Новая пересдача карт мировой истории

«Хронораздел 1975-2025 гг.: новая пересдача карт мировой истории» – так озаглавлен новый доклад отечественного кризисолога и историка, директора Центра русских исследований Московского гуманитарного университета, профессора Андрея Фурсова.
Реальные аналоги нынешнего глобокризиса, считает А. Фурсов, нужно искать не в Великой депрессии 1930-х и не кризисе 1973-1983 годов, а в «периодах хронораздела». Ближайший к нам период подобного типа приходится на 1873-1933 годы. Именно в этот период сформировалась «повестка дня ХХ века», все ее основные силы и противоречия. Например, окончательно сформировался финансовый капитал и то, что не совсем удачно называют «мировой закулисой», оформились главные революционные движения, спецслужбы и организованная преступность, проявились основные противоречия на глобальной арене (англо-германские, германо-русские, англо-американские и т. д.) Однако нынешний «хронораздел» будет покруче предыдущего. Он типологически ближе к потрясениям 1490-1560-х годов, к эпохе смутного времени – перехода от феодализма к капитализму.
«Чем характеризуются такие «хронораздельные» периоды? – говорит Андрей Ильич. – Первое – это периоды экономического спада и роста цен».
Второе – это кризис старых структур власти.
Третье – время роста пессимизма в обществе. Если брать начало XVI века, то это – религиозная Реформация. Если же смотреть на конец XIX столетия, то видно, насколько мрачны 4 главных фантастических романа Герберта Уэллса в сравнении с 4 основными романами писателя более раннего периода – Жюля Верна.
Четвертая черта хронораздела – нарастающее давление низов общества на его верхи.
Пятое – нарастание борьбы верхов за сохранение своих привилегий, как правило, с помощью диктатур.
Шестой момент состоит в обретении этими верхами социального и экономического пространства на уровень выше, чем у низов. Если брать XVI век, то это – создание Североатлантической мир-экономики, а если период 1873-1933 годов – формирование собственно мировой экономики уже без всякого дефиса.
Поднимаясь на уровень выше, чем низы, правящая верхушка каждый раз получала дополнительное пространство для социально-экономической игры.
Седьмая черта – рост теневых и наднациональных структур управления.
Восьмая – демонтаж прежних социально-политических и экономических институтов.
Девятая – упадок старых социальных групп и подъем новых.
Десятая – кризис науки и образования…
== ХРОНОРАЗДЕЛ НАШИХ ДНЕЙ ==
Фурсов оговаривается: 2025 год – дата условная. Зная момент начала нынешнего межвременья (1975-й, последний год нетронутого «капитализма с человеческим лицом»), мы еще не ведаем точно, когда закончится «пересдача карт». Но очень важно посмотреть на то, как проявляются пресловутые 10 признаков смуты-хронораздела в наши дни.
Итак, экономический спад налицо. При этом капиталистическую экономику лихорадит (с некоторыми ремиссиями) с 1973 года. Крушение СССР отчасти смягчило ситуацию, но ненадолго. Тот кризис, что разворачивается теперь, говорит сам за себя.
Кризис структур власти также очевиден. О кризисе нации-государства сейчас не пишет разве что ленивый. Наднациональные институты власти тоже переживают нелегкие времена. Так же, как, впрочем, и то, что называют «мировой закулисой» – Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб и др. Они были хороши в период борьбы за «удушение в объятьях» Советского Союза, а сейчас явно не справляются с возросшей сложностью мира. Налицо кризис светских прогрессистских идеологий, марксизма и либерализма. На более простом уровне научную фантастику с 1980-х заменила фэнтези. Глобальное давление низов – очевидный факт, в частности, в виде исламского фундаментализма и народных движений в Латинской Америке. Но мы видим и контрнаступление верхов – «восстание элит». Признаки борьбы старых элит за сохранение старых привилегий, по словам Фурсова, видны в революционных изменениях военного дела, в резком усилении полицейских сил, в приватизации насилия (создании частных армий, спецслужб и даже тюрем), в наращивании военного потенциала США как гаранта позиций мирового капиталистического класса.
