«Савелий Ямщиков – реставратор всея Руси»

Со святыми упокой, Господи, душу новопреставленного раба Божьего Саввы. Россия простилась с «реставратором всея Руси» - этим званием наградила С.В.Ямщикова народная молва. Сегодня и я прощаюсь со своим близким другом.
Мы познакомились с Савелием Ямщиковым в 1963 году, на съемках фильма «Метель». Случилось это в Суздале, куда С.Ямщиков прибыл по своим реставраторским делам. Мы проживали в одной гостинице. Савелий сам подошел ко мне и сказал, что у нас с ним есть общий друг – Андрей Тарковский. Я снимался у Тарковского в «Ивановом детстве», а Савелий начинал сотрудничество с ним как научный консультант фильма «Андрей Рублев». Имя Тарковского было для нас духовным паролем, сигналом к единению. Савве тогда было – 25, мне – 17 лет, разница небольшая. Мы сблизились с Савелием мгновенно и вскоре стали близкими друзьями, как говорится, водой не разлить.
На первых же шагах нашей дружбы Савелий оказал мне неоценимую услугу: помог уговорить Андрея Тарковского попробовать меня на роль колокольных дел мастера Бориски в грядущем фильме «Андрей Рублев». Этот образ ошеломил меня при прочтении сценария. Я загорелся желанием сыграть Бориску. Но как этого добиться, когда Тарковский и Кончаловский специально для меня написали роль ученика Андрея Рублева, Фомы, а литейщик Бориска писался с прицелом на тридцатилетнего московского поэта Чудакова? Тарковский отмахнулся от моей просьбы сделать мне кинопробу на роль Бориски, сказал, что я для этой роли мал. Не помогло и ходатайство оператора Вадима Ивановича Юсова. Тогда как последний шанс я использовал пособничество Саввы. Он избрал неординарный способ: сказал Тарковскому, что лучшего, чем я, кандидата на роль Бориски не найти, и поспорил с Андреем на ящик шампанского, что тот все равно меня утвердит. Так и произошло. Я всегда буду благодарен Савелию за этот судьбоносный эпизод моей жизни.
Многие годы мы встречались с Саввой буквально ежедневно. Совершали ежевечерние рейды по ресторанам творческих домов: Дом кино, ВТО, Дом журналистов, Дом писателей, Дом архитекторов… А глубокой ночью, когда все «дома» прекращали работать, инерция богемных посиделок частенько заносила нас в гости к Савве. Он любил быть в компании, не переносил одиночества. В холостяцких паузах: после его расставания с первой женой, болгаркой Велиной и второй – латышкой, манекенщицей Сармой, мне приходилось жить неделями, скрашивая одиночество друга, в его однокомнатной квартирке на Симферопольском бульваре. Мы проводили вместе летние отпуска: ездили на Черное море, в Кижи, в Болгарию…
Разгульная жизнь утомляла меня, но я следовал за Саввой, как за своим Вергилием, по кругам богемного ада. Как-то я прочитал своему другу стихи, навеянные нашей тогдашней жизнью:
Пустое время провожденье
С элитой в дымных кабаках:
До тошноты ночные бденья,
Застолья в творческих домах.
Компаний праздное веселье,
Постель чужая, боль похмелья,
Но обожали пикники
Советских классиков сынки.
Савва соглашался со мной в оценке пустоты данного «элитарного» существования, но молодость брала свое…
Впрочем, большую часть своей жизни Савелий Ямщиков посвящал совсем иным духовным занятиям.
