Сюрреалистичный саммит ЕС: Европа даст Украине последний шанс

Прошедший в Варшаве 29-30 сентября саммит Восточного Партнерства стал еще одним типично пустым европейским дипломатическим вечером. Администрация Виктора Януковича проигнорировала критику Запада по поводу политических репрессий, а ведь Евросоюз хорошо отозвался об Украине, чтобы продемонстрировать свои успехи в Восточном партнерстве, несмотря на Беларусь. Лидеры ЕС сказали, что саммит был «очень успешным», и что он «расчистил путь во многих областях сотрудничества». Польский премьер-министр Дональд Туск остался в уверенности, что в этом году будет подписано Соглашение об Ассоциации с Украиной и открыты переговоры по аналогичным соглашениям с Грузией и Молдовой.
Прокурор потребовал семь лет тюремного заключения для Тимошенко на судебном процессе, который возобновился лишь за два дня до саммита. Из шести членов Восточного партнерства лишь две страны – Грузия и Молдова, а не Украина, являются лучшими реформаторами. Даже в Беларуси началось освобождение политических заключенных, а Украина все еще пытается привлечь их к суду. Более 120 украинцев пострадали от политических репрессий с 2010 года, либо находятся в тюрьме и по сей день.
Со стороны Украины саммит был по-настоящему оруэлловский. Янукович продолжает настаивать на том, что исполнительная власть не вмешивалась в судебный процесс -сюрреалистическое заявление, в которое не верит никто, как в Украине, так и за ее пределами. Один европейский чиновник на правах анонимности сообщил украинскому изданию Коммерсанта: «Пусть не думают, что мы поверим в сказку о том, что Янукович не влияет на суды. Мы не так глупы». Тем не менее, на саммите сам Янукович заявил: «Я не хотел бы комментировать этот вопрос, так как это может показаться давлением на судей и сотрудников правоохранительных органов».
Наиболее приверженный Януковичу докладчик из Министерства иностранных дел Украины, Олег Волошин, предпринял многовековой подход в плане критики ЕС. В своем интервью одному телеканалу, Волошин сказал, что Украина не должна прислушиваться к критике Евросоюза по поводу суда над Юлией Тимошенко. На следующий день Волошин передумал и сказал: «взгляды наших партнеров по ЕС, частью которого Украина так стремится стать, имеют большое значение в принятии различных решений органами исполнительной и законодательной ветвей». Могут ли оба утверждения быть правдой? Хотя в Украине с 2010 года наблюдается регрессия демократии, и страна, следовательно, так и не стала образцово-европейской, Янукович, министр иностранных дел Константин Грищенко и Анна Герман, заместитель главы администрации президента, неоднократно требовали от ЕС какого либо сигнала для Украины по поводу членства в Соглашении Об Ассоциации с Евросоюзом. Во время саммита Янукович заявил, что «мы настаивали и будем настаивать на том, что перспектива вступления Украины в ЕС должна отразиться в этом соглашении».
ЕС считает, что администрация Януковича поняла их беспокойство по поводу политических репрессий и дела Тимошенко. На пресс-конференции, посвященной итогам саммита, Туск заявил: «Мы ясно выразились в адрес властей Украины, что Евросоюз в целом и каждый из нас по отдельности считают, что плохое обращение с демократической оппозицией и нарушение демократических стандартов <…> могут омрачить финальный этап переговоров».
Администрация Януковича согласилась бы простить Тимошенко после признания ее виновной, поскольку судимость не позволит ей принять участие в выборах 2012 и 2015 годов. Ирония в том, что у Януковича две судимости с советских времен. Евросоюз предложил Януковичу спасительную формулу, чтобы изменить статью в уголовном кодексе, удалив статью 365, по которой Тимошенко была осуждена. Хотя эта статья впервые была введена в уголовный кодекс редакции 1962 года, когда еще Никита Хрущев был генеральным секретарем Советского Союза, нынешний уголовный кодекс последний раз менялся в 2001 году.
Тем не менее, у Запада складывается впечатление, что Янукович нарочно использует законодательство советской эпохи против своих оппонентов, как отметил посол Евросоюза в Украине на лекции в одном из украинских университетов. Янукович может признать европейскую риторику, но «его поведение, очевидно, носит постсоветский характер», пишет издание The Economist.
Александр Рар, руководитель программа по России и Евразии в московском филиале немецкого Совета по международным отношениям, предостерег, что если Тимошенко осудят, отношения Евросоюза с Украиной будут похожи на отношения с Беларусью. Вера администрации Януковича в то, что она «может успешно сочетать путинизм с европейской интеграцией, весьма ошибочна», сказал Рар.
Грищенко решительно осудил Тимошенко за якобы нанесение этого ущерба украинскому государству. Одновременно с этим, он признался в длинном интервью, данному Украинской правде, что он сотрудничал с Республиканской Партией (РПУ) в 2005 году. РПУ слилась с Партией регионов в 2006 году. РПУ была создана за год до этого тогдашним генеральным директором Нафтогаза Украины Юрием Бойко, который был упомянут в документе, датированном 2004 годом, как сотрудник комитета по управлению непрозрачного посредника сделки – РосУкрЭнерго. В марте 2010 года британская неправительственная организация «Global Witness» высказала опасения, что Бойко вернулся в качестве министра энергетики и угольной промышленности при правительстве Николая Азарова.
Камнем преткновения для администрации Януковича остается требование ЕС (обращенное также и к Беларуси), чтобы осужденным за политические преступления лицам было разрешено в полной мере участвовать в выборах после их освобождения. Арсений Яценюк призвал оппозицию к бойкоту выборов 2012 года, если Тимошенко и других лидеров оппозиции не допустят к участию. Партия регионов или Янукович боятся участия в выборах Тимошенко.
Следующие три месяца польского председательства в Европейском совете окажутся решающими. Евросоюз может продолжать все так же оптимистично утверждать, что переговоры по Соглашению об Ассоциации с ЕС будут завершены до конца года, частью которого является Глубокое Всеобъемлющее соглашение о свободной торговле, которое требует реабилитацию политических заключенных. Киев продолжит требовать сигнала о своем членстве в ЕС.
На самом деле, ни одна из сторон не понимает политическую культуру друг друга. Тем не менее, проблема проста, как отмечает Сергей Лещенко: «Главная проблема, которая сдерживает Соглашение об ассоциации, это дело Тимошенко».
Комментарии читателей Оставить комментарий