сам Вронский тут фигура скорее служебная, чем основная. Речь не столько о нем, сколько об ужасах недавней сербо-хорватской гражданской войны.
Насколько сильная и непотопляемая все-таки вещь – национальная гордость. Когда носители совершенно других культур и языков используют и, что называется, «отдают дань» нашим литературным классикам, это отчего-то почти так же приятно, как если бы хвалили лично тебя. Но в данном случае ситуация совершенно особая. С одной стороны, славянские литературы мы, русские, за такие уж чужие считать не привыкли. Поэтому для нас нет ничего такого уж удивительного в том, что русский персонаж Вронский попадает в хорватский роман. Однако с другой стороны, все дело в том конфликте, который положен в основу книги Неделько.
Как известно, Россия в Балканской войне выступала скорее на стороне сербов. За сербов – а следовательно, против хорватов - в романе воюет и Вронский. Автор же романа - хорват. Это обстоятельство придет повествованию удивительную остроту и неоднозначность. Сербы, разумеется, в любом случае получаются зверями и извергами: вырезают население целых деревень, устраивают бессовестные провокации и проводят сознательный геноцид несербского населения.
Но вот Вронский – натура очень сложная, тонкая и мятущаяся. Он попадает на войну, можно сказать, благодаря дезинформации, искренне советует сербам оставить бедных хорватов в покое, мучается совестью и так далее. Однако до читателя каким-то неявным образом доносится смутное предположение, что именно он, Вронский, и есть главный виновник происходящего и что сербы по отношению к хорватам – все равно, что Вронский по отношению к Анне.
Правда, если Вронский, ринувшись в финале романа на минное поле, свою вину как-то искупил, то нам, его соплеменникам, придется ее носить еще долго.
Читать книгу на Lib.km.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий