С МОРЕМ РАССТАВАТЬСЯ НУЖНО ВОВРЕМЯ...

"В море хочется. Скучаю. Но... Будь мне сейчас лет 40 - на берегу не сидел бы. А так - возраст уже не тот", - отвечает Валерий Николаевич Шевструк на мой вопрос. В общем-то, типичный журналистский вопрос рыбаку, которому однажды пришлось расстаться с морем. Причем, задавая его, я заранее знала примерный ответ - иного просто еще ни от кого не слышала. Валерий Николаевич не нарушил такой вот традиции. Да и не смог бы, даже если захотел. Как не будет ему сниться море - штормовое или спокойное, с теплым летним дыханием и в зимних жестоких льдах? Неважно, каким оно воспринималось в разлуке с семьей, в накопившейся от монотонности усталости. Не может не сниться и манить лучшими своими пейзажами, самыми яркими ощущениями и радостными минутами, которые копились годами - а теперь, оказывается, стали едва ли не самыми главными и приятными воспоминаниями.
В.Н.Шевструк, как и многие выпускники мореходных училищ на материке, на далекую Камчатку ехал с твердым намерением отработать положенные три года и вернуться, может быть, не в родные Минеральные воды, но на Каспий - где ходил практикантом на промысел, учась в Астраханской мореходке. По распределению он попал в УТРФ и поначалу изменять жизненные планы не помышлял. Но вскоре начались неожиданные перемены. Профессиональный рост шел стремительно, на первой флотской должности - матроса - задержался не долго. На исходе третьего года работы уже был старпомом. Ехать домой? Это тогда, когда диплом капитана уже на горизонте?
Конечно, решил не торопиться покидать Камчатку. Ну, а потом... Во-первых, у рыбака появилась семья. Конечно, жена могла и согласиться поменять место жительства на более теплый край, где много фруктов и долгое лето. Во-вторых, Валерий Николаевич уже совсем по-иному смотрел на труд рыбака на Тихом океане. На Каспийском море он добывал только кильку - ее тогда, кстати, было много (не то что сейчас - видимо, нефтепромыслы губительно отразились на состоянии ее запасов, в последние же годы пресса сообщает даже об очень странных и необъяснимых для науки случаях гибели целых стад рыбы). Здесь же промысловый "ассортимент" довольно широк, и по каждому объекту промысла у рыбаков свои приемы. Разумеется, интересно было осваивать все тонкости рыбацкого ремесла.
Еще "затянуло" Валерия Николаевича освоение новых (и для него, и для многих его коллег) типов судов. Начинал он на СРТ - и, естественно, мечтал попасть на СРТМ. Потом - на СТ. А уж когда в Тралфлоте появились "стеркодеры" - и говорить не о чем, счастлив был, получив назначение на "Адмирала Завойко". "Хорошие суда", - говорит Шевструк. Да и все так говорят. Но сам он, улыбаясь, вспоминает "главное" впечатление от норвежского траулера: распробовал вкус минтая. Вообще-то рыбаки, в рейсе кушая парного минтая, уважительно относились к нему. Но филе-то еще вкуснее.
Последний рейс в УТРФ, где после училища он все годы и работал (от матроса - по всем служебным ступенькам - до капитана), получился неудачным. Был он не промысловым - предложили перегнать из Лиссабона купленный Тралфлотом РТМС. Все бы ничего, но там какие-то неувязки по оплате, долгам прежнего судовладельца выявились - в общем, год и семь месяцев Валерий Николаевич "отдыхал" в португаль-ской столице, пока не передал судно калининградскому экипажу. А потом, уже от коммерческой фирмы, пошел перегонять "пароход" во Владивосток на ремонт - и задержался ни много, ни мало на год. Наверное, море предупреждало рыбака: расставаться нужно вовремя?
Совсем с морем Валерий Николаевич, конечно, не расстался. Работая заместителем генерального директора по безопасности мореплавания в компании "Си лайнс", он как бы одной ногой на берегу, но другой - все же "на палубе". В его ведении всего два промысловых судна, численность плавсостава, соответственно, невелика. Но зато эта работа держит его в курсе рыбацкой жизни и позволяет чаще встречать своих давних коллег и учеников - которыми очень гордится. Например, Игорь Нечаев у него был третьим помощником на СТ, на "филейщике" вторым, а теперь уже капитан, о котором отзываются как о прекрасном профессионале.
Когда я пришла на встречу с Шевструком, он грустно смотрел на свежие метеокарты: "Три тайфуна на юге гуляют. Обидно будет, если на День рыбака погода испортится. Фирма празднование с выездом за город запланировала...". Еще бы не обидно: чаще всего он этот праздник встречал в море или далеко от Камчатки.
Так что пожелаем Валерию Николаевичу то, что всем рыбакам и камчатцам: пусть в предстоящие выходные погода нас не подведет!
Комментарии читателей Оставить комментарий