Обретение глобальными верхами нового пространства для маневра и торжества над низами – это современная глобализация (сам термин вошел в оборот в 1983 году).
«Глобализация – такой процесс производства и обмена, в котором благодаря господству в самом производстве невещественных, информационных факторов над вещественными капитал превращается в электронный сигнал и устраняет все преграды на своем пути: территориальные, пространственные, институциональные. Глобализация есть победа времени над пространством», – считает профессор Фурсов.
Он отмечает еще один признак хронораздела: рост влияния новых закулисных и теневых структур. Процесс этот развивается по мере отступления нации-государства. При этом старые социально-политические институты демонтируются – и нация-государство, и партии, и само гражданское общество. Очевиден упадок и размывание среднего класса во всем мире. Однако при этом на Западе поднимается и усиливается новый класс – корпоратократия. Параллельно формируются и новые низы – бедные иммигранты из стран Африки и Азии, которые должны заместить белые рабочие низы общества (этот процесс идет и в РФ). Наконец, в нынешнем мире наблюдается упадок образования и науки, особенно науки об обществе. Для нее характерно мелкотемье: вместо главных проблем изучаются гендерные отношения и сексуальные меньшинства. Здесь положение сродни ситуации с поздней средневековой схоластикой: целостность раздробилась на части, у которых нет универсального, связующего лексикона.
== ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА КРИЗИСА – КОРПОРАТОКРАТИЯ ==
Главной причиной нынешнего хронораздела Андрей Фурсов считает сознательный демонтаж капитализма верхушкой капиталистического класса ради сохранения своих привилегий – с помощью глобальной неолиберальной революции.
После Второй мировой войны на свет вышла молодая и очень хищная фракция мирового капиталистического класса – корпоратократия. Ее первое явление миру – свержение правительства Мосаддыка в Иране в 1953 году, проведенное в угоду не государственным, а корпорационным интересам. Именно корпоратократия разгромила Советский Союз в три пятилетки, создав у нас свою пятую колонну и сумев внедрить в сознание многих советских обществоведов характерный для западных политологии и социологии язык.
«Нейтрального знания не бывает! Если ты перенимаешь язык противника, то смотришь на мир его глазами», – убежден Андрей Ильич.
По его словам, корпоратократия стала терминатором не только для СССР (системного антикапитализма), но и… для самого капитализма. По-видимому, именно последнее и есть главная историческая миссия корпоратократов.
Верхушка капиталистического общества в роли могильщика капитализма? Но парадокса здесь нет. Как и всякая система, капитализм возникает, развивается, а теперь вот состарился и должен умереть. Жизненные резервы капитализма действительно исчерпаны. Ведь ему, во-первых, нужна некапиталистическая зона, каковую капитализм, как только снижается мировая норма прибыли, превращает в свою периферию – в колонии и полуколонии. Каждый раз, когда в ядре капитализма снижалась норма прибыли, он «открывал» новые пространства, превращая их в источники дешевой рабочей силы и в рынок сбыта для товаров. При этом в ядре капсистемы (в нынешних «развитых странах») поддерживались социальный мир и стабильность. За счет эксплуатации периферии в странах Запада создавались государства с социально ориентированной экономикой (государства всеобщего собеса – welfare state).
«В-третьих, в капиталистических развитых странах существовала сложная институциональная система… ограничения капитала. Наивно считать, будто капитализм – это полное торжество капитала. Капитал существовал до капитализма и будет существовать и после него. Капитал при капитализме пришлось ограничивать, ибо, предоставленный самому себе, он сожрет самого себя и все вокруг, – говорит А. Фурсов. – Лучшая метафора капитализма – это кадры из документального фильма о пойманной рыбаками акуле. Она со вспоротым брюхом болтается в сети, среди рыб поменьше – и при этом продолжает пожирать их, несмотря на то, что проглоченные рыбы тут же вываливаются у нее из разрезанного брюха».
