]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Понятие права: актуализация утраченного смысла

16:26 14.09.2009
, Виталий Сорокин

Право как явление духовности юридической наукой изучено слабо

В начале XXI века для России важными по-прежнему остаются вопросы научно-технического, экономического и социального развития. Однако энергию для любого вида человеческой деятельности можно почерпнуть только в духовной сфере. К сожалению, интересы значительной части общества ныне полностью ограничиваются удовлетворением беспрестанно возрастающих материальных потребностей. Потенциал духовности не используется в формировании общественного сознания, стабилизации состояния общества, в процессе социализации личности и легитимации государственных юридических предписаний.

Право как явление духовности юридической наукой изучено слабо, что еще раз подтверждает оценки современного общества как антидуховного, антиисторичного и антикультурного.

Взгляд на западную культуру как на безусловную вершину мировой истории, а на западные ценности – как на ценности общечеловеческого характера не выдерживает критики. Западная культура является довольно поверхностной, растерявшей духовную глубину, что весьма заметно в вопросах правопонимания.

Употребляемое в современной отечественной юриспруденции понятие «право» под длительным западным влиянием утратило свой изначальный священный языковой и смысловой ореол и растворилось в хаосе других виртуальных терминов. Сводя право к системе общеобязательных нормативов, юриспруденция игнорирует духовное содержание данного явления, чем наносит правовому порядку разрушительный урон.

Шанс на достойное выживание человечеству дают именно духовные цивилизации, такие, как российская цивилизация, ориентированная не на агрессивное потребительство и войну всех против всех, а на духовное совершенствование и взаимную ответственность. В России веками складывалась самобытная культура, высокие духовно-нравственные ценности которой открываются в православной вере, традиционной народной нравственности (Правде) и особом типе правопонимания, предопределившем всю структуру бытия русского народа. Здесь духовные мотивы жизни преобладают над материальными, а целью земного существования человека признается не потребление, а совершенствование, преображение и спасение души.

Духовная доминанта обнаруживается на всем протяжении развития российского права, отчетливо прослеживается по первоисточникам, правовым памятникам в течение более чем 2000 лет, проявляясь неодинаково в разные периоды и в разных территориальных областях России. Отечественный тип правопонимания в исконном значении можно определить как «православный», поскольку в исконном смысле Православие означает прославление Права как высшей святыни, вечных религиозно-нравственных абсолютов и даже как проявления благодати Святого Духа.

Право как целостный феномен духа определило историческую судьбу русского народа и сформировало его национальное сознание. Опираясь на идеалы Истины (Любви), Добра и Красоты, выражаемые правом и далеко не всегда законом, русский народ сумел создать величайшую в мировой истории культуру, ставшую духовным богатством всего человечества и объединившую в гармонической связи многие другие народы и нации.

Русский народ в продолжение своей многовековой истории пребывал в лоне христианской православной традиции и имел основания считать ее высшей. Цивилизация, которая была построена на основе православной традиции, оказалась самой приближенной к цели духовного совершенствования человеческого общества. Русская цивилизация является цивилизацией Духа, цивилизацией духа Права, соответствующей нравственным принципам религиозного канона, сверяющей свой путь с Божественными истинами Священного Писания и христианского Предания.

Русская правовая культура вообще выпадает из перечней классификаций юридических семей. И.Г. Блунчли ее не упоминает вовсе, рассматривая четыре юридические системы современности – европейскую, китайскую, магометанскую и индусскую1. Р.Давид добавил к ним юридические системы Африки, Японии и Мадагаскара и отнес дореволюционное русское право к романо-германской семье, указав на «слабости юридических традиций в России»2. К.Цвайгерт и Х.Кетц, указывающие на необходимость отнесения русского права к особой группе семей, обходят его при составлении своей классификации, где указаны 8 юридических семей, включая скандинавскую и индусскую3. Затруднения исследователей станут понятными, если вспомнить, что они действительно дают классификацию именно юридических семей, т. е. систем регулирования общественной жизни, основанных на рациональных нормативах поведения. Русская же правовая система по своей природе не является юридизированной, она правовая в собственном смысле этого слова. Тем более что слова «право» и «правовой» являются исключительно русскими и феноменами других языковых культур исторически никогда не были.

