«Резкие высказывания Азарова никакой пользы Украине не принесут»

Навязчивый и, кажется, уже вечный «газовый вопрос» на Украине, может, и не испортил пока самих малороссов, но в отношениях с Россией создал уже достаточно проблем. И если вникнуть в их суть, то становится очевидным, что нередко их провоцировали банально неаккуратные высказывания ответственных лиц. Дипломатия – она и к намекам чуткая, что уж говорить о прямых «наездах»...
Например, о таком: «Вы загоняете нас в угол, из которого у нас всего один выход – разрыв контракта». Это – вовсе не фигура публицистической полемики, а конкретные слова, сказанные главой украинского правительства Николаем Азаровым российскому коллеге Владимиру Путину. Что интересно, эти слова были произнесены не публично, а в процессе переговоров за закрытыми дверями, однако сам же украинский премьер вынес их на публику во время встречи с журналистами в Харькове. Речь неизбежно пошла о газе и всех прилагающихся к нему внешнеполитических плясках.
Собственно, ничего революционного от Азарова никто не ожидал: была в очередной раз продекларирована совершенно четкая и уже не раз ранее озвученная позиция официального Киева: заключенный в начале 2009 года десятилетний контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» на поставки и транзит газа в существующем виде Украину не устраивает.
«Разные гипотетические возможности существуют, но я – все-таки сторонник нормального переговорного процесса на условиях равноправия, на условиях уважения, и чтобы наши партнеры прислушивались к нашим аргументам, а они у нас достаточно серьезные», – отметил украинский премьер. Под «гипотетическими возможностями» следует, судя по всему, понимать озвученные Россией предложения по вступлению Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, а также слияние «Нафтогаза» и «Газпрома». Последнее автоматически бы решило вопрос с ценой на газ, а членство в Таможенном союзе обеспечило бы Украину (столь же автоматически) теми же преференциями, которыми пользуются уже сейчас Белоруссия и Казахстан. Однако, как следует из речи Николая Азарова, Украина (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) не готова ни к первому, ни ко второму варианту.
Пока что дело ограничивается дипломатическими заклинаниями о безусловном настрое на «проведение нормального переговорного процесса с Российской Федерацией», однако сентенция о «загнании в угол», будучи вынесена из приватной зоны в публичное пространство и, таким образом, превратившаяся из простого замечания в едва ли не факт открытого давления, потребовала и реакции со стороны России. Что интересно, Владимир Путин, которому Азаров и адресовал свои претензии, предпочел ответить не лично, а устами своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова: «Москва выполняет свои обязательства в полном объеме и рассчитывает на соблюдение принципов взаимности в этом вопросе».
Собственно, эти же слова в другом порядке были сказаны еще ранее, когда Москва отреагировала на арест Тимошенко. Было, напомню, выражено недоумение со стороны МИД РФ и самого «Газпрома», которое сводилось к тому, что в 2009 году договор подписывался без каких-либо вопросов как со стороны Украины, так и со стороны России.
Известный украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в беседе с обозревателем KM.RU не мог скрыть искреннего удивления позицией главы украинского правительства.
– Я думаю, что такого рода высказывания премьера Азарова свидетельствуют о высшей степени какого-то напряженного психологического состояния. Я давно его знаю и считаю вполне разумным человеком, но данное его высказывание, мягко выражаясь, очень недипломатично. Как минимум не принято выносить на публику предмет переговоров тет-а-тет с российским премьером. Он же не рассказывает, что потом ему ответил, тоже тет-а-тет, Владимир Владимирович... Сам факт такого рода высказываний говорит о том, что украинский премьер не вполне отдавал себе отчет в том, что говорит, а также о том тяжелом положении, в котором оказался лично он в связи с этой темой вообще.
