«Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма». Ч. 1

15:13 27.10.2010 , Никита Михалков

В движении просвещенного консерватизма четко выражена созидательная, объединительная тенденция

'''Введение'''

''В каждом периоде российской истории есть белые и черные страницы. Мы не можем и не хотим делить их на свои и чужие. Это – наша история! Ее победы – наши победы, ее поражения – наши поражения.''

Мы убеждены: перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее. Исторически государство Российское развивалось, следуя тысячелетнему пути – от Святой Руси к Великой России.

Киев! Владимир! Москва! Петербург-Петроград! Москва! Вот пять этапов жизни Отечества нашего, судьбы Родины нашей.

Киев – начало Святой Руси. Князь Владимир крестил русских людей в православную Христову веру. Святая Русь расцвела во Владимире попечением и подвигами великого князя Андрея Боголюбского и, окрепнув в череде столетий, стала сердцем Московского царства. В ту пору вера органично входила в быт, а быт – в веру. Государственная идеология была неотделима от православного миросозерцания, от симфонии Царства и Священства. «Вся жизнь – в Церкви» – вот аксиома Москвы, исторический корень того мироощущения, которое принято называть церковно-консервативным.

Петровские реформы выводят гражданскую и государственную жизнь России за церковную ограду. Великая Россия знаменовала собой Россию имперскую. Миру был явлен Петербург, девизом которого станут слова наказа Екатерининского: «Россия есть государство европейское». На место патриарха заступил Синод. Симфония властей преобразилась. «Вся жизнь – в государстве» – вот аксиома Петербурга, исток того российского миросозерцания, которое принято называть государственно-консервативным.

Российская империя повторяла путь империи Византийской. Волей императоров все больше становилась она Великой Россией, и все меньше оставалось в ней Святой Руси. Указами самодержцев вершились государственные преобразования, проводились политические, экономические и судебные реформы, способствовавшие «гражданскому освобождению».

В начале XX века революционная общественность подняла на щит лозунг «Вся жизнь – в гражданском обществе» и вывела людей на улицы Петрограда. Это стало началом мировоззрения, которое принято называть либерально-демократическим. В 1914 году, защищая православную Сербию, Россия вступила в мировую войну, закончившуюся для нее чередой революций, сокрушивших многовековую монархию.

Пережив Гражданскую войну и эмиграцию, императорская Россия превратилась в Советский Союз – «Великую Россию без Святой Руси». «Вся жизнь – в партии» – вот аксиома советской России и основа той идеологии, которую принято называть коммунистической.

С середины 1920-х годов страна стала работать и жить «на пределе возможностей». Жизнь превратилась в борьбу за существование. Советские люди постоянно ощущали себя окруженными внутренними и внешними врагами. Основанный на страхе политический режим сопровождался массовым энтузиазмом и личной жертвенностью. Были пройдены тяготы коллективизации и индустриализации. Пережиты ужасы и боль ГУЛАГа. Ликвидированы безграмотность, беспризорничество, бандитизм. Побеждены нищета, болезни и голод. Был совершен народный подвиг победы в Великой войне, после которой наша страна, в очередной раз рывком преодолев экономическую разруху, первой освоила космос.

Однако, достигнув в конце 1960-х годов максимума от того, чего можно было достичь при советской форме государственного устройства и социалистическом режиме, советский народ, на плечи которого выпали неимоверные тяготы мобилизационной работы, надорвался. Пафос коммунистической идеологии и потенциал советской государственности были исчерпаны. Большевистский эксперимент вступил в завершающую фазу. На теневых прилавках «административного рынка» начался демонтаж централизованной системы советского государства и права, сопровождавшийся разложением партийной элиты, деградацией социалистической общественности и распадом системы ценностей советского человека.

