В УСТЬ-КАМЧАТСКОМ РАЙОНЕ СНЕГА ЕЩЕ ХВАТАЕТ

В начале апреля жители Усть-Камчатского района отметили очередную годовщину - 76 лет со дня основания. Не секрет, что последние годы давались устькамчатцам непросто - за годы экономических новаций значительно снизилась численность населения, вместе с бытовыми трудностями пришли проблемы системного характера: безработица, закрытие градообразующих предприятий, социальная незащищенность людей.
Не будет открытием тот простой факт, что об относительном благополучии жителей камчатской глубинки мы стали судить уже хотя бы по тому, есть ли в домах тепло и свет. Критерии минимальные, но, согласитесь, жизненно важные.
Именно с этого вопроса - о тепле и свете - началось наше интервью с главой Усть-Камчатского района Борисом Александровичем НЕВЗОРОВЫМ.
- У нас еще об окончании зимы говорить рано. Если здесь, в Петропавловске, снега навалило под вторые этажи, то у нас сейчас снежный покров 3-4 метра. А официально зимний отопительный сезон в Усть-Камчатске заканчивается 25 июня, когда школьники сдают выпускные экзамены. И даже после этого потребление электроэнергии в течение двух недель возрастает в два раза - люди пользуются обогревателями. А уже числа 10 июля начинается лето, становится тепло.
Что касается зимы. За последние лет 12 в этот отопительный сезон администрация самостоятельно заказала и оплатила топливо для котельных. Раньше брали топливо по гарантийным письмам у энергетиков, потом рассчитывались по цене на рубль-два дороже. В этом году обошлись своими силами. Кроме того, заключили контракт с фирмой, которая имеет консигнационный склад, на котором это топливо хранится - около пяти тысяч тонн. До конца отопительного сезона к этому количеству потребуется еще 400-450 тонн, не больше. Ну, это решаемо. Так что в целом, зиму мы прожили достойно.
Правда, мы еще не успели до конца устранить последствия зимы 1998-1999 годов, когда было разморожено огромное количество жилфонда. Несколько домов у нас еще осталось без тепла в поселке Новом. Но работа все равно движется. За зиму мы подключили к теплу один четырехэтажный дом и десять двенадцатиквартирных домов.
Есть вопросы по теплу в Ключах - там отопление дровяное, отсюда - проблемы. Поставщик дров - лес-промхоз - в этой ситуации повел себя как монополист. Поэтому всю зиму работали с колес и сейчас ищем решения, чтобы такое больше не повторялось.
Козыревск прожил зиму хорошо, Майское - тоже нормально. С энергетиками все взаиморасчеты сделаны, даже они нам остались немного должны. Область помогает, и мы все платим вовремя.
Тех средств, которые будут выделены на второе полугодие, вполне достаточно, чтобы нормально подготовиться и к следующей зиме.
- Борис Александрович, какие еще вы находите ресурсы для решения районных проблем?
- Рыбаки наши оказывают финансовую помощь - выделяют деньги, на которые район закупает стройматериалы, краску, чтобы за короткое наше лето успеть сделать ремонт на всех муниципальных объектах. Надеюсь, что достроим школу в Козыревске - если область еще немного поможет: дополнительно выделит хотя бы 2-3 миллиона. К 1 сентября должны открыть эту школу. Единственное, не хватит денег на новое оборудование, ну, что ж делать, придется первый год за старыми партами посидеть, а там что-нибудь придумаем.
Сейчас выделили из бюджета 360 тысяч на проект больницы и поликлиники, которую надо переносить из поселка Новый на мыс Погодный в каменное здание - строили когда-то общежитие, да так и не заселили. Надо сделать новый проект и переводить туда больницу. А то, получается, остались единственным районом, где больница находится в деревянных домах, которым по 50-60 лет. Губернатор был у нас недавно, видел эту ситуацию.
Еще одно дело сделали - подключили водовод. Теперь вода идет из скважины, чистая, приятно пить. Есть даже документ, что эту воду можно применять в пищу без дополнительного хлорирования. Раньше вода бралась из озера, была она ржавая, требовала обязательного кипячения. В дни паводка озерная вода закрывала старое кладбище... - одним словом, теперь это в прошлом. Люди очень довольны. Свет, тепло и вода - это главное для любого человека.
Старались и дороги чистить вовремя. Сейчас, кстати говоря, у нас обстановка получше, чем в городе. Мы раньше пошли на те меры, о которых сейчас заговорили у вас. Поговорили с руководителями предприятий, работающих в районе, и вся необходимая помощь была оказана, хотя снега у нас намного больше. 5-6 метров - это в порядке вещей.
Аргументы в таких разговорах просты: живете в этом районе - помогайте. Здесь ваши дети, они ходят по этим дорогам - чужих детей здесь нет.
И свою технику стали приводить в порядок. В Усть-Камчатске на три бульдозера полностью закупили детали для ходовой части.