Право есть национальное достояние России. Оно было открыто в качестве Высших Божественных абсолютов русским национальным сознанием. Исторически Право – феномен русской национальной культуры. В иных странах у других народов в правовой сфере использовались сугубо юридические (нормативные), идеологические регуляторы и др. А в России для налаживания Высшего порядка в обществе и в человеке использовалось Право, представляющее духовный синтез традиционной веры русского народа (Православия), традиционной нравственности (Правды) и не противоречащих им немногочисленных законов государства.

Право, Правду и Православие Россия не импортировала из-за рубежа, а взрастила на своей национальной почве в качестве однородного феномена с единой духовной сущностью. С точки зрения генезиса, действия и цели Право, Правда и Православие представляют собой единую духовно-регулятивную общность. Разъятие данной общности (синтеза), а тем более противопоставление Права нравственности, а им – православной религии приводит к ослаблению регулятивных возможностей всей отечественной системы регулирования. Игнорирование глубинных религиозно-нравственных оснований Права разрушительно влияет на состояние правопорядка в России.

Право, обращенное не столько к внешнему поведению человека, сколько к его внутреннему миру – глубинам души, совести, правосознания, выступает особым даром Благодати Святого Духа, благодаря которому человек обретает абсолютные нравственные критерии правомерного и противоправного поведения без обращения к нормативному массиву (букве закона). Условием осознания духа Права является Православная вера как путь правильного прославления Права людьми. Право обеспечивает не внешнюю лояльность Высшему порядку человеческих взаимоотношений, но внутреннее духовное преображение человеческой души, которая под таким благодатным влиянием отвращается от греха, т. е. преступления. Миссия Права, таким образом, заключается в сохранении самотождества человека и спасении его души.

Такое понимание Права не умозрительно, а соответствует духовной традиции русского народа и может способствовать возрождению его культуры в настоящем. Ответить на вызовы глобализации, не восстановив изначальный сокровенный смысл и целостность Права, невозможно. Все включенное в понятие Права (и нравственные, и религиозные абсолюты) будут восприниматься сознанием как часть, в то время как в последнее столетие оно ошибочно воспринималось как нечто отдельное: религия – сама по себе, мораль – сама по себе, Право – само по себе. Предлагаемое нами расширение границы понятия Права есть процесс приближения к истине, процесс развертывания единой сущности Права, наглядно демонстрирующий то общее, что изначально присуще Праву и его органическим основаниям – Правде (нравственности) и Православию (религии).

В наши дни в отечественном правоведении юриспруденции существует немало научных школ, которые заняты обоснованием перехода российской правовой культуры к ценностям западной юриспруденции. Но возрождение России будет связано не с укоренением инородных юридизированных моделей, а с восстановлением самобытной правовой культуры, для чего необходимо вспомнить, что такое Право в его исконном и сущностном смысле.

Пока же мы наблюдаем неуклонный распад органической идеи Права. Целенаправленный удар наносится по высшим духовным сферам. Части теряют понимание принадлежности к целому, отпадают от животворного центра, отмирают, вырождаются. Подмена понятия Права разного рода законническими формулами зашла так далеко, что подлинное Право перестает быть феноменом общественного сознания в России, даже у представителей юридического сообщества. Понимание истинных правовых начал общественной жизни сохраняется главным образом в низах русского народа и представителей традиционной культуры, которая оказывается сейчас выше, нежели культура правящей элиты и интеллигенции.

На фоне многовекового богоборчества, оставившего свой губительный след на восприятии Права как формального средства нормирования внешнего поведения, трудно не видеть жизненную необходимость возвращения в Право составляющих его смысл духовно-нравственных констант. Жизнь современного российского общества требует актуализации особой синтетической теории права, ценностный аппарат которой уходит корнями в глубокую древность, но к настоящему времени искажен и требует восстановления в общественном сознании. Название «синтетической» эта теория может иметь постольку, поскольку является научным обоснованием неразрывного духовного синтеза Права, Правды и Православия.

Теоретическое правоведение может развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Этот опыт находит свое отражение в синтетическом, православном осмыслении Права. Не в сводах законов черпал житель Святой Руси Истину, а в самом воплощенном Слове, в нем заключается надежда на нравственное преображение людей.

В условиях бедственного состояния коллективное сознание России ищет точки опоры для противостояния чужому и чуждому разуму. Первой и главной из них является вера. Другой, с нею связанной, – традиция. Такой подход позволяет приблизиться к пониманию того, что России сейчас нужна не новая национальная идея, а простое осознание исконных оснований духа своего народа. Русская идея – это Православие, и другой национальной идеи у русского народа нет, пока он остается русским. Наш народ должен творить новую жизнь, новый совершенный социальный строй, а не новые духовные ценности.

