«Грузинские чтения» переросли в громкий скандал

А ведь прав был Михаил Саакашвили, когда заявил: «Грузия далеко продвинулась на пути к либеральным ценностям», оставив позади ценности другие. Теперь в «продвинутой» республике свободы – через край: хочешь – за буйки заплывай, хочешь – в иконы плюй.
Недавно некто Эрекле Деисидзе, называющий себя писателем, презентовал свои записки «Саидумло сироба». Всего одной буквы оказалось достаточно, чтобы библейское сочетание «саидумло сероба» («тайная вечеря») зазвучало как «тайная х…ня». Впрочем, книга вполне оправдывает название. Например, Деисидзе пишет, что чувствовал влечение к собственной матери. Особенно в момент, когда она крестилась, встав на колени перед иконой. Такой вот Фрейд на кавказский манер.
Сам автор сразу после презентации предусмотрительно уехал из Тбилиси, скрылся в сельской глубинке и в интервью телекомпании «Кавкасия» заявил, что намерен просить политического убежища в Швейцарии, поскольку здесь его жизни угрожает опасность. Как говорится, это – еще не слава, но уже популярность: нечего было публике книгу-фигу демонстрировать, да еще с такой помпой – в Тбилисском государственном университете.
«Литературный вечер» сразу перестал быть томным. «Союз православных родителей» объявил крестовый поход против кощунственного сочинения. С другой стороны, на дыбы встала либеральная общественность. «Западники» выступили в защиту свободы слова и прав художника «создавать любые образы и использовать литературный прием эпатажа». Известный местный писатель Лаша Бугадзе заявил, что «роман кипит протестом против фарисейства и ханжества современного грузинского общества». Стоит отметить, что Бугадзе несколько лет назад сам едва не был предан анафеме за рассказ об интимной жизни грузинской царицы Тамар (причисленной к лику святых) и российского царевича Георгия.
Непримиримые противники первый раз сошлись «стенка на стенку» у здания госуниверситета, где либеральная общественность устроила митинг в защиту «творчества и самовыражения». Акцию неразумных детей пытались сорвать «православные родители», обвинив оппонентов в сексуальных отклонениях и попытке «разрушить фундаментальные основы национальной идентичности»: «Тем, кто защищает подобные книги, оскорбляющие нашу религию и наши ценности, не место в Грузии! Убирайтесь в свою Голландию!» Словесная перепалка переросла в рукопашный бой. Полиция едва успевала растаскивать дерущихся.
Естественно, тему, вызвавшую такой резонанс, подхватили грузинские журналисты. На ток-шоу «Барьер» телекомпании «Кавкасия» пригласили всех участников спора (кроме автора книги). Программа не задалась сразу. Лидер «Народного православного движения» Малхаз Гулашвили сходу назвал своих оппонентов популярным в российской риторике термином «либерасты». Тем не менее, сторонам удалось относительно спокойно, хоть и на повышенных тонах и с постоянным вскакиванием из кресел, провести час в активной полемике. Затем не выдержал правозащитник Бека Миндиашвили, который вместе с несколькими соратниками демонстративно покинул зал.
На выходе из студии Миндиашвили уже поджидали. Как рассказала ведущая программы Нино Джангирашвили, группа агрессивно настроенных представителей «Союза православных родителей» набросилась на любителя редких книг. На подмогу кинулись сотрудники телеканала и владелец «Кавкасии» Давид Акубардия, которым тоже досталось.
Весть о нападении на Миндиашвили вызвала бурю эмоций в студии программы «Барьер». Завязалась потасовка, к которой присоединились участники уличной драки, в т. ч. и «недобитый» Акубардия, а также люди в одежде священнослужителей. Прямая трансляция из студии, несмотря на то, что среди пострадавших оказались пять операторов «Кавкасии», не прекращалась. Нино Джангирашвили удалось вызвать полицию, которая и повязала предполагаемых зачинщиков разгрома студии.
В отделение доставили восьмерых подозреваемых: Левана Чачуа, Авто Зумбадзе, Левана Турашвили, Давида Шаламберидзе, Георгия Габедаву, Рати Маисурадзе, Шоту Апхаидзе и Звиада Блиадзе. Впоследствии Леван Турашвили был освобожден, т. к. оказался непричастен к инциденту. Остальным задержанным предъявили обвинения по ст. 154 («Создание помех журналистам в выполнении профессионального долга») и 239 («Хулиганство») УК Грузии и назначили по 2 месяца предварительного заключения.
Представитель Народно-православного движения, оперный певец Лелико Джапаридзе напрямую заявил, что драка в студии была спровоцирована сотрудниками «Кавкасии». «Фурункул под названием «Кавкасия» лопнул, и оттуда вылился яд соросовцев», – сказал Джапаридзе.
Президент Саакашвили тоже не остался в стороне от происходящего, хотя и был в тот момент далеко от родины – в Коста-Рике, где лоббировал непризнание Абхазии и Южной Осетии. Грузинский лидер устами президентского пресс-секретаря Мананы Манджгаладзе осудил «вандальские действия» и призвал правоохранительные органы наказать виновных.
После демарша светских властей глава Грузинской православной церкви патриарх Илия II провел молебен в древнем храме Светицховели (где католикос-патриарх проводит богослужения лишь в чрезвычайных обстоятельствах) и демонстративно наградил, а также повысил в сане руководителя «Союза православных родителей» – о. Давида Исакадзе, арестовать которого полиция так и не решилась.
Скандал перерос уровень общественной дискуссии и стал событием уже государственного масштаба. Кстати, все послы западных государств осудили «попытку насилия над свободой слова». А самым первым – дипломатический представитель США Джон Баас.
Святой Синод Грузинской православной церкви (ГПЦ), напротив, считает, что «одной из главных опасностей для страны являются попытки разрушить единство общества через пропаганду неверия, безнравственности и разврата». Об этом говорится в обнародованном в Тбилиси сообщении ГПЦ о состоявшемся заседании Святого Синода под руководством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. «Те лица, которые являются заказчиками и исполнителями всего этого, сами устанавливают себе тяжелейшую кару – проклятие. Долгом Церкви является еще раз предупредить этих людей и призвать их к покаянию», – сказано в сообщении. Святой Синод также призвал все политические партии «не использовать авторитет Церкви и Патриарха в собственных интересах».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Чисто грузинская кухня. Пусть сами гот овят и сами едят. А мы просто посмотрим со стороны. Интеремно же. Не будем же мы галстуки жевать - это чисто грузинское блюдо.
Смешанное чувство жалости, брезгливости и раздражения.Даже не могу объяснить почему.
Саакашвили пользуется сегодня поддержкой большинства населения.Это так и с этим нужно смириться.
В Грузии имеет место борьба идеологий и нравственных устоев, наряду с реальной политической борьбой.В Москве как известно тоже и не в менее резких формах(политической борьбы в России нет, но это отдельная тема.)Либерализм, независимо от отношения к этому давнишнему идейному течению, приравнивают к разврату исключительно конченные дебилы (извините, но правда).
Какие мечети, вы что, с ума сошли.Грузинская автокефальная православная церковь-старшая сестра русской православной церкви. Недаром РПЦ в лице патриарха наотрез отказалась признавать Абхазию и Ю.Осетию не входящими в каноническую территорию Грузинской церкви, т.е. их самостоятельность и независимость от ГПЦ.