В нынешнее время все три условия жизнеспособности капитализма исчезли. Больше нет неосвоенных пространств и некапиталистических зон. Благодаря глобализации с капитала сняты практически все ограничения. Капитал стал быстро разрушать welfare state. Теперь капитализм от экстенсивного развития должен перейти к интенсивному. Как? Прежде всего, считает Фурсов, он переходит к эксплуатации и уничтожению тех слоев в самих западных странах, что были основой социального мира в «докорпорационном капитализме». Т. е. начинается уничтожение западного среднего класса, который в 1945-1975 годах купался во всяческих социальных гарантиях, щедро оплачивался государством и работодателями, получал высокие зарплаты.
«На первых порах подавление «родных», белых низов и среднего класса вполне удастся. Думаю, что главная миссия Обамы – привести потребление рядовых граждан США в соответствие с долей страны в мировой экономике. Америка производит 20% глобального ВВП, зато в доле мирового потребления занимает все 40%. Ясно, что сокращение потребления пойдет неравномерно: сильнее всего должно сократиться потребление нижних 20%, значительно сильнее, чем у средних и высших слоев. А среди низшего класса в США больше всего именно цветных. Лучшая кандидатура для выполнения этой задачи – темнокожий президент. И тут все – как в голливудских фильмах о белом и черном полицейских. Заехали в Гарлем – и белый отправляет черного коллегу договариваться с местными темнокожими. Мол, тебя здесь лучше воспримут. А я уж поработаю, когда придется улаживать дело с белыми…», – объясняет историк.
== К ОЛИГАРХИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ? ==
«Нельзя ставить знак равенства между капитализмом и рынком. Как говорил Бродель, капитализм – враг рынка. За что борется капиталист? За обеспечение монополии на рынке, что означает отмену последнего», – доказывает Андрей Фурсов.
Что ограничивало капитализм? Нация-государство, гражданское общество, политика, рациональное знание. Все это стало объектом деформации в ходе неолиберальной революции, начатой в 1980-х. Гражданское общество скукоживается. Политика превращается в комбинацию шоу-бизнеса и административной системы. Рациональное знание вместе с образованием приходят в упадок, и пресловутая Болонская система, по словам Фурсова, – «одно из орудий этого процесса». Нация-государство заменяется корпорацией-государством, т. е. государством, которое стремится сбросить с себя социальные обязательства и ориентировано только на экономическую эффективность, которое ведет себя как частная корпорация. В этом смысле корпорация-государство – прямая противоположность корпоративному государству Муссолини, каковое было одной из форм welfare state.
«Если задача корпоративного государства – помогать своему народу и заботиться о нем, то задача корпорации-государства – отсечь от общественного пирога всех, кого нельзя эксплуатировать в качестве первичных производителей и вторичных потребителей объектов. Корпорация-государство похожа на осу-наездника, которая пользуется организмом другого насекомого, чтобы отложить в него свои яйца. Современный мир выстраивается как иерархия хищных корпораций-государств».
По мнению историка-кризисолога, впереди нас ждет не «левый поворот», а строительство некоего «олигархического социализма». Т. е. прежняя капиталистическая элита – под знаменем исправления «ошибок неолиберализма» – демонтирует рынок, создав монополии (или олигополии) во всех отраслях экономики. В результате прежние верхи остаются у власти, но в совершенно новых условиях. При этом такой строй будет создан в глобальном масштабе!
«Я не удивляюсь тому, что недавно вышла в свет новая биография Карла Маркса, написанная Жаком Аттали – одним из идеологов неолиберализма. Его привлекает в Марксе идея мирового правительства. То же самое в Марксе нравилось Даллесу-старшему и Тойнби. По мнению Аттали, переход к глобальному правительству пойдет через стадию введения мировой валюты. А та, в свою очередь, возникнет как результат глобального кризиса. Т. е. не рабочий класс, а именно буржуазия создаст мировое правительство. Таким образом, мы имеем дело с сознательным демонтажем капитализма самими капиталистами. Но это – не первый прецедент в истории», – говорит А. Фурсов.