«Мы слишком безоглядно критиковали и порочили перед иностранцами свою страну, – признавался П.Б. Струве. – Мы более чем недостаточно бережно относились к ее достоинству, ее историческому прошлому. Мы потерпели крушение государства от недостатка национального самосознания в интеллигенции и народе. Единственное спасение для нас – восстановление государства через возрождение национального самосознания. Россию погубила безнациональность интеллигенции. Единственный в мире исторический случай забвения национальной идеи мозгом нации»4. Нашему народу нужно научиться отстаивать свое право на собственную национально-культурную и религиозную идентичность, включая право на мировоззренческую самоидентификацию и самобытность, на доступ к своим культурным ценностям, на свободное установление и осуществление своего духовно-культурного развития.

Для этого юридической общественности нужно вести постоянную работу по очищению и укреплению отечественного правосознания, на чем настаивал еще И.А. Ильин, так и не услышанный в первой половине ХХ века. Российское правосознание нужно оберегать от западного формализма, самодовлеющей юридической догматики, беспринципности, релятивизма. России необходимо национальное по своим корням, христиански православное по своему духу правосознание. Развивать нужно не только рациональный компонент правосознания, но и чувственно-иррациональный, а также те его компоненты, которые невозможно однозначно отнести ни к идеям, ни к чувствам субъектов права – совесть, духовный смысл, национальный стиль и др.

Возникают серьезные сомнения в оправданности ухода государства от защиты общественных интересов в духовной сфере. Следует признать ошибочным положение, ставшее нормой Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 13), о недопустимости существования государственной идеологии. Государство не может не участвовать наряду с обществом в определении базовых, жизненно важных ценностей развития и не может не нести за это ответственность, в т. ч. в воспитании и образовании, в сфере правовых ограничений деятельности средств массовой информации, поддержке традиционной религии и запрете деструктивных сект.

Российскому государству нужна ясная и понятная национально-государственная идеология, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и идеалы традиционного народного бытия. Эти идеалы коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину. В этом случае абсолютные нравственные ценности будут максимально учитываться в процессе принятия важнейших общегосударственных решений. Преодолеется разрыв в передаче духовного наследия России, которым раньше занимались Церковь, семья, государство, обычай, воспитательные и образовательные учреждения. Это закономерно откроет людям понимание главного, что должен понимать человек, – смысла жизни.

Изменение формы правления в России на более религиозно укорененную предполагает одухотворение самого российского общества, иначе все выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Но такое духовное возрождение общества нельзя исключать вовсе, и тогда религиозно более высокая форма государства станет естественной. Таким образом, защита Права как национального достояния русского народа, охрана его нравственности есть защита традиционной религии – Православия. Положение Православия в России является точным барометром состояния русской культуры и подлинной правовой защищенности ее граждан. Осмыслить Право во всей его духовной полноте дано не утилитарному юридическому мышлению, а собственно правовому сознанию, которое вне православной традиции не возникает. В западной юриспруденции сложно найти эквивалент отечественной философии права, потому что духовный опыт стран Запада был иным.

Возвышение теории права в России было обусловлено традиционным приоритетом Благодати над Законом, присущим православному мировосприятию. При этом Право олицетворялось русским сознанием с Благодатью Святого Духа, а Закон – с Ветхозаветным сводом нормативных правил. Благодать (Право) выше Закона, поскольку являет живое участие живого Бога в судьбе конкретного человека. Русские издревле считали, что закон может быть безблагодатным (неправовым), если он формально подходит к человеческим нуждам и не обнаруживает спасительного милосердия и любви к заблудшим.

Западная юридическая наука не достигла таких границ понимания Права, потому что ее отличает прагматическая направленность юридических знаний, их непосредственная включенность в «рыночный оборот» потребительского общества. Отсюда – известное пренебрежение в западной юриспруденции к общетеоретической правовой проблематике, оценка ее как не очень-то нужной современному обществу. В конечном счете этим объясняется поверхностность понимания Права на Западе при перепроизводстве соответствующих научных школ и подходов. Проблема правопонимания относится к числу фундаментальных, поэтому ею должна заниматься фундаментальная наука. Иное оборачивается формированием в научной среде юристов-комментаторов, не способных к самостоятельному мышлению, действию и поиску истинных закономерностей.