Именно Савва начал распахивать передо мной новый, неведомый и прекрасный мир: консерватория, концертные залы и театры… Мы колесили на допотопном служебном фургоне по музейно-реставраторским делам Савелия, по просторам Святой Руси: Псков, Рязань, Печоры, Владимир, Суздаль, Новгород, Ярославль, Кострома… Я видел, с каким уважением принимают моего друга Савелия музейные работники по всей России. Сколько открыл мне мой друг провинциальных музеев, монастырей, храмов, икон… Он распахнул передо мной мир русской православной культуры. Ночевали в заштатных гостиницах, сельских постоялых домах, в древних звонницах, монастырях, в избе его друга – деревенского плотника-реставратора на Онежском озере, а иногда просто на сеновале… Пересекались с замечательными людьми земли Русской, друзьями Савелия, которые становились и моими друзьями: Лев Гумилев, писатели Валентин Распутин и Валентин Курбатов, великие артисты балета Владимир Васильев и Екатерина Васильева, дирижер Максим Шостакович, скульптор Вячеслав Клыков, псковский кузнец-реставратор Всеволод Кузнецов, кижский плотник-реставратор Борис Ёлупов, гениальный кинорежиссер Андрей Тарковский и кинооператор Вадим Юсов, выдающиеся актеры Иван Лапиков и Анатолий Солоницын, прославленный фигурист Алексей Уланов, легендарный хоккеист Вячеслав Старшинов…
Савва впервые привез меня в Псково-Печерский монастырь и познакомил с настоятелем Архимандритом Алипием, с которым мы подружились и который фактически стал моим первым духовником. Во второй половине нашей жизни Савелий по-детски обижался, что в своих интервью я говорю только о роли Тарковского в моей судьбе и ничего не говорю о нем, Савелии Ямщикове. Сегодня, когда тебя не стало, я прошу у тебя запоздалое прощение. Да, Андрей Тарковский - человек моей судьбы. Именно он на съемках «Андрея Рублева» повесил мне на шею первый в моей жизни православный крестик, но моим духовным восхождением, безусловно, руководил мой друг Савелий Ямщиков.
Именно Савва Ямщиков, по промыслу Божьему, стал первым в атеистическом СССР организатором масштабных выставок икон. Представить невозможно, но это было тогда, в шестидесятые годы советской богоборческой действительности. В самых престижных выставочных залах Савелий Ямщиков знакомил столицу с шедеврами древнерусской живописи, издавал монографии и альбомы и первые экземпляры подписывал именно мне. На этих выставках встречались и соединялись в единый духовный поток лучшие представители советской культуры середины XX века.
В молодости Савелий был похож на русского Фальстафа: был плотен фигурой, скрывал от окружающих свои телесные страдания. В детстве он заболел полиартритом. Всю жизнь ему было трудно передвигаться, болели ноги, но угнаться за ним было сложно даже мне, более молодому и здоровому человеку. Савелий был по-русски щедр. Денег не считал, платил за всех. Он любил сытно, вкусно поесть, выпить, ценил женскую красоту, дружеские застолья, анекдоты, песни. И в каждом застолье он затевал страстные разговоры о живописи, искусстве, литературе, поэзии, кинематографе, театре, архитектуре, политике… Он был фундаментально образован и непримиримо бескомпромиссен в отстаивании своих убеждений. Спорить с ним было невозможно: он сметал противника, как бульдозер, и с ревом двигался вперед. В суждениях об искусстве и о людях был строг и категоричен. Непримирим по отношению к врагам русской культуры и любимой им России: бросался в бой с любой нечистой силой, не соизмеряя свои возможности с административно-весовыми категориями своих противников. И всегда побеждал.
Последние годы жизни мы встречались реже: у каждого из нас был свой участок на поле боя за Русскую культуру, свои семьи и жизненные проблемы. Мы перезванивались, горевали по поводу происходящего в нашей стране и нашей культуре. Савелий был горд тем, что я, его друг и, как он говорил, его ученик, веду наступательные бои на фронтах Международного Кинофорума «Золотой Витязь». По состоянию здоровья ему трудно было совершать с «Витязем» дальние походы, но на XI МКФ, в Рязань он все-таки приехал. Примчался на один день - больше не позволяли здоровье и текущие дела. Словно метеор, промчался он по Рязанскому небосклону: выступил на соборной площади перед горожанами и кинематографистами с пламенной речью о Русской культуре, высказал мысли о наболевшем на пресс-конференции и перед участниками Кинофорума и умчался в Москву.
Савелий Васильевич Ямщиков всю жизнь совершал свое русское восхождение, свой духовный подвиг: работа реставратора и искусствоведа, выставки икон, книги и статьи, консультации художественных и документальных фильмов, ведение телевизионных программ о культуре и искусстве, соратничество с Н.С.Михалковым на поле боя Российского фонда культуры. Академик РАЕН, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, президент Ассоциации реставраторов России…
Настоящий патриот своей Родины, о котором можно сказать «и один в поле воин». Савелий Васильевич Ямщиков был подлинным апостолом Русской культуры середины XX - начала XXI века. Своим бесстрашным, подвижническим служением он навсегда завоевал свое место в пантеоне культуры Святой Руси и благодарную память потомков.
'''Деревня Сокольниково,'''
'''20 июля 2009 года'''
Комментарии читателей Оставить комментарий