]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

У российской оборонки планов громадье

11:00 1.03.2011
, Максим Хрусталев
Вице-премьер Сергей Иванов
Вице-премьер Сергей Иванов

Федеральная целевая программа модернизации ОПК будет вскоре принята, заявил вице-премьер Сергей Иванов

Федеральная целевая программа модернизации ОПК будет вскоре принята, заявил вице-премьер Сергей Иванов

Федеральная целевая программа (ФЦП) по модернизации российского оборонно-промышленного комплекса будет принята в ближайшие месяцы, заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов. «Эта ФЦП, я рассчитываю, в ближайшее время (месяцы) будет утверждена», – сказал Иванов, выступая на коллегии Роскосмоса, сообщает РИА «Новости» Он не уточнил объем средств, который государство планирует выделить на программу, однако отметил, что правительство уже представляет, каким будет финансирование.

Впрочем, основные параметры выделяемых средств известны достаточно давно. Еще в конце сентября минувшего года КМ.RU сообщал, ссылаясь на заявления все того же Сергея Иванова, что объем финансирования Госпрограммы вооружения на 2011-2020 гг. составит небывалую в истории современной России сумму – 22-22,5 трлн руб. В этот объем финансирования Госпрограммы входят расходы на покупку новых вооружений и военной техники для Министерства обороны России, а также для других силовых ведомств. По уточнениям Иванова, 19 трлн руб. пойдут на перевооружение российских Вооруженных сил, а остальные средства – на переоснащение других силовых ведомств.

Напомним также, что еще в июне 2010 года при обсуждении Госпрограммы вооружения на нее предлагалось выделить порядка 13 трлн руб., причем тогда же подчеркивалось, что таких масштабных затрат по линии обороны не было за все 20 лет «демократической» России. Однако тогда же врио начальника вооружений Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Фролов уточнил, что этих средств хватит лишь на переоснащение Ракетных войск стратегического назначения, авиации и ПВО. На Сухопутные войска останется сущая мелочевка, а про флот и Космические войска можно будет вообще забыть.

Доводы военных, похоже, произвели свое действие. И, как уже сообщал КМ.RU в июле, военному ведомству удалось сломить отчаянное сопротивление Минфина и добиться увеличения ассигнований более чем в полтора раза. Правительство согласилось выделить на Государственную программу вооружения на 2011-2020 гг. порядка 20 трлн руб.

Новая Госпрограмма вооружения рассчитана на доведение доли новой техники, принятой на вооружение, до 70-80% (сейчас этот показатель составляет около 10%). Напомним также, что первый замминистра обороны Владимир Поповкин рассказывал, что к 2011 году планируется достигнуть того, что соотношение расходов на содержание и оснащение составит 50 на 50, а к исходу 2015 года – 30 на 70. Но сегодня Минобороны тратит на закупки новых образцов вооружений порядка 30% ассигнований на оборону. При этом 70% выделяемых ему средств по-прежнему уходит на содержание и продление ресурса действующего вооружения.

Однако несколько дней назад Владимир Поповкин объявил, что еще 31 декабря президент РФ Дмитрий Медведев окончательно утвердил Госпрограмму вооружения на 2011-2020 гг., и работа по ее реализации уже началась. Как и подтвердил Поповкин, на ближайшие две пятилетки предполагается израсходовать на перевооружение российской армии и флота 19 трлн руб., как и было обещано в сентябре. Из этих средств 2 трлн руб. военное ведомство намерено потратить на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР).

На закупки нового вооружения Министерство обороны России намерено потратить 80% выделенной Госпрограммой суммы и 10% – на модернизацию имеющейся военной техники. По словам Поповкина, основной упор будет делаться на вооружения и военную технику российской разработки, а к закупкам за рубежом военные станут прибегать только в том случае, если продукция компаний из России не будет соответствовать их требованиям.

Как надеется Поповкин, в результате переоснащения Вооруженных сил зенитно-ракетные войска ВВС России, например, в техническом плане будут обновлены на все 100%. Другим важным приоритетом будут стратегические ядерные силы, на которые будет израсходовано около 2 трлн руб.

До 2020 года, по словам Поповкина, планируется построить 8 стратегических атомных подводных лодок проекта 955 «Борей», две из которых уже готовы к принятию на вооружение. Речь идет о «Юрии Долгоруком» и «Александре Невском». По оценке министерства обороны, принятию подлодок на вооружение мешает отсутствие штатного вооружения – межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». Ее планируется принять на вооружение до конца 2011 года, причем одновременно в состав ВМФ будут включены и подлодки проекта 955. Как ожидается, в текущем году состоятся 4-5 испытательных пусков «Булавы», на основе которых и будет принято решение о поступлении ракеты на вооружение.

