]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

НАД МОРЕМ НЕБЕСНОГО ЦВЕТА

09:11 24.07.2002

День ВМФ - это праздник не только моряков, но и авиаторов. Тех самых военных летчиков, которые связали свою судьбу с морской авиацией. Полеты над морем, посадки на палубу корабля,

День ВМФ - это праздник не только моряков, но и авиаторов. Тех самых военных летчиков, которые связали свою судьбу с морской авиацией. Полеты над морем, посадки на палубу корабля, огневая поддержка морской пехоты, высадка десанта, поиск подводных лодок, траление, спасение с воды - всем этим занимаются люди, пришедшие на службу в авиацию ВМФ.

Подполковник в отставке, Алексей Александрович Ершов всю свою жизнь посвятил морской авиации, пройдя путь от помощника командира экипажа до заместителя командира полка. Уже несколько лет он в запасе, но по-прежнему считает мор-скую авиацию своим делом, как свои, личные, воспринимает ее беды, как за родных, переживает за авиаторов своего полка, от души радуется успехам морских авиаторов.

В летчики Алексей Ершов пошел не случайно, хотя в морскую авиацию его привела все-таки судьба. То, что он обязательно будет офицером, решил еще в детстве, когда в их небольшом районном центре, название которого - Плесецк - знают теперь во всем мире как космодром, появились новые люди, молодые, красивые, энергичные. Конечно, среди них были летчики. Они-то сильнее всего и поразили воображение мальчишки.

В училище Алексея сразу распределили в группу морской авиации. А его приятель, который бредил морем, попал в другую группу, "сухопутчиков". Но они договорились, что к выпуску обязательно поменяются местами (и сделали это).

- Я хотел быть обычным, "сухопутным" летчиком, - вспоминает Алексей Александрович. - Одна форма летная чего стоит: на фуражке "капуста", голубые погоны! Не то, что морская - вся черная. И потом, летишь над сушей - красота! Всю землю как на ладони видишь. А море меня тогда совсем не притягивало. Думал, что за интерес в полетах над морем - вода, вода, вода, и полеты по приборам...

Так считал тогда Алексей. И не предполагал, что потом будет благодарить ту "мохнатую руку", которая в последний момент забрала из морской группы своего сынка и отправила "в моряки" уже ушедшего в "сухопутчики" простого паренька - Алексея Ершова.

В полк морской авиации он пришел правым пилотом. И в один из первых ночных полетов, старательно выполняя свои обязанности правого летчика - докладывать о наблюдаемых кораблях, определяя их по огонькам - все время сбивался. Старый пилот тогда добродушно усмехнулся: "Это звезды, лейтенант!".

Потом-то Алексей, конечно, научился отличать огни кораблей от звезд. Освоил несколько типов машин. Будучи уже командиром эскадрильи, летал на машинах целеуказания, что не считалось самым сложным, работал на противолодочных вертолетах и, что было в то время вершиной мастерства, так сказать, ювелирной работой - занимался тралением, пробивал в минных полях проходы для кораблей. И, конечно, умея все это сам, учил других, являясь инструктором.

Это было в семидесятые, годы бурного развития как ВМФ, так и морской авиации. Советский флот осваивал Мировой океан. Строились атомные подводные лодки. Появились первые советские противолодочные крейсеры "Москва", "Ленинград" - на каждом из этих кораблей базировалось по летной эскадрильи. Морская авиация - самолеты и вертолеты - осваивала новые виды летной подготовки, выполняла никогда не подвластные ей ранее задачи. Вертолеты осуществляли поиск подводных лодок с применением ОГАС (опускаемой гидроакустической станции), траление, посадки на палубу корабля, и огневую поддержку морской пехоты. Самолеты осваивали дозаправку в воздухе, посадки на корабли и на воду.

Летчики, не имея еще достаточных навыков, опыта, разрабатывали и совершенствовали методику выполнения этих задач. И платили за это страшную цену - бывало, что морская авиация теряла за год в общей сложности целый полк летного состава.

Как-то во время учений (Алексей служил тогда на Балтике) он в составе четверки вертолетов выполнял противоминное обеспечение высадки морского десанта - постановку шнуровых зарядов. Оно заключается в том, что корабль подтягивает к определенному месту шнуроукладчик - маленький катер, на котором закреплена огромная катушка с намотанным на нее толстым "шлангом" с взрывчаткой, длиной с километр. На ходу вертолет принимает буксировочный трос этого шнуроукладчика - и уже дальше, буксируя его по минному полю, растягивает, укладывая на дно. Размотав "шланг", летчики отворачивают в сторону, выводя пустой шнуроукладчик из опасной зоны: им дается 400 секунд, чтобы уйти от взрыва, поднимающего волну на пятьдесят метров. Все надо сделать четко и синхронно, чтобы ничего не зацепить и не оборвать буксирный трос.

- "Четверкой" подошли к тральщикам, - воспоминает Алексей Александрович, - зависли, прицепили шнуроукладчик (а на нем два матросика - они в начале укладки должны сбросить якорь и контролировать размотку этого "гремучего" шнура) и... у меня отказал тягомер. Тот самый, который определяет натяжение троса. А его надо выдержать в определенных параметрах, чтобы не оборвался буксирный трос, особенно после укладки заряда, когда взрыватель взведен, и отсчет этих 400 секунд пошел. Если бы не опыт, то неизвестно, что сталось бы с моряками на шнуроукладчике, да и с нами тоже... Штурман, высунувшись чуть ли не наполовину из кабины, смог визуально определять силу натяжения троса и координировать скорость, курс.