В середине 1980-х годов началась перестройка, а в 1991 году Советского Союза не стало. Последний акт был разыгран быстро и стремительно – так же, как и в 1917 году. Казавшаяся незыблемой власть рухнула в три августовских дня…

В то время мы не отдавали себе отчета в том, что принимаем участие в событиях, имеющих всемирное значение. В событиях, в результате которых будет осуществлено не только переустройство отдельно взятой страны – Советского Союза, но и будет совершен политический и экономический передел мира.

Это была геополитическая революция.

В итоге мы вступили в XXI век, проживая уже не в Святой Руси и не в Великой России, а на территории Российской Федерации. У нас – новые государственные границы: на Кавказе – как в начале XIX века, со Средней Азией – как в середине XIX века, и, что намного драматичнее для нас, с Западом – как в 1600 году, т. е. после царствования Ивана Грозного. От Советского Союза мы, граждане Российской Федерации, унаследовали 75% территории и 51% населения. Более 20 млн наших соотечественников оказались за границами России и, в сущности, стали эмигрантами.

Такова цена, заплаченная русским народом за обретенную в конце XX века государственную независимость и личную свободу…

'''Что делать?'''

''Наступил XXI век… Можем мы сегодня, положа руку на сердце, сказать себе и людям: «Да, мы удовлетворены всем, что происходило и происходит в России»? Думается, что нет!''

Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения. Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики.

Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора делать дело! Первое, что нам необходимо, – это установление и поддержание законности и правопорядка в стране. Второе – обеспечение культурной и национальной безопасности. Третье – рост «благосостояния для всех». Четвертое – восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну. Пятое – гарантирование социальной справедливости и социальной защиты граждан, а также отстаивание прав и свобод наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

Чтобы добиться этого, нам следует:

– возродить силу и мощь российского государства;

– поддержать становление новых для России структур гражданского общества;

– восстановить и укрепить нравственный авторитет власти;

– обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики;

– заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности.

Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире. Россияне ждут сегодня от нас именно таких реформ и таких перемен. Не возврата к прошлому – этого в России не будет! А обращения к будущему – достойному будущему великой страны.

Мы убеждены, что только справедливая форма сочетания свободы и власти, основанная на соединении заповедей и идеалов ПРАВДЫ с принципами и нормами ПРАВА, может и должна обеспечить всем нам «нормальную человеческую жизнь в нормальной человеческой логике – без революций и контрреволюций». Таков наш курс – курс на экономический рост и политическую стабильность, которые должны позволить России в XXI веке стать сильной независимой конкурентоспособной страной.

Рост и стабильность – это устойчивое развитие страны, взаимосвязь государственных реформ и общественных перемен, которые, с одной стороны, опираются на национальную культурную традицию, а с другой – отвечают на глобальные цивилизационные вызовы. Это «устойчивое развитие» имеет динамический характер. Оно знаменует собой возникновение нового для России типа политического, экономического и правового мышления. Мышления стратегического, глобального, долгосрочного, перспективного, формирующего новую позитивную картину российского мира.

Логика роста и стабильности порождает новую организационно-правовую форму деятельности – общественно-государственную. Она требует реформы управления, появления нового поколения руководителей на всех уровнях власти, рождения новой генерации специалистов в коммерческом и некоммерческом секторе. То же следует сказать и о нашей общественности. О партийном и профсоюзном строительстве страны. И, безусловно, об организации и возрождении городского и земского самоуправления.

«Новые кадры» должны обладать особым качеством: «видеть и слышать» свой народ и свою страну в «шуме и грохоте» глобальных перемен.

Они должны быть способны:

– предвидеть основные направления глобального развития;

– намечать долгосрочные приоритеты и магистральные пути в развитии страны;

– ставить стратегические цели и решать тактические задачи внутренней и внешней политики;

– выявлять и разрешать ключевые проблемы государственного строительства и общественного самоуправления;

– укреплять вертикаль государственной власти на федеральном и региональном уровнях;

– выявлять и поддерживать сетевые структуры гражданского общества;

– обеспечивать свободу и конкуренцию в сфере экономической деятельности и предпринимательства;

– осваивать новационные и поддерживать традиционные формы и методы административной и хозяйственной деятельности.