Очевидно, что современных юристов готовят осваивать упрощенные «производственно-технические» задачи и обслуживать не всегда правомерные и законные интересы бизнес-структур. Показательно, что специальность юристов в российских вузах теперь называется «юриспруденция», а не «правоведение», как раньше. Новые технологии и методики учебного процесса натаскивают студента-юриста на тестировании и решении описанных в учебниках ситуаций, и когда ему на практике попадается живой собеседник с конкретной, не описанной в учебнике проблемой, такой специалист теряется. Коммерциализация высшего юридического образования диктует готовить именно таких «специалистов» для заполнения узкопрофильных рыночных позиций. В результате практикующий юрист не способен уяснить смысл и дух Права и не может оказать действенную юридическую помощь нуждающимся в ней при пробельности, противоречивости писаных юридических актов либо их явно неправовом характере.

Вместо строгой системы знаний сегодня студентам юридических факультетов предлагается поверхностная, клочная пестрота отраслевых сведений, обрывки цельной информации о праве, не требующей связного, целостного видения Права. Это неизбежно влечет невежество будущих специалистов, самоуверенность оценок, капризную субъективность, а главное – формализм и начетничество. Происходит это оттого, что современным российским юристам не даются знания о традиционном русском правопонимании. Юристы, не разобравшись в том, что есть Право, предпочитают в наши дни вести дела по довольно узкой специализации, превращаясь в буквоедов и трансляторов чужих комментариев к законам. Отсюда – торжество несправедливости, неправосудности, неправедности. Рассмотрение студентами-юристами вопроса правопонимания сквозь призму «осведомленного безразличия» обходится обществу ценой беззакония.

Синтетический тип правопонимания сможет реально помочь практикующим юристам разрешить конкретное дело непосредственно, а также обосновать принятое решение на началах высших нравственных абсолютов. Такое правопонимание нисколько не противоречит прагматической ориентации современного правоведения, наоборот, подкрепляет ее нравственно. Выработанное под влиянием Православия целостное духовное мировоззрение позволит отечественному юристу уверенно чувствовать себя даже при существенных пробелах и противоречиях в писаном законодательстве.

Еще римская юриспруденция была ориентирована на изучение юридических казусов, а не понятия Права или выражаемых им духовно-нравственных ценностей. Не случайно в античном мире возник термин «юриспруденс» (jurisprudens), которым обозначали знатока закона. А отыскание и понимание Права стало исконно русским уделом, причем не узкой группы специалистов, а всего народа, понимавшим благодаря Православию категории «правда», «совесть», «праведность» и др. Там, где римский юрист опирался на возможности формальной логики, православный человек действовал по совести, жил по Правде. И что удивительно: такой тип правопонимания позволял русскому народу иметь немногочисленное законодательство, не переполненные суды, низкий уровень преступности, а главное – крепить свой национальный дух и создавать величайшую духовную культуру.

----

1. Блунчли И.Г. Понятие о праве. М., 2005. С. 140.
2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2000. С. 164–169.
3. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995. Т. 1. С. 110, 117.
4. Струве П.Б. Письма из эмиграции. М., 1989. С. 44.

Темы: Общественно-политическая жизнь в России, Судебная система в России, Публицистика
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 16.09.2009, 12:32
    Гость: Слава

    Затронут жизненно важный вопрос о соотношении духовного и материального начала в нашей жизни. Человек начинается там, где кончается его материальная основа. Именно духовное начало отличает человека от всего остального мира. Поэтому потеря духовности - потеря человечности, потеря смысла жизни. Но чтобы статья автора достигла своей цели, стала понятой теми, кому она адресована, желательно добавить четкое определение духовного. Причем не в философской терминологии, а в обычных терминах. Думаю, что это определение должно исходить из понимания физической картины мира, законов ее развития и функционального пространства, в котором эта картина эволюционирует.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Литва взялась продавать России «советскую оккупацию»
Лучший самый день «Короткие номера»
Линда научила москвичей сонастройке
«Пилот» сыграл «Джоконду» для противостоящих деградации мира
Ситуация в Донецке на начало июня: проблемы с водой и обстрелы ВСУ
«Власть теряет управление, погружена в хаос, сама является его частью, и любое её действие лишь увеличивает разрушительную силу хаоса»
Скоро в школу: как настроить ребенка на учебу
Saint Deamon «League of the Serpent»
«За весь период специальной военной операции нашей армии на Украине накопилось множество вопросов, которые волнуют стороннего обывателя и вызывают множество споров»
Уникальные свойства лука и чеснока: то, что скрывают от людей
«Лёд тронулся!» - соцсети об организованном протесте против QR-кодов
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.