]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Древнеегипетские судостроители строили корабли из кирпичиков

16:39 15.12.2014
, Алексей Грибков

Изучение судна позволило узнать подробности о его строительстве

Несколько лет назад международной подводно-археологической экспедицией Европейского института подводной археологии было найдено несколько дюжин судов, затопленных с неизвестной целью в порту древнеримского города Тонис — Гераклеон в начале V – середине IV вв. до н.э.

Изучением одного из судов под названием «корабль 17» занимается Александр Белов, один из участников экспедиции и научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН.


Корабль в клеточку. Фото с сайта strf.ru

Изучение судна позволило получить подробные представления о его строительстве, а результаты работы были опубликованы в журнале The International Journal of Nautical Archaeology.

Конструкцию египетского судна типа baris описал в V веке до н.э. Геродот в своей «Истории», однако до недавнего времени проверить подробности было нельзя, так как другие описания не сохранилось, а данные, которые можно получить из рисунков того времени являются неполными.

В настоящее время Тонис-Гераклеон и сам находится под водой, примерно в 25 километрах от Александрии, а затопленные в его гавани корабли, имеют ассиметричную конструкцию, прочную обшивку и плоское дно. Палуба у них отсутствует, а осевой руль проходит через киль.

«Корабль 17» был погребен под толстым слоем глины и песка, что позволило ему достаточно хорошо сохраниться. Длина уцелевшей части корпуса составляет 25,2 метра и ширину 9,4 метра.

Отмечается, что древесина судна не была источена морскими червям, а киль не исцарапан. Это означает, что корабль не выходил в море и не скреб дном по каменистым и песчаным берегам. По мнению ученых, грузовое судно было выполнено из толстых досок акации Acacia nilotica или A.raddiana.

По словам Александра Белова, качество египетской древесины невысоко и из нее невозможно получить длинные доски. Поэтому египтяне разработали несколько конструктивных решений, которые позволили им использовать местные материалы, и хотя для строительства морских и религиозных судов они активно импортировали дерево из Ливана и Кипра, приемы кораблестроения оставались египетскими.

В Позднем Периоде (664-332 гг. до н.э.) египтяне начали активно использовать греческих наемников, а флот, построенный фараоном Нехо, вероятнее всего, включал корабли греческого или финикийского типа с хорошо развитым килем, но многие типы речных судов, возможно, все еще строились по древнеегипетским традициям и в эллинистическое время, и даже в римское. Для речной навигации предпочтительны плоский киль или килевая доска, уменьшающие осадку судна, так как на реке много мелей.

С киля все и начиналось. Его изготавливали из толстых брусьев, соединенных встык, а в каждом куске было вырезано несколько сквозных отверстий, через которые пропускали ребра, предназначенные для поперечного соединения досок корпуса. При сборке киля задавались размер и форма корабля, которая была серповидной. После этого на ребра ряд за рядом насаживали доски обшивки с пазами. Средняя длина доски составляет 1-2 метра, ширина около 18 сантиметров, а толщина — около 15 сантиметров.

Располагались доски в шахматном порядке, как «кирпичная кладка» (такая кладка изображена на древнеегипетских рисунках, такую описывал Геродот), которая компенсировала малую длину досок и не имела аналогов в Средиземноморье. Каналы в досках были шире, чем проходящие сквозь них ребра, а фиксировали их клиньями.

Египтяне укладывали 4-5 рядов досок (плоское дно корабля), а когда ребра кончались и нужно было вставлять новые, в досках соответствующего ряда вырезались каналы двойной ширины и в них вставлялись ребра второго порядка, а затем и третьего. Еще одна серия ребер образовывала почти вертикальные борта. К обшивке торцевые концы ребер прибивались деревянными «гвоздями» (нагелями). Это была новация Позднего Периода, так как до этого шипы не крепили к обшивке, и корабли можно было разбирать и, например, перевозить или хранить. Для того чтобы сузить корпус к носу и корме, использовались доски с сужающимися, «ножевидными» концами.


Этапы строительства корабля. Фото с сайта strf.ru

После сборки корпуса, в поперечной плоскости он укреплялся круглыми балками из цельных стволов акации, которые лежали на уровне четвертой серии ребер и упираясь концами в борта, а снизу их поддерживали опоры, благодаря которым нагрузка от бимсов равномерно распределась по всему корпусу. После этого слабые места конструкции дополнительно укрепляли, и конопатили швы между досками (для этого, как писал Геродот, использовался папирус). Ученые отмечают, что в стыках между досками во внутренней части корпуса действительно были найдены остатки растительных волокон.

При сборке корабль подпирался брусьями. Также не исключается, что строители могли использовать временный трос, стягивающий нос и корму серповидного корпуса. На заключительном этапе устанавливались мачта и такелаж.

Темы: Исследования, Исследования российских и зарубежных ученых, Наука и практика, Научные исследования и открытия в мире, Судостроение
Источник: «Наука и технологии России»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 19.12.2014, 14:12
    Гость: Слона-то историки и не заметили.

    Поскольку найденное судно не спускалось на воду (см. текст статьи), а предназначалось, очевидно для каких-то ритуальных целей, то построить его могли из чего угодно и как угодно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 17.12.2014, 09:58
    Гость: порто-франко

    древнеримского города Тонис — Гераклеон в начале V – середине IV вв. до н.э.
    Римский город в Египте в начале V – середине IV вв. до н.э. ?
    Эта информация исходит от научного сотрудника Центра египтологических исследований РАН ?
    Тогда это историческое открытие !
    И ещё: Не было судов типа baris. Геродот писал Βάρις, что на греческом означает маленькое парусно-гребное судно или даже шлюпка.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 16.12.2014, 19:57
    Гость: mari*n

    ".. насаживали доски обшивки с пазами. Средняя длина доски составляет 1-2 метра, ширина около 18 сантиметров, а толщина — около 15 сантиметров.."
    ..
    Наверное, слово "доска" в данном случае неуместно. Доска предполагает толщину примерно от одного до шести-семи сантиметров. А здесь толщина целых пятнадцать. При ширине в восемнадцать. Получается, что это почти цельный ствол какой-нибудь акации, с четырёх сторон которого сняли горбыль. Не доска, а балка, с пазами.
    В целом, интересный способ сборки судов. Почему-то вспомнился Макс Фрай, "Мой Рагнарёк", в котором есть упоминание о том, что некогда Один со товарищи пытались строить флот из обрезков собственных ногтей. Наверное, если в запасе Вальгалла и Вечность, то даже ногти могут послужить строительным материалом. Можно кое-чем их склеивать.. или на солнце нагревать и камнем плющить, припечатывая один ноготок к другому.. или волосками их связывать.. Но чем срезать ногти в Вальгалле? Мечом? Кинжалом?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (4)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Чайф», 18 марта, «Крокус Сити Холл»
Совсем не праздничный день… (по поводу празднования Дня России)
«Каста безработных: как будет происходить создание человека-служебного»
«Это неправильно - звать отменять дипломы и научные степени на том основании, что на сегодня можно высказать претензии к их качеству»
«Моральный Кодекс», 18 мая, «16 Тонн»
«Разумеется, мы не можем точно знать, о чём говорили Байден с Си целых три часа, а официальные комментарии ничего реального на эту тему не скажут»кажут
Сергей Черняховский. Лукавство лукавой экономики
Сборник русскоязычных металлических каверов «Gods of Metal»
Историки и демография
KDRR «Не умрем» (интернет-сингл)
Мафия «Live in Moscow 88» (компакт-кассета)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.