Водку разливают на местах

Крупные компании производители алкоголя создают собственные дистрибьюторские сети, преследуя цели полного контроля за сбытом своей продукции в Москве и регионах. Аналитики связывают подобную тенденцию на рынке с вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Налогового кодекса.
В соответствии с ним 20% акциза на алкогольную продукцию будут взиматься с производителей в федеральный бюджет, а 80% – будут поступать в региональный с ее дистрибьюторов. Однако возможно, что с принятием в 2004 году поправок в действующий закон с 2005 года вся акцизные поступления начнут поступать только в региональные бюджеты.
Таким образом, весь товарооборот алкогольной продукции полностью будут контролировать субъекты федерации. По мнению участников рынка, большинство областных администраций поддерживают местных производителей и, соответственно, их продукция в первую очередь закупается дистрибьюторами и реализуется с принадлежащих им акцизных складов. Попадая в такую зависимость от региональных властей, компании, ищущие новые рынки сбыта, с введением нового Налогового кодекса вынуждены будут создавать собственные акцизные склады на «чужой» территории и платить налоги в областной бюджет. Тем самым завоевывая лояльность местных властей и получая гарантии сбыта своей продукции.
Ранее, до июня 2001 года, российские производители водочной продукции платили все 100% акциза в федеральный бюджет. С середины 2001 года этот вид налога поделили между ними и оптовиками пополам – был введен так называемый расщепленный акцизный налог. Оптовики стали платить 50% акциза в региональный бюджет. Такое изменение структуры уплаты акциза вводилось для того, чтобы региональные власти не препятствовали продаже продукции из других регионов. Однако с 1 января 2004 года с введением нового Налогового кодекса система акциза снова меняется. Производитель теперь будет платить 20% акциза в федеральный бюджет, а 80% – дистрибьютор (то есть владелец акцизных складов) в региональный. По мнению экспертов, дополнительные поступления акцизов на водку и ликероводочные изделия региональные бюджеты получат в качестве компенсации выпадающих доходов в связи с отменой с 1 января 2004 года налога с продаж.
Несмотря на принятие этих законодательных решений, большинство региональных властей защищают интересы только местных предприятий, выстраивая барьеры для производителей «со стороны». «Традиционно есть регионы, которые лоббируют интересы только местных производителей, – говорит президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. – К таким субъектам можно отнести республику Татарстан, Краснодарский край, Ярославскую область, Алтайский и Хабаровский края». Например, межведомственная комиссия по координации и регулированию оборота алкогольной продукции в Ярославской области в этом году выпустила документ, согласно которому 80% реализуемой в магазинах водки должно принадлежать только местным производителям, говорит г-н Шапкин. Таким образом, оптовик, управляющий акцизным складом, рекомендует продавцам только «избранную» ликероводочную продукцию, а целые партии этого товара от другого производителя могут простаивать на акцизных складах и не быть реализованными.
Для того, чтобы наравне конкурировать с местными производителями и гарантировать сбыт своей водки, крупные игроки российского рынка, которые ищут новые рынки сбыта, начали создавать собственные акцизные склады в регионах. Правда, некоторые из них не подтверждают этой информации, а говорят только об открытии своих представительств в регионах, которые работают с местными дистрибьюторами, договариваясь с ними о поставках их продукции в торговые точки.
Так, ликероводочная компания «Исток» в декабре сообщила о том, что вложила около $14 млн в создание нового проекта по развитию собственной дистрибьюторской сети. До настоящего времени продукция «Истока» отгружалась двум московским партнерам компании, которые затем распространяли ее по всей России по своим каналам. Согласно новой стратегии развития, как сообщили в пресс-службе журналистам, продукция будет доставляться напрямую официальным дистрибьюторам компании в регионах.
Как стало известно осведомленным наблюдателям, кроме «Истока» реализовывать продукцию через собственные акцизные склады якобы вскоре начнет московская компания «Русский алкоголь», владеющая ликероводочным заводом «Топаз».
Комментарии читателей Оставить комментарий