ПАТОЛОГИЯ БЕЗНАКАЗАННОСТИ

Валентина Трофимовна, учительница математики сокочинской школы начала беспокоиться - ее любимый кот Тиша, отправившийся прогуляться на улицу, как он это делал каждый вечер, долго не возвращался. Женщина, переживая, отправилась на поиски...
Жалобное мяуканье доносилось из соседнего двора. Заглянув туда, Валентина Трофимовна увидела жуткую картину: ее любимый Тишка, красивый, ласковый полосатый кот, висел на соседском заборе - его лапки были стиснуты, почти раздроблены железными челюстями капкана... С трудом освободив бедное животное, потрясенная случившимся, женщина отнесла его домой, а потом долгое время возила изуродованного кота по ветлечебницам, лечила, выхаживала...
Примерно через год, в начале февраля, Тиша снова пропал. Хозяйка сбилась с ног, разыскивая любимое животное. И через несколько дней нашла... Трупик кота обнаружился в огороде того же соседа - Владимира М. Тело животного было искалечено: живот распорот, лапа сломана, мордочка вся в крови, язычок высунут - кот был удушен. Окоченевшее тело Тишки было поставлено в снег и прислонено к забору, выходящему на ту дорогу, по которой постоянно на работу и с работы ходит Валентина Тимофеевна...
Женщина вместе с дочерью, у которой сосед тоже покалечил кота, изловив его в капкан, решили зайти к соседу - поговорить.
- Заходим за калитку, смотрим: возле веранды у него расставлено четыре капкана, а на веранде - пятна крови, - рассказывает Валентина Трофимовна. - Сосед долго не открывал на наш стук, а потом вышел и велел нам убираться со двора. Я попыталась отвязать капканы, в которые этот садист ловит котов, но он грубо толкнул меня в снег - женщину вдвое старше его, учительницу его сына...
- Он смеялся над нами, - говорит Светлана. - "Интеллигенция, - говорит, - паршивая, что вы мне сделаете?! Убивал и буду убивать ваших поганых котов!".
В Уголовном кодексе Россий-ской Федерации есть статья 245 - "Жестокое обращение с животными", в которой черным по белому написано: "Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, совершенное из хулиганских побуждений или... с применением садистских приемов... наказывается штрафом... либо арестом на срок до шести месяцев...". Валентина Трофимовна, справедливо полагая, что такие садистские поступки, как мучение и убийство котов, должны быть наказаны, написала исковое заявление о возбуждении уголовного дела по статье 245 Уголовного Кодекса против соседа-мучителя. Некоторую надежду на то, что местный "шариков" понесет заслуженное наказание за свои злодейские деяния, дала опубликованная в газете "Семья" статья (№ 7 за 2002 год), в которой говорилось о том, что в Москов-ском районе мужчину осудили по 245 статье за убийство дворовой кошки и что убийца получил по полной программе - один год исправительных работ с отчислением двадцати процентов заработка в пользу государства.
Но это было в Москве. А у нас... Исковое заявление Валентины Трофимовны проделало долгий путь: сначала оно попало к мировому судье Т.А.Бецелевой, которая отправила его к елизов-скому прокурору А.П.Агееву. Оттуда заявление было направлено начальнику УВД Елизовского РМО В.В.Кущенко, затем оно попало к участковому С.Г.Личману. И наконец Валентине Трофимовне пришел ответ за подписью В.В.Кущенко: "В возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения с животными отказать..."
Прокомментировать причины отказа и вообще ситуацию с подобными случаями истязаний и убийств животных у нас на Камчатке я попросила Сергея Владимировича Козлинского, заместителя Елизовского городского прокурора.
- Да, первоначально в возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения с животными Владимира М. было отказано участковым С.Г.Личманом, который проводил проверку по этому делу. Но потом, когда потерпевшая обратилась в прокуратуру с заявлением о незаконном отказе в возбуждении уголовного дела, прокуратура города Елизово, пересмотрев материалы дела, сочла необходимым провести еще одну проверку, так как некоторые проверочные мероприятия, необходимые для принятия решения, участковым не были выполнены. В частности, из-за отсутствия транспорта и из-за того, что в довольно большом районе Личман является единственным участковым - то есть он просто физически не может одновременно находиться в нескольких местах, ведь преступлений по району совершается немало, а участковый один, нагрузка у него значительная. Конечно, в Москве такой проблемы нет, и там удалось возбудить уголовное дело, так сказать, по горячим следам.
В нашей же прокуратуре сейчас повторно (более скрупулезно) изучаются материалы дела по факту убийства котов жителем поселка Сокоч: показания свидетелей, выяснение обстоятельств, уточнение деталей. На подобную проверку дается десять дней, по истечении которых будет вынесен окончательный вердикт по факту заявления.
Честно говоря, после посещения прокуратуры укрепилась мысль о полной безнаказанности наших "шариковых" даже в таких, очевидных до патологии случаях. Не привлекут его наши "пинкертоны" к уголовной ответственности - мало их, да и бензина, как водится, нет. Ну и что, что сосед во всеуслышанье заявил, что он убивал и будет убивать котов - попробуй докажи, что именно эти слова и именно с этим смыслом он говорил. Капканы ставил в огороде? А кто докажет, что он ставил их на котов, может, с помощью капканов сосед учительницы таким образом крыс истреблял...
Вообще же заявлений по статье "Жестокое обращение с животными" на Камчатке, да и вообще в России, практически нет, а если и есть, то ситуация с ними почти такая же, как с этим. Статья есть, факт преступления есть, а вот возбуждения уголовных дел по этой статье нет. Почему?
Создается впечатление, что люди, составлявшие эту статью (она принималась Государственной думой в составе шестидесяти восьми человек), создавали ее не для применения в реальной жизни, а для констатации факта: да, у нас в России есть статья, направленная против жестокого обращения с животными, да, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за действия, повлекшие за собой гибель или увечье братьев наших меньших. Все, как в цивилизованной Европе. На этом все сходство заканчивается. По данной статье уголовное дело было возбуждено пока всего лишь один раз - тот единственный случай, описанный в журнале "Семья". Причина такого положения дел кроется в том, что формулировка статьи настолько несовершенна и имеет столько путей ее обхождения, что практически действовать не может.
Статей, подобных 245, в Уголовном кодексе Российской Федерации несколько. В прокуратуре мне привели в пример статью 171 "Незаконное предпринимательство", статью 157 "Уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних" и другие. Эти статьи, как и статья "Жестокое обращение с животными", поднимают проблемы, существующие в реальной жизни, но как действенная мера пресечения и наказания за указанные нарушения закона, увы, не работают.
Поэтому хочется пожелать всем, у кого дома есть любимые животные, кошки или собаки, - берегите своих четвероногих друзей пуще глаза, потому как "шариковых" везде хватает. И если объектом его черных замыслов вдруг станет ваш любимец - защитить и спасти своего четвероногого друга и наказать обидчика сможете только вы. А Уголовный кодекс в этом деле вам вряд ли поможет.
Комментарии читателей Оставить комментарий