"ЛАЙКА - ОХОТНИЦКАЯ СОБАЧОНКА"

Иркутская область и Россия в целом переживает настоящий охотничий бум. Спрос на промысловых собак, в частности на настоящих лаек, невероятный. К иркутским собаководам-селекционерам обращаются из Якутии, Владивостока и Москвы.
Одним из первых о лайках упомянул Василий Ян в романе "Батый": встречается монгольское войско с русскими охотниками, берет их в плен. Батый ведет допрос и мимоходом спрашивает о собачке, которая вертится у ног мужиков. "Как называется?".
- Лайка, охотницкая собачонка, - хмуро отвечают патриоты. Кстати, это была единственная тема, на которую захватчикам удалось пообщаться с народом. Тогда охотники не предполагали, что через несколько веков лайка станет достоянием России.
Охота и Сибирь - слова очень близкие. До сих пор иностранцы и многие жители европейской части страны свои познания о нашей малой родине умещают в три слова: "Медведи по улицам ходят". В чем-то они правы - охота у нас знатная до сих пор. А на промысле первый помощник - лайка.
- Есть четыре породы отечественных лаек, - говорит Александр Солдатов, президент фонда охотоведения и Восточно-Сибирского центра собаководства "Русская охота". - Это карело-финская, русско-европейская, западно-сибирская и восточно-сибирская лайки. Эти четыре породы распространены по всей России.
Породистых лаек расстреляли
У нас преимущественно охотятся с восточно-сибирской лайкой. Она самая крупная и выносливая. Предназначена для тяжелой работы, постоянного промысла. Собака может работать в горных условиях. Вообще, первый проект стандарта породы восточно-сибирской лайки создан чуть более полувека назад. Но уже выведены великолепные собаки. Много лет в деревне Быстрая, Слюдянского района существовал питомник по разведению восточно-сибирской лайки.
- Сейчас этот питомник не работает, - рассказывает Александр Солдатов, - в девяностых годах он развалился. Некоторых собак продали, а несколько десятков великолепных лаек просто расстреляли. Потом объясняли этот кошмар тем, что псов нечем было кормить. Да что там - жил в питомнике медведь, держали его для обучения собак. Сдох - бескормица...
Говорят, питомник этот славился на всю страну. Сюда приезжали специально, заказывали собак из всех уголков страны. Охотники Якутии считали за честь купить лайку в Иркутске.
Порода не пропала. Лайки сохранились у людей, но менталитет настоящего охотника таков, что он никогда не расскажет постороннему о своем помощнике. Слишком часто завистники хорошего пса воруют или даже травят "Так не доставайся ты никому!".
- Сейчас в нашем центре есть питомник по разведению восточно-сибирской лайки "Русская охота", - говорит Александр Солдатов. - Поголовье хоть и небольшое, но оно увеличивается и состоит из собак соответствующих рабочих качеств и экстерьера. Заказы поступают отовсюду. Звонят из Москвы, Якутии, Владивостока и других регионов. Это при том, что цена щенка породистой лайки от рабочих родителей довольно велика. Мы постоянно ищем новую кровь - восточно-сибирскую лайку активно вывозили в другие регионы, там она сохранилась, и сейчас мы покупаем там породистых собак. Совсем недавно я специально летал за щенками от чемпиона и чемпионки России. Сейчас щенки подрастают, и мы возлагаем на них серьезные надежды.
Раньше лайка и гончая считались самыми дешевыми породами. Времена изменились. Промысловики заняли достойное место в "табеле о рангах".
- Если честно, для меня у собаки главное - рабочие качества, - говорит Александр Солдатов. - Экстерьер - это хорошо, но промысел - основное. Хорошую собаку надо притравливать, учить.
Умнее лайки зверя нет
О лайках рассказывают легенды. Потрясающе писал о своих собаках писатель Григорий Федосеев в романах "Злой дух Ямбуя", "Смерть меня подождет".
- Действительно, это очень умные и верные собаки, - подтверждает Солдатов. - Потрясающе поддаются дрессировке, доброжелательные и очень универсальные - идут за любой дичью, но можно выучить на какую-то определенную.
Тут у лаек большое значение имеет личная склонность. Понравилось ей гнать белок и соболей, почувствовала вкус - интерес останется на всю жизнь. А если не стрелял охотник, ушла добыча - поймет, ее гонять не надо. Как рассказал Александр, у него есть знакомый охотник, который занимается пушниной. А собака долго работала по изюбру и другим копытным, привыкла. Облаивает и пушных, но сердцу не прикажешь - при любом удобном случае увяжется за "родной" добычей.
- Борется мужик с ней нещадно, даже наказывает. Мяса-то ему столько не надо! Все прошу продать лайку или обменять на другую - зачем мучить собаку? Пока сомневается.
Недавно у Александра была западно-сибирская лайка Турхан. Обучил охотник лайку преимущественно на коз и изюбрей. Потом обстоятельства сложились так, что пришлось продать собаку охотнику, который увлекается утиной охотой.
- Сейчас не нарадуется. Недавно видел его, так рассказывает, что Турхан уже освоился. Один раз чуть сам не потонул в болоте, а добытую утку вытащил. Вот это настоящая лайка!
Сейчас Главохота выделяет 26 миллионов рублей. Планируется создать в нашем городе новый питомник для лаек.
- Тут очень важно подобрать поголовье. Так это дело не простое - нужно знать линии, из которых отбираются собаки, - говорит Солдатов. - А вообще это нужно.
Все стены помещения "Русской охоты" увешаны фотографиями. Лайки - главные герои. Все фотографии из коллекции Александра Григорьевича Максимова, учителя Александра Солдатова.
- Это был уникальный человек. Эксперт всесоюзной категории по лайкам, по стендовой и пулевой стрельбе. Мастер фотографии высшего класса, великолепный человек. Можно сказать, что это он привил мне и моему брату любовь к промысловым собакам. В 2001 году в его память мы проводили в Чувашии открытые полевые состязания восточно-сибирских лаек Поволжья по медведю, кабану и барсуку.
Комментарии читателей Оставить комментарий