По его мнению, схожую операцию провела элита феодального мира в XVI веке. Она демонтировала феодальный строй, чтобы сохранить власть и богатство в новой реальности.
Грядущий за демонтажем капитализма строй – как конструируют его нынешние иерархи Запада – будет напоминать скорее новое рабовладение, нежели привычный нам социализм. Да и правящий класс в нем благодаря прогрессу биотехнологий и нанотеха планирует сделать из себя расу долгоживущих «существ высшего порядка» – суперздоровых, с повышенными физическими и умственными способностями (см. «РУКОТВОРНЫЙ КРИЗИС»).
Выводы Фурсова во многом совпадают с выводами экономиста Марка Голанского, каковой еще в 1992 году («Новые тенденции в мировой экономике») предсказал полный крах рыночных реформ на всех обломках СССР, а на Западе – тот же демонтаж капитализма и установление некоего нового социализма. С принудительным сокращением потребления, с обобществленной собственностью, с централизованным распределением ресурсов. С новым тоталитаризмом, со скромным уровнем жизни и ограничениями в потреблении. Он вообще недоумевал: зачем мы сломали Советский Союз, если весь мир будет вынужден идти, в общем-то, к советскому опыту? Голанский считал, что обрыв наступит в 2010 году и будет вызван угрозой ресурсных ограничений и экологическими бедствиями.
Однако есть все основания полагать, что инициаторы сего проекта «олигархического глобосоциализма» (или «нового рабовладения») потерпят неудачу. Повторить успех XVI века нынешней капиталистической элите не удастся.
== ГРЯДУЩИЙ КАТАКЛИЗМ ==
Несмотря ни на что, профессор Фурсов сохраняет оптимизм: ничего у капиталистической аристократии не выйдет. Слишком отличаются условия XXI века от XVI столетия.
Прежде всего, феодализм был строем изначально интенсивным: он не нуждался в периферии как факторе развития. А вот капитализму периферия нужна. Но неосвоенной периферии больше на планете нет! Нет новой Америки, которую «открыли» в 1492 году, нет «бесхозной» Азии. Сегодняшний капитализм похож не на феодализм, а на позднеантичный строй, который был сметен варварской периферией.
– Нынешнее противостояние «богатый Север – бедный Юг» есть не что иное, как воспоминание о будущем, причем в силу чисто демографических проблем. Западное (вернее, постзападное) общество переживает демографический упадок. Г. Гейнсон полагает, что этот упадок наступает тогда, когда в обществе на 100 мужчин в возрасте от 41 до 44 лет приходится менее 80 мальчиков от 1 года до 4 лет. В нынешней Германии это соотношение 50 на 100, т. е. катастрофа! А ведь у немцев – не худшая демографическая ситуация в Европе. Сравним: в секторе Газа (Палестина) это соотношение – 464 на 100, в Афганистане – 403 на 100, в Сомали – 364 на 100.
«Т. е. возникает ситуация: неоимперия, клонящаяся к упадку, и неоварвары на ее рубежах. А потому кризис, связанный с демонтажем капитализма, будет развиваться скорее по сценарию XVI века», – говорит Андрей Ильич.
Тем более что на эти кризисы наложится еще один, напоминающий верхнепалеолитический: кризис исчерпанной биосферы Земли, нехватка ресурсов, пресной воды, плодородных земель. Советский биолог Тимофеев-Ресовский еще в 1960-е годы говорил, что оптимальная численность человечества – максимум 500 млн – 1 млрд душ. А сегодня наша популяция тянется уже к 7 млрд. И потому, по мнению Фурсова, нынешний кризис, развиваясь, станет Суперкризисом, который вберет в себя черты и биосферного кризиса верхнего палеолита (когда погибло до 80% населения Земли), и поздней античности, и XVI века, не говоря уж о «водоразделе» 1873-1933 годов и Великой депрессии.