Финансирование НИОКР также подразумевает и разработку нового стратегического бомбардировщика (перспективный авиационный комплекс дальней авиации – ПАК ДА), технический проект которого будет окончательно сформирован к 2015 году. «Разработку нового комплекса дальней авиации, стратегических бомбардировщиков мы не форсируем», – отметил Поповкин.

Развитие стратегических ядерных сил подразумевает также укрепление наземной ракетной группировки и модернизацию стратегической авиации – дальних бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Ранее сообщалось, что эти самолеты, в частности, получат новые системы прицеливания. Министерство обороны России также намерено значительно укрепить и расширить систему предупреждения о ракетном нападении. «До 2018 года мы должны завершить модернизацию наземного эшелона этой системы», – рассказал Поповкин. При этом он добавил, что Госпрограммой вооружения также предусмотрено развертывание новых систем космического базирования. Эти системы будут заниматься обнаружением стартов баллистических ракет.

В части перевооружения ВВС России новая Госпрограмма подразумевает закупку 600 новых самолетов и 1000 вертолетов. В частности, военные летчики получат истребители Т-50 (ПАК ФА), Су-35С, МиГ-35, фронтовые бомбардировщики Су-34 и штурмовики Су-25СМ, а также транспортники Ил-76 и Ан-70. Количественное соотношение закупаемых самолетов Поповкин не уточнил, но ранее сообщалось, что в 2013 году ВВС должны получить 10 опытных образцов Т-50 и еще 60 таких самолетов после 2015 года, а также 45 Су-35С до 2015 года и, возможно, такое же количество после 2015-го.

Если говорить о закупке вертолетов, то военным будут переданы новые ударные Ми-28Н и Ми-28НМ «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», транспортно-боевые Ми-8АМТШ, транспортные Ми-8-МТВ-5, Ми-26, «Ансат» и некоторые другие. Всего Вооруженные силы должны получить 1000 вертолетов.

Оперативно-стратегическое командование Воздушно-космической обороны, действующее в составе ВВС России, в ближайшие 10 лет получит 10 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-500, разработка которых будет завершена в 2013 году. Ожидается, что серийное производство комплексов начнется в 2014 году, а российские военные начнут принимать их на вооружение с 2015 года. Кроме того, зенитно-ракетные войска пополнятся 56 дивизионами ЗРК С-400, 4 из которых уже закуплены. С-400, согласно планам министерства обороны, заменят половину стоящих в настоящее время на боевом дежурстве комплексов С-300.

Что касается российского флота, то для него до 2020 года планируется закупить 100 надводных и подводных кораблей, включая 20 нестратегических подводных лодок, 8 стратегических АПЛ, 35 корветов и 15 фрегатов. Переоснащение флота подразумевает и выделение средств на покупку у Франции двух готовых десантных вертолетоносных кораблей-доков класса «Мистраль» и строительство двух таких же кораблей в России. Известно, что вертолетоносцы будут поставлены в полной комплектации, за исключением вооружения: оно и вертолеты авиагруппы будут российского производства.

Одобренная президентом Госпрограмма подразумевает и создание новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты, которая должна прийти на смену РС-20 (классификация НАТО – SS-18 Satan) и РС-18 (SS-19 Stiletto). Новые ракеты должны будут нести до 10 боевых блоков индивидуального наведения. В середине декабря 2010 года генеральный директор корпорации «Рособщемаш» Артур Усенков рассказал, что новая ракета будет способна прорывать любые существующие и перспективные системы ПРО. Как ожидается, разработка ракеты завершится к концу 2016 года. Впрочем, с критикой концепции такой ракеты уже успел выступить генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов, отстаивающий преимущества твердотопливной ракеты.

Планы, озвученные Владимиром Поповкиным и Сергеем Ивановым, конечно, выглядят впечатляюще. Но скептики уже напоминают о судьбе Госпрограммы вооружения на 2006-2015 гг., которая была принята около 5 лет назад. На ее финансирование планировалось выделить около 5 трлн руб. Эта Госпрограмма была провалена, как выяснилось, из-за неверного распределения финансирования: предполагалось, что бóльшую часть средств российские военные получат во вторую пятилетку. В результате войска получили гораздо меньше того, на что рассчитывали.

