«Россия и США: баланс интересов в условиях глобального кризиса»

Доклад на Форуме в Конгрессе США 27 апреля 2009 года
Уважаемые участники Форума!
Выступления большинства американских участников нашего Форума (У.Бернс, М.Голдман, Т.Пиккеринг, Р.Макфарлайн, Б.Линд и т. д.) вселяют определенный оптимизм в плане улучшения российско-американских отношений. Мы ведем нашу дискуссию накануне 64-летия Великой Победы над фашизмом. И это символично, что мы ведем диалог о возможностях улучшения российско-американских взаимоотношений: ведь их высшим этапом было боевое сотрудничество в годы Второй мировой войны. ''Отношения с США – один из приоритетов внешней политики России'', важный фактор международной стабильности.
В условиях глобального кризиса ключевыми задачами являются обеспечение их устойчивого развития в конструктивном и предсказуемом русле, расширение сфер совпадения интересов, сужение зон разногласий на основе поиска компромиссов с учетом национальных интересов друг друга. В 1942 году президент Ф.Рузвельт в послании Конгрессу США писал: «Мужественное сопротивление русского народа является огромной помощью всем народам, сопротивляющимся нацистской военной машине. Это сопротивление полностью нарушило нацистские планы и развеяло миф о непобедимости нацистов». Под Сталинградом и Курском наступил перелом в великой битве с фашизмом, а в мае 1945 года знамя Победы уже реяло над рейхстагом. Эти исторические обстоятельства определяют важность современной перезагрузки и улучшения взаимоотношений наших великих государств. Ведь глобальный мировой кризис – ''главная угроза современной системе международных политических и экономических взаимоотношений, уровню и образу жизни народов наших стран''.
Как справедливо отметил в своем выступлении г-н Т.Пиккеринг, кризис взывает к сотрудничеству, к тому, что преодолеть глобальный кризис двум странам следует вместе. В принятой 5 апреля 2008 года Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений отражен комплексный характер взаимодействия между Россией и США по основным направлениям в целях обеспечения стабильной преемственности на перспективу. В 2009 году наметились позитивные предпосылки для улучшения диалога России и США. Хотелось бы, чтобы эта проявившаяся тенденция развивалась и укреплялась, чтобы был найден баланс взаимных интересов в условиях глобального кризиса.
В рамках развернувшейся на Форуме дискуссии позвольте высказать ключевые '''тезисы''', связанные с определением новых возможностей для придания российско-американскому диалогу нового динамизма.
1. Оптимальной идеологической формулой, которая будет содействовать успешной реализации антикризисного курса России в ближайшие годы, по нашему мнению, является формула ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИИ, опирающаяся на духовно-геополитические взгляды Александра Невского и современные модели интеграционных процессов Европейского союза. Евразия – это великая чертежная доска для оркестра самобытных цивилизаций, способных к совершению инновационного технологического рывка. В этой связи постепенное создание Евразийского союза к 2012 году, использующего конструктивный опыт межгосударственного строительства ЕС, СНГ, ЕВРАЗЭС – позитивная перспектива в борьбе с глобальным кризисом. У Евразийского союза может быть две столицы (северная – Санкт-Петербург, южная – Алма-Ата). Государем нового межгосударственного образования – Евразийского союза должен стать В.В. Путин. Я убежден, что интеграция Евразии отвечает национальным интересам США.
'''2. Граждане нашей страны настороженно относятся к усилению военной мощи США у европейских границ России'''.
Тем более что российская военная группировка в районе Калининграда уменьшилась в несколько раз, что является как раз примером вполне открытого и прагматичного подхода к безопасности. Отрадно было услышать мнение бывшего советника президента США по национальной безопасности Р.Макфарлайна о том, что «у Москвы есть все основания, чтобы опасаться окружения своей страны военными базами». Жесткая критика процесса расширения НАТО на восток, которая прозвучала в выступлении Б.Линда, также говорит о том, что здравомыслящая часть американской политической элиты понимает всю опасность данных действий. В России '''в 70 раз больше, чем в США, погибло людей в годы Второй мировой войны''', поэтому россияне крайне негативно воспринимают приближение военной инфраструктуры к границам России. И граждан России можно понять. Ведь именно с Запада дважды в ХХ веке на землю России приходили незваные жестокие гости. В этой связи актуальной для России является проблема заключения нового Договора общеевропейской безопасности – «Хельсинки плюс».
'''3. Назрела необходимость совместных российско-американских действий по преодолению мирового кризиса.'''
В своем выступлении заместитель государственного секретаря США У.Бернс отметил, что «в интересах США и России – вместе работать по преодолению кризиса», а профессор Гарвардского университета М.Голдман подчеркнул, что «имеется поле для сотрудничества по преодолению кризиса».
В этой связи представляется целесообразным обсудить несколько предложений.
А). Разработка совместной антикризисной программы и предложений для осенней встречи стран «Двадцатки».
Б). Совместный анализ проблем, связанных с созданием новой международной валюты АКЮРЕ и введением рубля в «корзину» МВФ. Вы спросите: а где же доллар? Но ведь уже 75 американских городов не используют его в повседневной жизни.
В). Постепенный и плавный переход на новые взаиморасчеты между нашими странами (50% – рубли, 50% – доллары).
'''4. Совместный анализ 200-летних российско-американских дипломатических отношений.'''
