«Патриотизм как сохранение России»

12:14 27.05.2010 , Александр Пелин

Не всякое национальное возрождение патриотично, ибо патриотично только то, что собирает и объединяет

Представляется, что мы должны начать разговор о патриотизме как о земле отцов («патре»). Здесь важно учитывать, что из таких понятий, как «родной дом», «моя малая Родина», «моя нация», «моя вера» – из этих малых кирпичиков складывается большое понятие «патриотизма».

В этом смысле жить патриотично (а по-другому жить просто немыслимо) – это '''продолжать дело своей семьи, своего народа'''. На этом пути важно грамотно овладеть тем арсеналом, который не вполне нам принадлежит. Этот богатый арсенал подарен нам предками в виде традиций веры, языка, культуры, обычаев и образа жизни. Более того, В НАС есть онтологические основания самого патриотизма, которые заложены в образе нашей жизни.

Если образ жизни каждого человека не будет способствовать прогрессу и укреплению семейных ценностей, все наши разговоры об успешной патриотической работе так и останутся брошенными на ветер словами, потому что у нас по-прежнему будут процветать алкоголизм, наркомания, разврат и т. д., т. е. все, что разрушает семью. Если не бороться с этими жуткими явлениями, разрушающими семейную жизнь, то о каком патриотическом воспитании можно будет говорить?

Итак, кто такой патриотично настроенный человек? Это человек, готовый защищать свою Родину и даже пожертвовать жизнью ради нее. Для него Родина – это семья, березка рядом с домом, храм, в который он ходит, братья и сестры, которых он любит.

В этом смысле пример святого праведного воина Феодора Ушакова – пример не просто патриота, а в целом доброго христианина. Это – человек невероятно тихой жизни при невероятной «громкости» того, что он совершил. Он был человек точный, определенный, рассчитанный, он не проводил неподготовленных сражений. Он привык и жить, и сражаться искусно. Я могу судить об этом по тому факту, что когда его изгнали из дворца и уволили со службы, то он совершенно спокойно поехал в совсем маленькую деревню на краю Тамбовской губернии – Алексеевку.

Он и в Алексеевке был христианином, спокойно ходил в храм, не осуждая высшее санкт-петербургское общество и не искушаясь соблазнами участвовать в политических или иных интригах. Он смиренно ходил пешком в церковь. У него была льгота, его могли возить кучера. Но он пользовался тем минимумом, который позволял ему достойно проводить старость. Он был таким в жизни: у него был флот – он достойно руководил флотом. Он стал мелким сельским помещиком – он достойно жил как сельский помещик. Он дал нам образец святой жизни, и это очень патриотично.

Мы постоянно говорим о христианских ценностях, которые имеют в себе патриотическую основу. Если христианский образ жизни входит в быт семьи, то семья может перенести очень многое. Она будет патриотичной не в силу того, что ее заставляют быть таковой, и не в силу того, что она материально обеспечена. Уже '''сам христианский образ жизни достаточно патриотичен'''.

Прежде всего заповедь возвращает человека к семье, к хранению устоев («Чти отца и мать свою» и т. д.), т. е. то, о чем мы говорим, заложено в ту моральную основу, которую несет в себе само христианство. При всеобщности своего характера христианство – очень приземленная религия. В христианстве есть понятие Царства Небесного – той Отчизны Небесной, которую мы взыскуем. Но, с другой стороны, мы – достаточно реалистичные люди: мы трудимся здесь и призваны трудиться и возделывать сад той земной Родины, на которой мы родились или обрели ее в процессе нашей жизни.

Христианство создает универсальную модель общения вне зависимости от принадлежности к тому или иному народу или нации, причем это характерно не только для христианства. По большому счету, любая мировая религия наднациональна, но, как я уже сказал, она обязательно сохраняет свою национальную окраску, воплощаясь в национальных религиозных образованиях – Русская православная церковь, Сербская православная церковь и т. д. Эти Церкви-Сестры отличаются во многом, хотя и охвачены единым духом православия. Но мы можем понимать друг друга вне зависимости от национальности, потому что мы – христиане.

В середине 90-х годов XX века на огромных просторах России начался процесс поиска человеком своих национальных истоков. К сожалению, эта попытка самоидентификации человека почему-то стала связываться некоторыми с удалением от русского народа и православия, которое ассоциировалась только как вера русских. Такие процессы прокатились по Среднему Поволжью, породив массу новых религиозных течений, приобретших явный этнический окрас. Много наций и народностей, еще больше вер и способов поклонения – идеальное поле для разложения единой России как государства. Итак, не всякое национальное возрождение патриотично, ибо патриотично только то, что собирает и объединяет, а не разделяет.

С патриотическим возрождением в России большие проблемы еще и потому, что до сих пор единой системы патриотического воспитания, и даже концепции, реально принятой к воплощению на уровне правительства России, не сформировано. Есть разрозненные циклы, которые объединяются вокруг тех или иных событий, праздников, а цельной системы и уровней патриотического воспитания нет. Нам кажется, что в данную систему в первую очередь должна быть включена система здорового образа жизни, физического и духовного укрепления семьи.