Сейчас говорю об этих маленьких достижениях и вспоминаю, что прежде в районе работало три совхоза, в которых в общей сложности находилось около 150 единиц техники - в том числе шнекороторы и бульдозеры. Все раздали, разворовали, вывезли. Это была муниципальная собственность, которую не смогли сберечь. Трактора выкупали по 2-3 тысячи рублей... Так и получилось, что ничего своего не осталось. Хорошо, вон, пару вышек восстановили за прошлый год - есть возможность ремонтировать фасады.
- С 1 декабря прошлого года для всех глав муниципальных образований одной заботой стало больше: речь идет о выплате поднявшейся зарплаты бюджетникам. Как ваш район справляется с этой задачей, не выполнить которую, как известно, нельзя?
- Вы знаете, конечно, что Указ Президента необходимыми деньгами обеспечен не был. Бюджеты всех уровней должны были, по сложившейся практике, тратить на зарплату 40 процентов. Мы их и тратили. Ситуация сейчас резко изменилась. Ради Бога, мы будем тратить все 90 процентов, но ведь к чему идем - на элементарную писчую бумагу скоро денег не найдем.
Сейчас все бюджетные деньги идут на зарплату. Обещают в Москве, что Минфин поможет районам - посмотрим. В прошлом году я оставил в бюджете "заначку" полтора миллиона, чтобы выплатить отпускные тем бюджетникам, у кого возникла какая-то срочная ситуация - дети поступают на материке или по социальным показаниям нужно срочно выехать - сейчас нет этих "заначек", все ушло на зарплату. Если нас не услышат в Москве - мы все будем в крайне тяжелом положении. Если области выделили 34 миллиона, то на один только наш район требуется дополнительно 60 миллионов рублей, чтобы выплачивать зарплату бюджетникам по новым тарифным ставкам.
- На сегодняшний день есть задолженность по зарплате перед бюджетниками?
- (Тьфу, тьфу, тьфу)... Слава Богу, нет. Есть небольшая задолженность перед коммунальщиками. Эта отрасль всю жизнь по остаточному принципу содержалась, и вроде бы мы уже вышли из прорыва - закрыли накопившиеся долги. Остались небольшие суммы по Ключам, Козыревску, Усть-Камчатску - и на тебе! - это повышение тарифных ставок. И сейчас я оказался в том положении, что долг снова стал расти.
- Сколько в районе сегодня проживает людей?
- 19300, если не дожидаться результатов переписи. А там посмотрим. Плохо, что из этого числа 4200 пенсионеров, детей - 4500. Мало людей трудоспособного возраста и в то же время много безработных - в поселке Майском 230 человек живет - и все без работы. В Ключах много безработных. Летом ситуация улучшается - люди заняты.
Причины понятны: нет новых предприятий, а старые, что называется, "качаются". Меняется руководство, хозяева. До сих пор непростая ситуация в Ключевском леспромхозе. В этом году мы повышаем закупочные цены на дрова у леспромхоза в среднем на 100 рублей на каждый куб: предприятие - потенциально - может производить продукцию и реализовать. Просто в какой-то момент необходимо принимать волевое решение.
- Вы называли это предприятие монополистом, это означает, что договориться зимой было сложно?
- Да. Поэтому решили вопрос по-другому. Из Мильково повезли дрова - где-то тысячу кубов, с Атласово начинают возить. В итоге от понятия "монополист" как-то уже отходим.
- Сегодня уже апрель. Пытались ли вы подвести для себя итоги прошлого года по работе рыбной промышленности района?
- Итоги подвели полностью. В целом от рыбаков мы получили около 40 миллионов в виде налогов и около 15 миллионов финансовой помощи для приобретения стройматериалов. В этом году обстановка будет напряженной. Если в прошлом году та же "Устькамчатскрыба" получала лимит 15 тысяч тонн донных пород, то на этот год - всего 2 тысячи тонн. Считайте, на 15 миллионов поступлений в бюджет будет меньше. А бюджет района последние 3-4 года существовал в основном за счет рыбы. И закрывать эту брешь нечем. Получается, что какие-то статьи бюджета будут недофинансированы.
За этими цифрами надо не забывать и о человеческом моменте: как объяснить тому же капитану, который прожил здесь всю жизнь, что в море его не выпускают, так как нет лимитов? Как объяснить ему, что нет денег, чтобы купить лимиты? Они и ко мне приходят, и губернатору вопросы задавали: как же так получилось? Так и получилось - квоты сегодня продаются на аукционах.
Лососевая путина никаких сюрпризов не сулит, это не Озерная, где ловится за сезон 12 тысяч тонн нерки. У нас ее количество редко когда выходит за 2 тысячи тонн. Горбуши не бывает. Предприятий на реке сейчас много, всем надо выживать, но когда ресурс растаскивается - налогов в казну поступает меньше.
Такими заботами район и живет.
Комментарии читателей Оставить комментарий