Очевидно же, что если ты говоришь такое публично, то вряд ли после этого можешь рассчитывать на особенную благосклонность со стороны критикуемого. Ну что же ты так «пугаешь» старшего партнера? Это во всех отношениях неразумно и вряд ли, как мне думается, действительно рассчитано на желание попугать – скорее на то, чтобы таким образом спровоцировать поиски каких-то новых путей для договоренностей, т. к. стало очевидно, что договориться сторонам с прежними аргументами уже не удастся. Я считаю, что такого рода высказывания никакой пользы Украине не принесут и уж точно не будут иметь в качестве своих последствий снижение цены на газ – как минимум без каких-либо существенных уступок с украинской стороны.
– Уместно ли рассматривать предлагаемые Киеву варианты с вступлением в Таможенный союз и слиянием «Газпрома» с «Нафтогазом» как рецепт разрешения проблемы в газовых переговорах?
– Вступление в Таможенный союз для Украины с точки зрения тактики выгодно, но вот с точки зрения стратегии – большой вопрос. Европа занимает жесткую позицию и ясно дала понять, что если Украина идет в Таможенный союз, то подписание соглашения о зоне свободной торговли будет автоматически заблокировано. Ставить Украину в ситуацию «вы или туда, или сюда» – не самый правильный вариант, это в т. ч. касается и России. Российскому руководству нужно понять, что Украина просто не может принять взаимоисключающий выбор между еврозоной и Таможенным союзом. Нужно искать способы создать такой прецедент, когда возникли бы взаимовыгодные условия как для России, так и для Украины и Европы. Киеву можно было бы отвести своеобразную роль агента, который позволит принимать какие-то стратегические решения в этом плане.
Очевидно, что при любом руководстве Украина не сможет принять однозначное решение, с кем ей сотрудничать. Тем более понятно, что и Россия будет искать способ создания зоны свободной торговли с Европой. Да, сегодня этот вопрос еще не стоит на повестке дня, но он неизбежно станет актуальным завтра. Так почему бы уже сейчас не начать закладывать основу этого большой экономической евро-восточной зоны, чтобы дать возможность Украине быть и с ними, и с нами? Но внятного желания тут нет ни у Европы, ни у России....
Вариант слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» – это также тот вариант, на который Киев не пойдет. Думаю, здесь было бы уместнее предложить вариант создания совместного предприятия на территории Украины с долей Киева в 51% – этот вариант выглядит более реальным, хотя и при существующем раскладе, на мой взгляд, возможности для диалога остаются. Возможно, России следовало бы смягчить тактику и прислушаться к имеющимся у Киева доводам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
так вероятность укладки дополнительных трубопроводов Северного потока только нарастает. Ведь может быть хоть десять параллельных. А ведь могут и скинуть цену с газа но только не под таким шантажным нажимом со стороны Украины.
"...жители Зап.Украины...имеют имидж" - Не,а...не имеют.Как правило низкоквалефицированная рабочая сила .Сиречь - "таджики белые"...в реальности нужное образование/опыт имеют еденицы."Хохло-Мансийск" это тоже из области мифов...
Русскоговорящие нужны государству Россия. А владелец буровых слушает российское государство. Компрессорщики и дизелисты из Николаева не менее квалифцированы и добросовестны, чем жители Зап. Украины, а их дети не кричат "москоляку на гилляку".
Забавно:) Стример оказывается "ощущает, так сказать, кожей из всей окружающей его жизни" европейские интересы живя на Украине! А с другой стороны, разве от России требуется знать и видеть ЛУЧШЕ? Россия знает ДОСТАТОЧНО. И помнит не только 1812 и 1941 гг., и обещания Горбатому о нерасширении НАТО но и 08.08.08. Только не надо клекотать про "мнение мирового сообщества". Россияне (и осетины), как вы изящно выразились,очень хорошо ощутили всё "кожей из всей окружающей их жизни".
Повторяю, владельцу буровой в Сибире нужны не "русскоговорящие", а специалисты. Акцент бурового мастера, дизелиста или компрессорщика - последнее, на что он обращает внимание. Жители Зап.Украины еще со времен СССР имеют в Сибири имидж квалифицированных и добросовестных работников.
А собеседования, будьте уверены, при приеме на работу проводятся. Но как раз для определения квалификации.