«Пора вернуться к принципам Парижской хартии»

21 ноября 1990 г. представители верховной власти 22 государств Европы, а также Соединенных Штатов Америки и Канады подписали в Париже основополагающий международный акт о создании нового мирного порядка в Европе после объединения Германии и окончания холодной войны. Он вошел в историю как Парижская хартия. В ней торжественно провозглашалось:
«Мы, главы государств и правительств стран-участниц Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе собрались в Париже во время глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола в Европе закончилась. Мы объявляем, что наши отношения в будущем будут основываться на уважении и сотрудничестве. Европа освобождается от прошлого. Благодаря мужеству мужчин и женщин, воли народов и силе идей Заключительного акта Хельсинки в Европе наступает новая эра демократии, мира и единства... Настало время, когда веками лелеемые надежды и ожидания наших народов становятся явью. Это непоколебимая приверженность демократии, основанной на правах и основных свободах человека, благосостояние, достигаемая посредством экономической свободы и социальной справедливости, и равная безопасность для всех наших народов».
Какие замечательные слова! Казалось, перед европейскими народами, пережившими в ХХ веке две горячих и одну холодную войну с их невообразимыми ужасами и потерями, открылись радужные перспективы создания совершенно новой Европы мира, стабильности и сотрудничества. Фактически впервые в истории был достигнут общеевропейский консенсус, отвечавший национальным интересам всех европейских народов.
Большая заслуга в повороте Европы от войны к миру и общеевропейскому сотрудничеству принадлежит советской внешней политике в период перестройки. Даже американские политики Кондолиза Райс и Филип Зеликоу в своей совместной книге «Звездный час дипломатии» отмечали: «Ирония истории состоит в том, что холодная война не могла быть закончена без фундаментального изменения советской политики. Еще долго будут спорить о том, почему Советский Союз начал новый курс и какую роль играли в этом Соединенные Штаты и другие страны. Но никто не сможет отрицать, что Михаилу Горбачеву и «новым мыслителям», пришедшим к власти в Москве в 1985 году, принадлежит выдающееся место в истории окончания холодной воины». А эта история теснейшим образом связана с реформированием советской внешней политики и острой дипломатической борьбой за освобождение Советского Союза от тяжелейшего экономического и политического бремени холодной войны, за создание качественно нового, мирного порядка в Европе.
Поэтому стоит напомнить здесь о содержании Парижской хартии. И не просто из интереса к истории, а потому, что ее принципы должны быть возрождены и использованы в европейской политике, чтобы предотвратить угрозы, которые снова нависли над безопасностью Старого Света и всего мира. Ведь не случайно все чаще мы слышим тревожные голоса о возможности возникновения новой мировой войны.
Прежде всего надо сказать, что Парижская хартия подвела черту под холодной войной и обозначила контуры нового европейского мирного порядка. В хартии были изложены основополагающие принципы, на которых должен основываться мирный европейский порядок. К ним в первую очередь относятся:
- Соблюдение и осуществление демократии как основы свободы, справедливости и мира. Репрезентативная и плюралистическая демократия предполагает ответственность перед избирателями, привязку государственной власти к закону. Никто не должен стоять над законом.
- Политический плюрализм является необходимым элементом усилий, направленных на развитие рыночного хозяйства, обеспечение постоянного экономического роста, благосостояния, социальной справедливости и рационального использования экономических ресурсов.
- Защита окружающей среды - это общая ответственность всех наций, подписавших Парижскую хартию.
- Недопущение действий, направленных против территориальной целостности или политической независимости государств, на угрозу применения или на применение силы, и всяких иных действий, несовместимых с принципами и целями Хартии ООН и ОБСЕ и идущих вразрез с международным правом.
- Безопасность Европы должна приобрести новое качество, заключающееся в ее неделимости и одинаковости для всех государств. Для мирного решения споров и конфликтов должны быть созданы соответствующие механизмы и институты. Все страны обязаны взаимодействовать в укреплении доверия и безопасности.
- В Европе должна быть решена проблема разоружения и установления контроля над вооружениями.
- Все народы Европы должны обладать равными правами на самоопределение, а также на территориальную целостность в соответствии с Уставом ООН и установленными нормами международного права.
- Необходимо обеспечить преодоление векового недоверия между народами и строительство единой Европы посредством коллективных действий и путем повышения взаимозависимости стран, подписавших Парижскую хартию.
- Основу сотрудничества стран, подписавших Парижскую хартию, составляют десять принципов ОБСЕ, неразрывно связанных между собой.
- Сотрудничество североамериканских и европейских государств является органической частью процесса ОБСЕ. При всем богатом разнообразии наций их объединяет обязанность развивать сотрудничество во всех областях.
- Из Европы должен исходить только мир, она должна быть открыта для диалога и сотрудничества с другими странами в поисках ответа на вызовы современности и будущего.
Эти новые принципы европейского общежития были призваны, в случае их реализации, навсегда покончить с войнами на европейском континенте. Фактически впервые в истории Европы был достигнут общеевропейский консенсус, отвечавший национальным интересам всех европейских народов. В Парижской хартии была заложена новая философия мира и международного сотрудничества на перспективу XXI века.
Увы, от принципов Парижской хартии в реальной жизни не осталось и следа. Где единство Европы? Где ее разоружение? Где общеевропейское сотрудничество? Где равная и одинаковая безопасность для всех стран Европы? А императив: «Из Европы должен исходить только мир»? Все это осталось благим пожеланием. Народы были обмануты в своих «веками лелеемых надеждах и ожиданиях». Чем же объяснить, что Европа не пошла по пути, начертанному в ноябре 1990 г. в Париже?
