Школа в России перестает быть общедоступной

В Госдуме прошел обсуждение законопроект, запрещающий зачислять в школу учеников на основе конкурсных испытаний или тестирования. Проект не нашел поддержки достаточного числа депутатов и был отклонен.
Суть проблемы в том, что в России уже сложилась практика т. н. дошкольной подготовки, во многом аналогичной подготовительным курсам в вузы. Занятия в «дошколке» платные и длятся один, а иногда – даже два года. Фактически складывается система 12-13 летнего образования, поскольку без этих курсов поступить в престижную школу очень трудно. Законопроект, предлагающий запретить подобную практику, представлял заместитель председателя Комитета по образования Госдумы Олег Смолин (фракция КПРФ).
«С нашей точки зрения, уважаемые коллеги, это абсолютно неконституционно и абсолютно вредно. Наш законопроект предлагает запретить подобного рода конкурсный отбор. И таким образом мы хотим решить следующие проблемы. Первое: мы хотим обеспечить равные стартовые возможности детей на уровне дошкольного образования и школы. Мы против того, чтобы детей с детства делили на сорта», – говорится на [http://www.smolin.ru/duma/duma05/2009-03-25.htm сайте] депутата. Авторы документа также обратили внимание на то, что в столь юном возрасте детям еще рано заниматься учебой. Действительно, всему свое время, и в 5 лет ребенку лучше заниматься играми, чем напряженно корпеть над специальными заданиями. А сейчас получается, что детей попросту лишают детства.
Но, с другой стороны, какой родитель не хотел бы дать своим детям хорошее образование? Если уровень преподавания в школах очень различается, то неизбежно возникает ситуация, при которой желающих учиться в хорошей школе гораздо больше, чем мест в ней. Действительно, это очень похоже на то, что в сравнительно более престижные вузы конкурс значительно выше, чем в остальные. Для вузов «фильтром» является экзамен. Неудивительно, что нечто подобное возникает уже и на уровне школьного обучения. Однако по нашим законам школьное образование должно быть общедоступным и бесплатным.
В результате и возникает противоречие, на которое обратили внимание депутаты. Их аргументы понятны и обоснованны, но вот только неясно, как они предлагают решить проблему. Допустим, запретят конкурсный отбор – и что дальше? От этого желающих устроить своих детей в престижную школу никак не уменьшится. В идеале лучше было бы принять пакет законов, которые бы повышали качество школьного образования, подтягивая отстающие школы до уровня престижных. Ведь не секрет, что в ряде школ есть проблемы даже с техническим обеспечением учебного процесса. Также известно и о сравнительно невысоких зарплатах учителей. Как же привлечь высококлассного специалиста в школы в условиях явной нехватки средств? Кстати, система дошкольной подготовки как раз и дает возможность легально зарабатывать школам. Таким образом, проблема в значительной степени объясняется недостаточным бюджетным финансированием.
Вот как раз на этот вопрос депутатам и стоило бы обратить свое внимание в первую очередь. И все же инициатива депутатов, предложивших законопроект о запрете конкурса, хотя бы привлекла внимание к существующей проблеме. Впрочем, о трудностях, с которыми сталкивается школа, говорят уже давно. Казалось бы, все понимают, что профессия учителя является одной из базовых в обществе. Тем не менее, дальше громких слов о развитии образования дело не идет. Одна реформа следует за другой, вводятся и отменяются предметы, вносят поправки в процедуру экзаменов, в школу внедряется система единого госэкзамена... А самые элементарные проблемы не решаются.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Плохому танцору ноги мешают, так и плохому педагогу дети. В школу должны приниматься дети без вступительных испытаний, а если узаконит таковые, то дошкольное образование должно быть обязательным и общедоступным.
Да, учить детей всегда было тяжело, дети все разные и по уровню мышления, и по своим психологическим характеристикам. Конечно, так хочется с самого начала отобрать умненьких, подготовленных, т.е. беспроблемных! Остальных в отдельный класс или школу... И учат их потом отдельно плохо, все 11 лет напоминают им, что они тупицы... Потому неудивительно читать о том, что дети приходят с ЗПР, явно для того, чтобы оправдать свою несостоятельность в педагогике! Роль родителей в развитии и воспитании ребёнка неоспорима конечно, но не вините во всём их, особенно когда дети как здесь кто-то писал, тупицы... Благодарите Бога, что Вам не такой достался! Я знаю стольких родителей добросовестных, у которых дети с такими большими трудностями! А педагог обязан уметь учить всех!
не гимназии надо ругать, они делают отбор детей умеющих мыслить потому что есть конкурентный спос на образовательные услуги. Надо проблему не подменять, делать что то, что бы в обычной школе создать условия такие, что бы родители сказали: "зачем мне возить далеко ребенка, не лучше ли его отдать в рядомстоящую школу" Опыт показывает, что в обычных школах часто творится беспредел, учитель бесправен и нет механизма правового повлиять на бестолковых родителей, что бы те приструнили чад своих. В гимназиях почему то все же сохранилось понятие дисциплины. Поэтому мои дети учатся в гимназии... совершенно бесплатно...Лечить надо всю систему, в то числе не заигрыватся с правами ребенка, в ущерб правам других детей и учителей.
О чем вы говорите, в нашей стране твориться что-то непонятное, тесты в школу - это цветочки, а вот превращать полноценные одиннадцатилетки в девяти летки в деревнях, а уж тем более в городах вот это беспредел
Все мы живем в одном мире, но на разных планетах...Если рассматривать вопрос в каких интересах школа будет использовать это тестирование и не будет ли она злоупотреблять этим -одно дело.Но мало кто задумывается о том,что в 1-й класс приходит половина детей ЗПР.Это прямая вина родителей,но что-то мало кто кричит об этом.Причем,развитие ребенка вовсе не определяется умением пользоваться сотовым телефоном и играть в компьютерные игры.Классов ЗПР теперь повсеместно в школах нет.И кто будет корректировать?и когда?И будут ли за это прилюдно распинать родителей у позорного столба,как это делают со школой?Элитарные школы могут себе позволить себе отбор детей,а простая средняя школа,типа моей,принимает всех подряд,даже плохо говорящих порусски... И как учителю научить столь разношерстную компанию?Обычно,к 10-му классу формируется класс нормальных детей(как правило физ-мат) и класс тихого ужаса(обычно гуманитарный или общеобр-й),который нечают как выпустить.И что делать школе?Так нужен ли отбор?
Муркелле уважение!