Вроде все обошлось: заряд уложили, отбуксировали в безопасное место шнуроукладчик. Пошли на базу. Только бы дух перевести! И тут с моря на аэродром вынесло туман. В воздухе - более сорока единиц летной техники. Руководит полетами совсем недавно поставленный командиром полка капитан (в заместителях у него - подполковники) - идет омоложение авиации. Четверке вертолетов командуют: растянитесь! Алексей, замыкающий, сбавил скорость до предела, но все равно достаточно безопасную дистанцию занять не успел, группа вошла в облака.

- Идем по приборам, - рассказывает он. - Докладываю: "Дальний привод, двести" и не успеваю закончить фразу, как слышу голос другого командира экипажа: "Дальний привод, двести". И - тишина в эфире. Все замерли. Нам-то дали команду растянуться, а следующей за нашей четверкой паре - нет. И мы, две машины, оказались в сплошном тумане в одном месте на одной высоте. Вероятность столкновения - девяносто девять процентов...

Как раз в таких случаях и говорят, что секунды кажутся вечностью. Алексей отдал одну команду: "Смотреть!". И смотрели во все стороны, пытаясь хоть что-то разглядеть сквозь плотную вату тумана. И, наконец, в легком просвете мелькнуло над винтами шасси другого вертолета. "Отворачиваем - и вниз!"

Потом их отправили на десять суток в профилакторий на Черное море. А через два года ситуация, когда снова по вине руководства две машины чуть не столкнулись, повторилась - и опять пронесло...

Чуть позже, переучившись на вертолеты огневой поддержки Ка-29, Алексей участвовал в очередных учениях:

- В районе цели видимость минимальная, ведомый - молодой экипаж, только получивший допуск к полетам, - вспоминает он. - Растягиваемся для стрельбы. Только вышли на боевой курс - ощутили страшный удар: вертолет тряхнуло. В чем дело? Проверяю параметры силовой установки - все в норме. Осмотрелись и поняли: открылся капот левого двигателя. А он бронированный и площадь приличная, вот удар и получился крепкий, даже направляющую бокового блистера погнуло. (Кстати, подобный же случай закончился катастрофой на МИ-8: в полете открылся капот двигателя, замком зацепило и обрезало лопасть винта).

Пока выясняли причину удара - пора стрелять. Отработали нормально - Алексей еще и ведомого подстраховал, подсказал условия. Когда и он уже отстрелялся, Ершов запросил разрешение на посадку на площадке полигона для осмотра. Приземлился, умудрился закрыть капот. Доложил, что все нормально, запустился и пошел на свой аэродром - 150 километров над морем.

И ведь таких ситуаций в жизни летчика была не одна, не две.

Чего стоили хотя бы посадки ночью на палубу корабля (особенно на корабли первой постройки - БПК 61 проекта) - в кромешной тьме, когда от палубы до воды меньше четырех метров (а сама посадочная площадка размером восемь на десять), все ходит ходуном, бурун за кормой выше палубы - не передать! И садиться нужно точно в центр круга - но даже и в этом случае лопасти винта вертолета вращались всего в трех метрах от кормовой пушки.

...Да, то время, про которое вспоминает Алексей Александрович, действительно было временем расцвета морской авиации, ставшей его судьбой. Он "заболел" морем и полюбил полеты над ним. Наверное, потому столь горькой оказалась для бывшего морского вертолетчика весть о гибели в прошлом году заместителя командующего авиацией ВМФ генерала Тимура Автандиловича Апакидзе, пионера и одного из символов прогресса морской авиации. Ведь это именно Апакидзе ставил на крыло корабельную авиацию. Он сделал ее универсальной. Он получал выговоры и встречал непонимание. И боролся. И добивался.

- А теперь на его место назначили генерала-майора Шмакова, который до недавнего времени был здесь, на Камчатке, начальником авиации и ПВО, и никогда не был морским летчиком, - сетует Алексей Александрович. - Для него эта должность, скорее всего лишь очередная ступенька вверх - и не более того. Вряд ли он будет так болеть за корабельную авиацию...

Но жизнь продолжается. Летчики несут свою службу, уходя на боевое дежурство в океан. Только летают они сегодня не четыре, не три летных смены в неделю, как раньше, а раз в месяц. Это в лучшем случае. Опытные пилоты уходят в запас. Молодые летных навыков не приобретают.

- Это пагубно для морской авиации и несправедливо, - говорит А.А. Ершов.

Как несправедливо и то, добавлю, что во время полетов над морем (таких редких!) корабль, предназначенный для аварийно-спасательного обеспечения, стоит у причала. Самолеты летают не парами (в целях безопасности), а по одному - экономят топливо. Даже документы, регламентирующие летную работу, не перерабатывались с 1988 года. Видимо, слишком много равнодушных людей занимают руководящие посты в авиации. Или людей, озабоченных лишь своей выгодой и карьерой.

...А мальчишки по-прежнему стремятся в авиацию. В небо. Особенно в то, которое над морем. И дай Бог, чтобы новый расцвет морской авиации наступил быстрее, пока еще есть опытное "среднее" звено, не утрачено мастерство, не угасла романтика морской авиации!

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В России предложили повысить транспортный налог для машин старше 15 лет
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Карабас и НесуРазности «Волнительная линия»
Виктор Виталий «Любовь командира» (интернет-сингл)
«Гудтаймс» инициировал миролюбивые беснования на презентации диска «Классика, часть 2. Хиромантия»
Нужны ли государству дети?
Fast Food «TV-Dead» (сингл)
«Моральный кодекс», 18 мая, Lustra Bar
Томшин Бэнд «Калинов мост»
Nautilus Pompilius – 40 лет. Лучшее, 28 апреля, 1930 Moscow
Манагер и Grenade Surround «Калейдоскопы состояний»
Гран-Куражъ «Легенды мира из огня»
«Пикник» устроил светопредставление в Москве
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.