Прежде всего это случилось потому, что Парижская хартия не вписывалась в политику глобального господства «мировой элиты» США, и она позаботилась о том, чтобы разрушить с таким трудом достигнутый консенсус всех европейских стран по судьбоносным для них вопросам.
Без малого год спустя после принятия Парижской хартии не стало Советского Союза. Его развал явился важной причиной того, почему великим идеям Парижской хартии не суждено было сбыться. Они были преданы полному забвению на Западе. Но почему о них ни разу не вспомнили ни Б.Ельцин, ни В.Путин, ни Д.Медведев, ни министр иностранных дел С.Лавров? Ведь эти принципы отвечают самым насущным национальным интересам России. Объяснить это можно, очевидно, тем, что не только внутренняя, но и внешняя политика российского руководства находится после 1992 г. под американским влиянием.
Исчезновение Советского Союза было воспринято «мировой элитой» США как неповторимый шанс для установления американского господства в Европе и мире. Парижская хартия противоречила этим замыслам, и она была выброшена за борт. Не успев закончиться, смутная пора в Европе наступила вновь.
При М.Горбачеве Советский Союз избавился от страшного материального и политического бремени холодной войны. Было покончено с доктриной «ограниченного суверенитета» Брежнева, оправдывавшей вооруженную интервенцию в социалистические страны Европы, если Кремль сочтет это нужным. Но на свет появилась еще более зловещая доктрина «неограниченного вмешательства во внутренние дела любого государства», взятая на вооружение политикой США. В Европе, которой сейчас никто не угрожает, сохраняется НАТО как пережиток холодной войны, а также 40-тысячный контингент американских войск. Зачем? Ответ прост: для поддержания американского господства. А развертывание на европейском континенте американской системы ПРО, нацеленной против России? Это не что иное, как стремление лишить ее потенциала ответного удара и диктовать американские условия. В Европе создан очень опасный очаг политической и военной напряженности.
Стараниями США гонка вооружений намного усилилась со времен холодной войны. Накопление вооружений достигло угрожающих размеров и все более нарастает. На долю военного бюджета США приходится половина всех мировых военных расходов. Ныне он составляет более 600 млрд долларов. Для сравнения: российский военный бюджет равен примерно 10% этой суммы. На международной арене господствует право силы. Моральный фактор утратил свое значение в политике. США развязали агрессию против народов Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии и заставили участвовать в ней европейские страны НАТО. Под угрозой нападения находится Иран. Американские политики забыли слова президента Джона Кеннеди, сказанные им под влиянием Кубинского кризиса 1962 г.: «Или человечество покончит с войной, или война покончит с человечеством».
Идеи Парижской хартии нашли отклик в европейских общественных кругах. В интересах создания новой Европы был, в частности, образован в 2004 г. международный фонд «Континент Европа». Его учредителем стал немецко-шведский предприниматель Патрик Бринкман. Фонд поставил своей целью объединение всех стран Европы, включая Россию, и создание общеевропейского пространства без разделительных линий и без доминирования США в политике, экономике и культуре, содействие развитию общеевропейского политического, экономического, научного и культурного сотрудничества. Фонд выступал также за уважение суверенности государств, в рамках которой их народы могли бы защищать свою идентичность, самобытность и культуру по принципу «единство в многообразии».
Достижение этих целей мыслилось финансированием публикаций книг и статей, проведения международных конференций и конгрессов, чтобы обратить внимание европейской общественности на вызовы современности и содействовать претворению в жизнь идеи европейского единства и благополучия народов Европы. В 2006 г. Фонд провел международную конференцию, посвященную Парижской хартии. Мне, как члену правления Фонда, выпала честь выступить не ней с головным докладом.
Бринкман придерживался мнения: европейцы должны понять, что Россия является органической частью старого континента. Чтобы способствовать этому, Фонд инициировал издание книги «Возвращение потерянной России» на немецком языке с последующим переводом ее на другие европейские языки. В журнале Фонда «Элементы мегаполитики. К возрождению Европы» Бринкман опубликовал статью под примечательным названием: «Континент Европа означает Евросибирь!». Он имел в виду создание глобального центра сотрудничества от Атлантики до Тихого океана, который смог бы противостоять вызовам настоящего и будущего, обеспечить безопасность и процветание объединенной Европы.
Ясно, что программа и деятельность фонда «Континент Европа» вызвали резкое недовольство администрации США. Под ее нажимом Патрик Бринкман подвергся гонениям. Ему, как спонсору Фонда, угрожали разорением. В результате Фонд вынужден был прекратить свою деятельность в 2007 г., не завершив задуманные проекты. Его постигла та же участь, что и Парижскую хартию.
Скоро минует 22 года с тех пор, как историческая Парижская хартия появилась на свет. Руководство российской политики должно проникнуться чувством ответственности за судьбу России и Европы и поставить перед европейским сообществом вопрос о возрождении к жизни ее благородных принципов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
действия мировой западной элиты неопровержимо свидетельствуют,что практическая внешняя политика как строилась на фундаменте лжи и обмана так и продолжает строится на этом обмане. Нельзя им верить ни на слово ни на принятые хартии.Пора Росии странам ближнего и дальнего востока призвать США и их Вассалов к суду наподобии нюрнбергского процесса и назвать вещи своими именами.