Так, ожидалось, что на вооружение поступят 5 бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», 116 новых боевых самолетов, 156 различных вертолетов, 18 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-400, 24 надводных корабля разных классов, 7 атомных подводных лодок проекта 955 «Борей» и еще 6 нестратегических подводных лодок. Как пишет газета «Коммерсантъ», в реальности российские военные к настоящему времени получили одну бригаду «Искандеров», 22 боевых самолета, 60 вертолетов, 4 дивизиона С-400, 2 надводных корабля, 1 стратегическую АПЛ «Юрий Долгорукий» и ни одной нестратегической подлодки.

Любопытно, что основное финансирование Госпрограммы вооружения на 2011-2020 гг. также запланировано на вторую пятилетку, однако, по словам Поповкина, военное ведомство учло опыт предыдущей Госпрограммы и «разумно подошло к распределению финансирования». Но по-иному оно, наверное, и поступить не могло. Ведь закон о государственном бюджете России на 2011-2013 гг. не предусматривает весь тот объем затрат, что планируется осуществить в рамках Госпрограммы вооружений, так что выбивать соответствующее финансирование можно будет только путем внесения соответствующих поправок в закон о госбюджете. А он предполагает финансирование военных проектов в 2011 году в размере 1,5 трлн руб. и увеличение расходов свыше 2 трлн руб. только с 2013 года. Поэтому военное ведомство волей-неволей вынуждено планировать бóльшую часть расходов на вторую пятилетку.

Есть и еще одно серьезное опасение относительно перспектив реализации Госпрограммы вооружения, а именно ситуация в самом оборонном комплексе. Осенью прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев уже потребовал от госкомпаний ОПК отчитаться о своих программах инновационной деятельности. «Крупные интегрированные структуры ОПК – это в большинстве своем государственные компании», – сказал он. Президент напомнил, что в декабре 2009 года им было поручено разработать программы инновационного развития своих предприятий, и сейчас он в целом недоволен, как ведутся инновационные и исследовательские работы в оборонном комплексе. «По целому ряду направлений российский ОПК не способен отреагировать на увеличение заказов или финансирования адекватным ростом выпуска высокотехнологичной продукции», – посетовал он. «Мы отстаем от индустриально развитых стран в производительности труда, в организации производства и контроля качества», – отметил президент, добавив: «Это боком нам вылезает, нам приходится оправдываться».

«Сегодня российские НИИ и КБ зачастую занимаются оптимизацией советских разработок», – отметил Дмитрий Медведев. И, несмотря на постоянный рост оборонных расходов, оборонная промышленность не дает пропорционального увеличения выпуска продукции: темпы роста финансирования оборонного заказа превышают прирост производства в среднем в 2-2,5 раза. Впрочем, чего-то другого трудно было ожидать от отрасли, которую целенаправленно разваливали еще с конца 1980-х гг. Хотя Дмитрий Медведев именно в связи с планируемым перевооружением армии и флота заявлял: «Весьма немалые средства, выделяемые в рамках программы, должны быть использованы на перспективные инновационные инфраструктуры, глубокую, системную модернизацию оборонной промышленности».

Ситуацию для KM.RU комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

– Развитие геополитической обстановки складывается таким образом, что перед Россией во всей остроте стоит вопрос: сумеем ли мы использовать это окно возможностей примерно в 10 лет, чтобы создать современную боеспособную армию и флот, оснащенные передовой техникой, или вообще прекратим существование как субъект международной политики. Поэтому утвержденную Госпрограмму вооружения надо выполнять, каких бы усилий это ни стоило.

В то же время надо понимать, что планы перевооружения российских войск, а также реализация серии исследовательских работ в рамках этой Госпрограммы могут быть успешно реализованы лишь при условии жесткого финансово-экономического контроля и принятия действенных мер по борьбе с коррупцией в сфере гособоронзаказа. Вплоть до самого недавнего времени, как я уже говорил ранее, чуть ли не до 40% выделяемых средств фактически шли не по назначению, и только в последний год в этом отношении стал наводиться хоть какой-то порядок. Хотя я настаиваю на том, что лучшими антикоррупционными мерами должны стать максимальная прозрачность расходных статей оборонного бюджета, а также жесткость и неотвратимость наказания. Причем коррупционные проявления в оборонной сфере должны квалифицироваться как государственная измена и караться соответствующим образом. Повторяюсь: одними кадровыми переназначениями, но без показательных процессов в этой сфере уже не обойтись.