Мы считаем, что решение задач по обеспечению политической стабильности и экономического роста страны и превращение России в конкурентоспособную мировую державу возможно при условии, если государство и гражданское общество придут к согласию и совместно сформулируют Общенациональную миссию и Программу развития России в XXI веке.

Для достижения этого «согласия» нам требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства: ТРУД, ЗЕМЛЮ, КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕКА, рассмотрев их с точки зрения духовного единства ПРАВА и ПРАВДЫ.

Для того, чтобы увидеть материальный мир и человека через ПРАВО И ПРАВДУ, необходимо новое мировоззрение, способное одновременно воспринимать как всеобщие тенденции глобального развития человечества, так и локальные особенности развития наций, народов и личностей.

И такое универсальное мировоззрение есть: мы называем его просвещенно-консервативным. Просвещенный консерватизм – это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его.

Мировоззрение просвещенного консерватизма, представленное как система принципов и идей, образует теоретическую основу российского консервативного движения и задает теоретический вектор для разработки полноценной программы действий.

Просвещенный консерватизм как идеология позволяет последовательно и эффективно проводить в жизнь динамично-стабильную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на достижение глобальных целей и решение конкретных задач политического, экономического и социального развития нашей страны.

'''Просвещенный консерватизм и просвещенные консерваторы – кто они?'''

''Просвещенный консерватизм есть консерватизм истинный. Он не имеет ничего общего с реакционностью, застоем, «охранительством» и нежеланием перемен. Русский мыслитель Николай Александрович Бердяев дал яркую и точную характеристику его основных начал: «Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва этой связи, соединяет будущее с прошлым. Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к истокам жизни, связывает себя с корнями. Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности тлению. В нем живет энергия не сохраняющая только, но преображающая».''

В России, как и в Западной Европе, историческими предшественниками истинного, или просвещенного консерватизма были свободомыслящие аристократы-государственники. Александра Сергеевича Пушкина князь Петр Андреевич Вяземский величал «либеральным, или свободным консерватором». Николай Васильевич Гоголь на страницах книги «Выбранные места из переписки с друзьями» предстает перед нами как просвещенный российский консерватор.

К просвещенным консерваторам принадлежат выдающиеся представители государственной бюрократии, пережившие свой звездный час в эпоху царствования императоров всероссийских Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II. Все они были убеждены, что сильное государство, осуществляющее реформы во благо своего народа, является надежным залогом для процветания Великой России.

Митрополит Филарет (Дроздов), автор Манифеста 1861 года, освободившего крестьянство России от многовековой крепостной зависимости, является ярким примером церковного деятеля просвещенно-консервативного направления. Весомый вклад в разработку теоретических основ «просвещенного консерватизма» во второй половине XIX века и в первой половине XX века внесли русские мыслители К.Н. Леонтьев, Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, С.Л. Франк, И.А. Ильин и Н.Н. Алексеев.

Высокопрофессиональный образец успешной просвещенно-консервативной печати в России представляла собой в конце XIX – начале XX вв. газета Алексея Сергеевича Суворина «Новое Время», являвшаяся, по свидетельству современников, настоящим «парламентом мнений». Просвещенно-консервативных взглядов в политической и государственной деятельности придерживался величайший реформатор начала XX века – Петр Аркадьевич Столыпин.

Члены «Союза 17 октября», внесшие в 1905 году в практику политической жизни России принцип солидарного осуществления реформ представителями государственной бюрократии и гражданской общественности и видевшие свою главную цель в «мостостроительстве» между земским самоуправлением и верховной властью, являются историческим примером партийного объединения просвещенных консерваторов, сыгравшего значительную роль в деятельности Государственной Думы третьего созыва.

Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации.

А «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций.

'''Наши избиратели'''

''Парадоксально, но на сегодняшний день в России избирателями революционной по своей сути партии КПРФ продолжает оставаться огромное число лиц, которые в стабильных условиях, как правило, являются главной опорой «партии консерваторов».''