Кто может совладать с кризисом? Где тот исторический субъект, что победит нынешнюю капиталистическую элиту?
По мнению Фурсова, низы на эту роль не годятся. А вот погибающий средний класс вполне может подняться на борьбу. Ведь этому классу не выжить ни при строе нового глобального монополизма, ни в случае нашествия новых варваров. Сможет ли средний класс выполнить эту миссию? Вопрос сложный!
Очевидно, что успешная революция возможна в случае, если наступит раскол в капиталистической верхушке. Если часть «бояр» (в своих интересах) заключит союз с радикальным антисистемным движением и уничтожит другую часть. В любом случае, борьба за выживание в новые «темные века» потребует создать новое знание о мире (новую дисциплинарную «сетку»), которое должно дать ответы на вопросы: «Что такое современный мир?», «Что такое Россия?», «Как Россия функционирует в современном мире?».
«Нам необходимо ясное, беспощадное знание о самих себе. Чтобы иметь мужество быть, надо обладать мужеством знать! – считает профессор. – Только так мы можем ухватить козыри при новой пересдаче карт истории. Оружием противостояния глобализаторам и глобалитарному режиму могут быть именно национальные традиции. Нас хотят увести в мир корпораций-государств, развивающихся в глобально-монополистическую систему. Что всему этому можно противопоставить? Говорю чисто гипотетически: нацию как корпорацию, национально-корпорационное устройство на социалистический лад. Видимо, именно в этом направлении следует искать сейчас альтернативу тоталитарному «социализму» глобальных монополий».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Чиж: Вот именно, что только похоже на правду. Ни правдой уже то, что автор снимает с исторической сцены низы. Да и чёткого у него понимания нет о низах и среднем классе. Нет в природе среднего класса. И в этом прелесть.Есть два субъекта права: Низы и верхи. И эти субъекты права - всегда корпоративны и всегда антогонистичны. И корпоративная, властвующая верхушка, живёт красиво и богато до той поры, пока корпоративный низ даёт ей жить. Как только низы от этих верхов начинает морально и физически уставать - низы сметают верхи. Причём жёстко и предметно. Так, что - начнёт Путин с Дерипаско, но поставит точку - чиж; как бы это не нравилось; Генам, Томам, Сарам и прочим полосатеньким. Правда за чижами!!! Потому он и ГЕГЕМОН и ПОБЕДИТЕЛЬ,
Очень похоже на правду. Особенно в части среднего класса запада. Да и у нас его зачатки существуют. Ждём будущих героев - спасателей человечества.
Нация будет как составляющая цивилизации-не больше.Мало того национальный вопрос по мере изменения карты мира будет иметь всё меньшую роль.Аналог семья в нации, так и нация в мировом сообществе.Всё равно человечество придёт к ёдиному правлению.А вот вопрос какая семь будет жить лучше,будет зависеть от элиты.
Где то так, но это будет скорее по Тойби война цивилизаций, а дальше по схеме,пример начало прошлого века.Однозначно на смену одной общественно политической формации придет новая.
Не думаю , что это есть сценарий...Просто мир прийдёт к новому качеству и там не будет этих элит...Ответ - элиты держатся на капитале и потреблении..Без этих состваляющих миру не нужны будут такие элиты...Так,что переживать нужно не миру , а элитам...Мы возвращаемся к национальным элитам и душевному равновесию , а также к духовным корням...А нынешние элиты в таких националных государствах станут не нужны....Так ,что можна расценить эту статью как написанную для сегодняшних корпоэлит....Вот им то стоит и задуматься над этой статьей по отношению к себе, а народам думаю переживать по поводу этой статьи нечего...