США хотели бы использовать смерть лидера Ирана

Источники среди иранской оппозиции сообщают, что умер духовный лидер и фактический глава Ирана аятолла Али Хаменеи. По неподтвержденной пока информации, 70-летний Хаменеи потерял сознание и был экстренно госпитализирован 14 октября в 2 часа местного времени. Он впал в кому, к нему пускают лишь сына и личного врача. Оппозиция считает, что лидер страны скончался.
Сведения о смерти Али Хаменеи распространяют сторонники кандидатов, проигравших недавние президентские выборы Махмуду Ахмадинежаду – Мир-Хосейна Мусави и Мехди Карруби. Ухудшение здоровья Хаменеи могло быть связано с нервным истощением в связи с политическим кризисом в стране, возникшим после выборов, утверждают они. Напомним, что в результате беспорядков, начавшихся после опубликования результатов голосования, тогда в Иране погибло около 85 человек.
Косвенные подтверждения кончины духовного лидера Ирана приходят и из других источников. Британская The Daily Telegraph сообщает, что госучреждения уже драпируют в ткани черного цвета, ведущие телеканалов одеты в траур, бойцы иранского ополчения «Басидж» патрулируют улицы.
Хаменеи был верным сподвижником аятоллы Хомейни и одним из лидеров Исламской революции 1979 года, которая свергла проамериканский режим иранского шаха. При Хомейни он стал президентом страны в 1981 году и занимал эту должность до 1989 года. Хаменеи возглавлял Иран в течение практически всей ирано-иракской войны. При нем Корпус стражей Исламской революции эволюционировал из народного ополчения в элитную гвардию, за что Хаменеи заработал глубокое уважение военных.
После смерти Хомейни на следующий же день Совет экспертов выбрал Хаменеи большинством голосов на высший пост страны – духовного лидера. С тех пор он управлял духовной и определял тем самым светскую жизнь Исламской Республики Иран.
Хаменеи значительно расширил влияние Высшего руководителя, передав себе часть президентских полномочий, связанных с контролем работы парламента, президентской администрации, совета министров, судебной системы, Корпуса стражей Исламской революции, СМИ, армии, разведки, полиции, а также различных негосударственных общественных организаций, фондов и бизнес-сообществ.
Несмотря на консервативность взглядов, Хаменеи всегда поддерживал научный прогресс. Так, он был среди первых представителей исламского духовенства, одобривших исследования в области стволовых клеток и клонирования. Аятолла Хаменеи уделял большое внимание развитию атомной энергетики. По его словам, «запасы нефти и газа небезграничны».
В экономической сфере Хаменеи выступал за ускорение темпов приватизации. В 2004 году была пересмотрена 44-я статья Конституции Ирана, согласно которой объекты инфраструктуры должны находиться лишь в государственной собственности.
Что касается внешней политики, то неотъемлемой частью выступлений аятоллы была критика США за то, что они поддерживают Израиль и ведут империалистическую политику на Ближнем Востоке.
'''Возможные политические последствия кончины духовного лидера Ирана комментирует советник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Николай Козырев:'''
''- Кто может стать преемником Хаменеи''
- Среди высшего духовенства много кандидатур на этот пост. Все решается внутри этого сообщества, и информация держится в глубоком секрете. Что бы там ни случилось, правление Хаменеи – это большая веха в истории Ирана. Он 20 лет был руководителем страны, и я не думаю, что будут какие-то коренные перемены после его смерти. Основные направления внутренней и внешней политики как чисто исламского государства будут сохранены. И на это никто не сможет посягнуть. Ведь Верховный руководитель должен блюсти интересы высшего духовенства в первую голову. Это – первый момент.
Второй момент: Хаменеи активно поддерживал президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на последних выборах. Он сыграл основную роль в том, что Ахмадинежад был избран, и не было пересчета голосов. Все зависит как раз от аятоллы – кого он поддержит, тот и будет президентом. Кого предпочтет новый руководитель Ирана, и будет ли он из консерваторов вроде Ахмадинежада или человеком более либерального толка, как Хатами, покажет время. Только после избрания нового аятоллы можно делать прогнозы. Многие духовники сами являются реформистами, тот же Рафсанджани. Но коренных перемен ждать не приходится. К тому же я думаю, что сам Махмуд Ахмадинежад потихоньку начнет отпускать вожжи, особенно в области внешней политики. Сколько можно заниматься перетягиванием каната (я имею в виду трения по поводу ядерной программы Ирана)? Иначе дело может принять очень нежелательный оборот. Я исключаю, конечно, военные удары, но находиться так долго в изоляции – не в интересах самого Ирана. Изоляцию должны сменять периоды разрядки напряженности. Сейчас идут переговоры с «Шестеркой», и Иран вроде идет на какие-то шаги навстречу, становится более открытым для МАГАТЭ.
''- Могли бы подвести какие-то итоги правления аятоллы Хаменеи?''
- Когда у власти был Хомейни, Иран утвердился как исламское государство со всеми атрибутами, со всеми законами шариата. После смерти Хомейни при правлении Али Хаменеи никаких кардинальных изменений не произошло. И если Иран сейчас немного отличается от того, что было в первые годы после Исламской революции 1979 года, то не очень сильно. Хотя были попытки трансформировать внешнюю и внутреннею политику, когда премьером был Хатами, но этот процесс был остановлен тем же высшим духовенством. Это и привело к власти Ахмадинежада, и все вернулось на круги своя.
Хаменеи соблюдал заповеди, оставленные ему Хомейни, и сохранил исламскую республику благодаря своему умелому и гибкому руководству. Хаменеи сменял периоды консервативной политики временами либеральных реформ, и наоборот. Два срока президентом страны был Рафсанджани, еще два – Хатами, при котором пошел отход от слишком ортодоксальных форм правления. Но это не зашло далеко.
''- Могут ли США попытаться использовать смерть аятоллы Хаменеи в своих интересах, например, попытаться расшатать политическую обстановку в Иране?''
- Считаю, что американцы не предпримут каких-то кардинальных усилий. Конечно, США и многие страны Западной Европы хотели бы видеть иранский режим полностью трансформированным. И в их интересах – прекращение власти духовенства, которое настроено к Западу крайне негативно. Но в данный момент что-то сделать с исламской властью они вряд ли смогут. Скорее будут предприниматься попытки договориться с новым лидером Ирана, найти компромиссы. Расшатать обстановку сейчас практически невозможно, и это будет контрпродуктивно для самих же Штатов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Сейчас амероизраиль как коршуны нападут на Иран.
Как всё "вовремя" у них происходит! Аж дух захватывает...