Именно за консерваторов в цивилизованных странах голосовали и голосуют лица с техническим и естественнонаучным образованием – инженеры и техники, учителя и врачи. Классные специалисты и квалифицированные рабочие, обладающие собственным жильем, небольшими накоплениями и живущие трудом своих рук, также предпочитают голосовать за консерваторов. Большинство военных и сотрудников силовых структур, как правило, отдают свои голоса консерваторам.

Люди, предпочитающие консерваторов, опираются на закон и порядок; им свойственно чувство гордости за свою страну; они требуют уважения к своему человеческому достоинству. Много наших сторонников находится и среди предпринимателей, причем как среди представителей крупного, так и среднего и малого бизнеса.

Электоральная основа партии российских консерваторов – это вся здоровая часть нашего общества, сердцевиной которого должен стать зарождающийся в России средний класс. Это слой необязательно состоятельных, но добропорядочных и ответственных, предприимчивых и законопослушных граждан. Это активные члены социальных групп, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, коммерческих и некоммерческих организаций, которые образуют в настоящем смысле слова золотой фонд нации и создают материальную и духовную основу для экономического роста и стабильной жизнедеятельности российского гражданского общества и государства.

Большинство наших избирателей проживает не столько в центре, сколько в регионах. Просвещенный консерватизм в хорошем смысле слова провинциален. У него – действительно общенациональный, всероссийский масштаб. Это – не просто одно из общественно-политических движений, поддерживаемое частью нашего народа. Просвещенный консерватизм – это сохраненное и представленное политической, экономической, научной и культурной элитой мировоззрение многонационального российского народа в целом.

Это – философия «роста и стабильности». Философия консолидации. Философия концентрации зрелых и ответственных социальных сил и новаторских творческих энергий от периферии к центру.

В движении просвещенного консерватизма четко выражена созидательная, объединительная тенденция. Нас поддерживают образованная, занимающаяся бизнесом, учащаяся молодежь, практически все люди среднего возраста, образующие костяк производительной части населения, а также умудренное опытом старшее поколение, задумывающееся о том, что оно оставляет в наследство своим детям и внукам.

Наши избиратели – люди здравомыслящие. Они не доверяют митинговым демагогам. Это – то «огромное немногословное большинство», которое тащит страну на себе, упорно учится и трудится, исправно платит налоги и не любит бездельников и болтунов.

Источник: Полит.ру
Комментарии читателей
25.11.2010, 16:05
Гость: Тамара

Не надо путать либерализм и радикализм (правый или левый).В пер. с лат.liberalis - свободный; благородство мыслей и поступков. Кстати, П.Б.Струве был при приверженцем либерального консерватизма - синтеза ценностей того и другого направлений.Хотелось бы стремиться к истине,т.к. "правд" много, но истина одна... И еще, православная церковь должна заниматься своим делом - душой человеческой, помощью и поддержкой нуждающимся, а не лезть в политику и во власть!

13.11.2010, 23:39
Гость: Василий Юрьевич Журавлёв

Чья Правда и Чьё Право?
Нужно отметить некоторые положительные моменты, не впадая без оглядки в «пике» оголтелого критиканства. – Никита Сергеевич Михалков высказался, так как он видит и понимает, как оценивает … Другой вопрос: не ломится ли он «в открытую дверь» и не хочет ли он «въехать в рай на чужом горбу»? Как отметили многие критики манифеста просвещенного консерватизма Никиты Михалкова, концептуально идеи консерватизма, как философско-политического течения сформулированы давно, практически 100 лет тому назад. И в перестроечные (и постперестроечные годы) сию «грядку пахал и сеял» отнюдь не Никита Михалков … Так зачем же «поднимать на щит» идеи, которые не могут пробить могучее невежество российского электората?..

05.11.2010, 17:55
Гость: Михаил Александрович

Не жалко ему было времени писать этот бред? Глупость в стиле Медведева.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.