Нам представляется крайне важным учитывать весь исторический опыт нашей Родины. Думается, что безуспешны попытки реанимировать некогда существовавшие в советский период системы патриотического воспитания: пионеров, комсомольцев, тимуровцев. Слишком идеологизированными они были, слишком малоподвижными и формальными.

Поиск новых методов патриотической работы с молодежью нужно проводить, учитывая весь опыт воспитания подлинной любви и уважения к своей Родине, которое являли такие организации, как «Русские соколы», Организация русских юных разведчиков, студенческие и приходские братства Русского зарубежья, казачество, кадетские корпуса, военно-исторические клубы и т. д. Многие из этих молодежных патриотических организаций сейчас возрождены в России и отмеряют вторую сотню лет со дня основания.

Политика государства должна объективно обеспечивать '''здоровый образ жизни'''. Если на словах мы говорим: «Надо бороться с алкоголизмом», а за счет акцизов с продажи водки продолжаем строить стадионы, куда человек, который пьет водку, не пойдет, то что это такое?! Получается, что все части нашей жизни разорваны. Говорим с высоких трибун одно, а делаем другое! Если государство берется стимулировать процесс патриотического воспитания, то надо начинать прежде всего с поддержки здорового образа жизни.

Патриотизм – это способ существования. Кто у нас прежде всего патриоты? Это, как ни странно, спортсмены, военные, деятели науки и культуры, священнослужители, педагоги и врачи; это – те сферы, где патриотизм нужно проявлять ежедневно.

Надо создавать систему всеобщего здорового образа жизни, а образ жизни – это и характер той культуры, которой живет человек. У нас много людей желают вести здоровый образ жизни, но у большинства просто нет возможности заниматься профессиональным спортом. Большинство предпочитают физкультуру. Патриотично настроенные власти должны обеспокоиться тем, где человек может заниматься физкультурой ежедневно. Это – очень патриотичная идея. В нашем городе есть районы, где нет, например, ничего приспособленного для бега. Строятся прекрасные и дорогостоящие стадионы, и это очень хорошо, но '''нет системы малых спортивных площадок в городских дворах'''. Даже если человек хочет круглый год делать утром зарядку, то где он это сможет делать? Во дворах нет турников, нет спортплощадок, людям негде поиграть в волейбол, баскетбол, настольный теннис... Если бы городские службы построили такую площадку, то она явно бы не пустовала.

Подведем некоторые итоги.

Патриотизм – это прежде всего история моей семьи, моя национальная и религиозная самоидентификация и способ жизни моей семьи. Очевидно, что насколько то или иное государство умеет проводить политику укрепления семьи и создавать социально-экономические и иные возможности ее развития, укрепляя духовность, пропагандируя здоровый образ жизни, спорт, культуру, доступные формы проведения свободного времени, настолько патриотичным оно является.

Патриотичность государства измеряется качеством и количеством заботы о гражданах, его населяющих. Только такое государство сможет быть конкурентоспособным на международном уровне и продолжит вписывать свою страницу в летопись мировой истории.

Нарушение духовных заповедей приводит к разделению народов. Образ святого адмирала Феодора Ушакова, подлинного патриота, примирившего в себе дух воина-защитника земного Отечества и дух христианина – защитника Отечества Небесного, являет нам яркий пример для духовного подражания. Если мы будем стремиться жить свято, уважая близких людей, любя и бережно воспитывая детей, почитая родителей, соблюдая заповеди Божии, то и станем подлинными патриотами, потому что сохраним нашу Родину и для себя, и для будущих поколений. '''Сохранение Родины – это и есть настоящий патриотизм'''.

Комментарии читателей
28.05.2010, 19:09
Гость: Федос

Сегодня быть патриотичным непатриотично.

Дядя, экстремистом загремишь по чеченскому суду российскому.

28.05.2010, 16:14
Гость: НУЛЕВОЙ ВАРИАНТ

Слава,
как бы получается по-вашему что можно уничтожить духовное. Но дух вечен, неуничтожим как известно. И что значит сохранять Родину? - сохранять ее неизменной, без изменений, или все таки как-то менять, стараясь усовершенствовать? - Но тогда она не остается сохранненой, раз уж изменена.
Вообщем я за ясность и понятность в рассуждениях.

28.05.2010, 09:25
Гость: Слава

«!Сохранение Родины – это и есть настоящий патриотизм».
Абсолютно верно. Но…Настоящая дисгармония общества связана с дисгармонией народа и руководства. Руководство пытается навязать народу чуждые принципы. Прагматизм, первичность материальных интересов над духовными, отступление от традиций и принципов наших дедов и отцов. При этом есть и положительные мотивы, но, в основном, они отрицательные. Кроме того, христианская идеология была вырвана из конституции. Вместо этого идет яростная пропаганда вседозволенности за ширмой свободы. Идет отрицание семейных и духовных ценностей. Вот корни распада нашего общества. Телевидение, газеты, вся массовая информационная система уничтожает духовное, хотя, следует отметить, уже с меньшей яростью, встретив сопротивление здоровых сил народа. Вот где корни зла.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.