Сейчас предпринимается ряд мер, направленных на то, чтобы обеспечить контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на Госпрограмму вооружения. Одной из таких мер стало, в частности, создание в Минобороны департамента по ценообразованию продукции военного назначения, а также переподчинение Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставки) в ведение министерства обороны. Это правильно, хотя и недостаточно.

И, конечно, особый контроль должен быть обеспечен за тематикой научно-исследовательских работ и обоснованностью расходов на них. Мне уже приходилось говорить, что именно НИОКРы до недавнего времени были самыми распространенными формами расхищения государственных средств. Совсем недавно как раз вскрылась история, когда генеральный директор одного из системообразующих конструкторских бюро оборонно-промышленного комплекса учредил под себя целый ряд коммерческих структур, которые были включены в число соисполнителей указанного КБ по гособоронзаказу, а полученная ими прибыль выводилась в офшоры. Вот именно такие случаи я и имел в виду, когда говорил, что их надо квалифицировать как государственную измену.

Темы: Россия, Армия и обороноспособность России, Внутренняя политика в России, Проблемы обороны и безопасности в мире, Бюджетная политика в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 04.03.2011, 09:56
    Гость: Чавес 10

    "НИОКРы до недавнего времени были самыми распространенными формами расхищения государственных средств" - это действительно так. Формируются шайки, раскладывающие деньги по своим карманам, и сколько бы вы им не дали денег, все будет "разложено". Заодно они уничтожают не нужных им людей - тех, кто не может приносить прибыль лично им (изобретателей, специалистов, организаторов производства и т. п.). Поэтому программу надо начинать с выявления таких шаек и формирования правовой среды, в которой существование таких шаек не возможно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 01.03.2011, 17:10
    Гость: Рулет

    Это правда, все так, но что делать? Ждать когда вырастим новые кадры? Сколько ждать? 10 лет? 20 лет? А может 50? А может использовать то что есть и учиться создавая? Да , не все будет гладко, а где и когда было все как по-писанному? Разве Сталин начиная индустриализацию уже имел готовые для этого кадры? Упаси Бог, я не сравниваю Сталина с нынешними, но я сравниваю ситуацию. Она примерно похожа, только у нас все же положение намного лучше чем тогда. Так что делать придется с теми кто есть. Как говорил тот же Сталин - "ну нет у меня для вас других писателей". Делать, времени у нас на раскачку и неспешную подготовку кадров, нет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 01.03.2011, 15:31
    Гость: pashtet

    Отчего у них не возникает вопроса: "Кто будет осуществлять "глубокую, системную модернизацию оборонной промышленности?" Наша образовательная база глубоко в .... Все специалисты либо подались в продажи, либо на голом энтузиазме работают. 8 стратегических подлодок? - да кто их будет делать? Какие самолеты-пароходы? Модернизация ракет?

    Особенно впечатлила фраза: "по словам Поповкина, военное ведомство учло опыт предыдущей Госпрограммы и «разумно подошло к распределению финансирования»"! БРАВО!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 01.03.2011, 15:28
    Гость: Мися

    А ты сначала поработай да прояви себя а потом претендуй на большее. А то только со студенческой скамьи , опыта ноль, ничего не умеют, но зарплату им подавай как у генерального конструктора.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 01.03.2011, 15:23
    Гость: Писатель

    Зажрались вы господа масквачи. В глубинку вас на завод который работает 4 дня в неделю. Посмотрим как запоете.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (27)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Оберманекен (Анжей Захарищев фон Брауш и Олемпицка Эрте) «Астрология. Поэзия и музыка»
Карпой «Самая большая любовь» (интернет-сингл)
«Конец Фильма», 7 сентября, «16 Тонн»
АЗОН feat. Саня Болт «Как молоды...» (интернет-сингл)
Наша пехота – лучше всех: Россия лидировала в конкурсе «Морской десант»
Кинопремьера «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия»: выйдем из дома навстречу жизнегеничности
Остров сокровищ: новогодние подарки детям – что дарить и куда прятать?
ЕС отказался финансировать борьбу Прибалтики с «мигрантами Лукашенко»
СерьГа «Своим чередом»
Секрет «Это Питер, детка» (интернет-сингл)
Поляки продержали русского в рабстве 23 года
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.