Напомню участникам Форума о том, что Россия больше всего из других государств мира сделала для появления независимого американского государства. Во время освободительной войны американцев за независимость с Великобританией (1775-1783) российская императрица Екатерина Великая отказалась послать в Америку по просьбе англичан русский экспедиционный корпус для подавления восстания против английского короля. А во время Гражданской войны в США (1861-1865) две русские эскадры в течение трех лет находились в Нью-Йорке и Сан-Франциско, обеспечивая защиту американских берегов от возможного вооруженного вмешательства английского флота на стороне южан. Таким образом, ДВАЖДЫ Россия внесла РЕШАЮЩИЙ ВКЛАД в дело сохранения американской государственности.
В ХХI веке Россия может в третий раз помочь США сохранить свою государственность. Я кратко напомню участникам Форума о своей гипотезе возможности распада США в 2010 году. Она впервые была публично представлена в 1998 году на международной конференции в Австрии. Мне бы очень не хотелось, чтобы мой давний прогноз реализовался. Однако последние события в США (крах Уолл-стрит, рост безработицы, банкротство GM, заявления губернатора Техаса и т. д.) вызывают у меня, как у аналитика, определенную тревогу. В условиях нарастания негативных тенденций в американской и мировой экономике возможность конструктивного развития российско-американских отношений остается важнейшим фактором сохранения американской государственности. '''Именно на такой взаимной заинтересованности могут и должны строиться и развиваться российско-американские отношения в дальнейшем'''.
'''5. Совместное формирование антикризисной (новой) элиты мира'''
Важным условием успешной борьбы с глобальным финансово-экономическим кризисом является формирование новой политической элиты мира, нацеленной на устойчивое бесконфликтное развитие мира, реализацию стратегических целей, при максимальном учете интересов национальных политических элит. Следует подчеркнуть, что в конце ХХ – начале ХХI вв. американской политической элите не удалось сформулировать оптимальную модель развития мира после распада СССР. Уникальная возможность построения новой модели развития мира после распада Варшавского договора и СЭВ была, к сожалению, упущена. Аналитические центры США при анализе новой ситуации в мире не смогли выйти за рамки стереотипов холодной войны. Проблема в том, что американские аналитические центры продолжали действовать так, как будто бы продолжал существовать СССР. Но ведь, как совершенно справедливо отметил заместитель государственного секретаря США У.Бернс, «Россия – это не СССР». Следовательно, не следует использовать против России стереотипы времен холодной войны.
Мне кажется, что верны тезисы по данной проблеме, прозвучавшие сегодня в выступлении посла России в США С.Кисляка:
– Россия – новая страна: нельзя к ней подходить со старыми стереотипами;
– Мы постоянно остаемся в плену старых стереотипов, что наиболее ярко проявилось в августе 2008 года.
Стереотипы мышления некоторых американских аналитиков оказались чрезвычайно живучими. Они ведь выиграли стратегическую игру у КГБ СССР и ЦК КПСС. Но затем они не смогли объективно выйти за пределы своих действий в ходе борьбы против СССР, хотя мир кардинально стал меняться. Они «остались» во временном континууме 80-х гг. ХХ века. Они не смогли перестроиться, изменить свое мышление в соответствии с изменениями мира. Следует отметить, что определенные попытки построения новой концептуальной модели мира предпринимались американскими политологами (Ф.Фукуямой, С.Хантингтоном, Т.Грэмом и т. д.). Однако их деятельность не привела к успеху.
'''Адекватно реагировать на изменения мира, формулировать оптимальные модели мира в условиях глобализации, совместно искать пути выхода из глобального финансового кризиса – именно эти задачи стоят сегодня перед политической элитой США и России. Развивая идеи С.Кисляка, У.Бернса, М.Голдмана, высказанные сегодня, считаю, что важным шагом в борьбе с глобальным кризисом могло бы быть создание специального российско-американского информационно-аналитического Центра противодействия мировому кризису с соответствующими экспертно-аналитическими и проектно-прогнозными подразделениями. Именно ЦЕНТР может предложить лидерам наших великих государств совместные предложения по выходу из глобального мирового кризиса. В его составе должны работать прежде всего ученые, аналитики, журналисты, представители гражданского общества. Специальные аналитические доклады и прогнозы данного Центра целесообразно систематически доводить до лидеров стран – членов Совета Безопасности ООН.'''
В целях разработки новой устойчивой модели мира можно создать специальную международную неправительственную структуру (ПЯТИСТОРОННЮЮ КОМИССИЮ). Необходим международный механизм частно-государственного партнерства, учитывающий интересы как национальных государств, так и транснациональных корпораций.
Напомню о том, что в 70-е гг. ХХ века была создана ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ (США – ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА – ЯПОНИЯ). До распада СССР она являлась важным инструментом согласования интересов национальных элит Запада и транснациональных корпораций. Однако мир после распада СССР кардинально изменился, и ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ не смогла адаптироваться к изменениям мира.
Настало время создания новых международных структур. Будущее мира, успех антикризисных мер во многом будут определяться тем, сможет ли интеллектуальная элита России и США адаптироваться к реальному раскладу сил в мировой политике. Время требует создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур. Речь идет о комплексном информационно-аналитическом и идеологическом сопровождении проекта «УСТОЙЧИВЫЙ МИР – 2012».
ПЯТИСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ (участники)
1.США;
2.АТР (Китай, Индия, Япония);
3.Россия (Евразия);
4.Бразилия (Латинская Америка);
5.Европейский союз.
Всего – 25-40 человек
Уважаемые участники Форума!
Завершая выступление, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что российско-американские отношения должны конструктивно развиваться на благо наших народов. Надеюсь, что наш Форум будет содействовать укреплению и развитию российско-американских отношений.
Спасибо за внимание.
Комментарии читателей Оставить комментарий