Кто у кого ворует?

...Елене не удалось поступить после школы в институт, и она, чтобы не терять времени даром, решила устроиться на работу. Выбрала профессию продавца, т.к. никого опыта и особых навыков у нее не было. Ее взяли в один из магазинов системы самообслуживания. Проработав там месяц, Елена получила вместо обещанных трех тысяч рублей полторы тысячи.
Кто оплатит недостачу?
"Недостачи в магазинах так списывают", - объяснили Елене. В следующий раз в ее отделе пропали какие-то игрушки, которые также вычли из ее зарплаты. В общем, за полгода она почти ни разу не получила полностью обещанной суммы.
Жаловалась Лена только знакомым и друзьям, которые пожимали плечами и говорили: "Ну а что ты хочешь? Ты ведь сама пошла в магазин, должна понимать, что тебе не будут платить больших денег, и не жди хорошего отношения".
Коллеги, работавшие продавцами в других магазинах и кафе быстрого обслуживания, сказали, что так везде.
Елене все-таки удалось на следующий год поступить в вуз, а многие ее знакомые по магазину продолжают работать продавцами, иногда меняя место работы.
Кстати, уволившись, Елена не сразу получила последнюю причитающуюся ей зарплату. Она довольна и тем, что хоть что-то удалось заработать, однако о профессии продавца или официанта Елена больше и не помышляет. "Не хочу в торговлю", - твердо говорит она, обучаясь сейчас на экономиста.
Заработать и "наварить"?
Корреспондент "МК" встретилась и побеседовала с управляющей одного кафе, которая пожелала остаться инкогнито.
- У всех продовольственных магазинов, супермаркетов и кафе-ресторанов есть одна проблема - страшно воруют. Особенно на кухне: никто ведь не проверит, сколько кладут в блюдо - 90 или 100 граммов продукта. А бармены - за ними вообще никакого контроля. Мне рассказывали, что человек, разливающий пиво, ухитрился заработать "на пене" 15 тысяч рублей помимо своей зарплаты. В моем кафе недавно повар отрезал 300 граммов ветчины девочек угостить, но ведь продукты-то не его, предприятие платит за его щедрость. Объясняешь им - глаза опускают.
Официанты зарабатывают около 3 тысяч. Иногда у них вычитают большую часть зарплаты, однако никто не увольняется, выкажут недовольство и работают дальше, наверное, это неспроста... Мне кажется, с советских времен осталась такая ситуация, когда тащат все и отовсюду.
На вопрос корреспондента "МК" о том, известны ли ей какие-то способы борьбы с воровством работников, женщина ответила следующее:
- Ну, в одном из магазинов вывешивают фотографии особо "отличившихся". Но, по-моему, это их не останавливает - идут в другие магазины или кафе. Мы ввели систему наказаний и поощрений. Но в основном к этому подходят безответственно. Например, девочка просто чек забыла отбить и удивляется, откуда штраф. Завели тетрадочки, в которых смена отчитывается о работе. Но ребята не научились толком сдавать смену - часто просто переписывают то, что было от предыдущей смены, и, соответственно, если были недостачи, то они переходят к следующей смене. А ведь мы не можем проследить за каждым, тем более что работники часто покрывают друг друга, поэтому высчитывать приходится со всех. Установка компьютерной системы учета стоит около 7 тысяч долларов на одно рабочее место (правда, она тоже не всегда позволяет персонализировать воровство). Мы такими финансовыми возможностями не обладаем.
Не смутил управляющую и вопрос о том, что, возможно, все дело в маленькой зарплате, отсутствии каких-то перспектив:
- Я думаю, что возможности для роста у них есть всегда, но они сами не хотят. Мы предлагали бармену (он получает 3-5 тысяч) стать администратором с зарплатой в 7-8, но он отказался: "Зачем мне такая ответственность?". Тем более что на своем месте у него больше доступа к продукции, больше возможностей что-то "урвать". У нас на самом деле большая проблема с кадрами. Я не знаю, кому можно доверять. Хорошие работники, конечно, есть, но их немного, мы их всегда стараемся поощрять. Бывает, стоит девушка на кассе, к ней подходят клиенты, просят посоветовать, что покушать, а она толком ничего не отвечает, лицо недовольное, мол, от бесед с подружками отвлекаете. Такая же безответственность у поваров: никто не умер, не отравился - и ладно. Почему-то они не понимают, что их работа влияет на имидж заведения, человеку что-то не понравилось - он больше не придет. А соответственно, прибыль будет меньше, и на какие деньги мы должны выплачивать зарплаты?
Замкнутый круг: персонал мало получает и, чтобы хоть как-то выжить, ворует. Отсюда не первоклассное обслуживание и малоприбыльная работа предприятия, по этой причине оно и не может платить большую зарплату.
Только у работников есть небольшой плюс - они могут жаловаться в трудовую инспекцию или подавать в суд. По мнению юриста Валерии Валерьевны, суд довольно часто становится на сторону персонала. А вот работодателю пожаловаться некому - это он должен платить налоги, отвечать за все нарушения, допущенные работниками, и в итоге терять вложенные в дело деньги.
И от системы вычета из зарплаты пропавшего товара никуда не уйти, практически все крупные магазины работают по этой схеме. С работником заключается договор о коллективной ответственности, и совершенно правомерно распределяют недостачи по всему обслуживающему персоналу. Хотя, конечно, если виновник будет найден, то он обязан погасить сумму пропавшего товара. Однако человек с зарплатой в 5 тысяч рублей вряд ли сможет выплатить 20 тысяч недостачи, поэтому конкретно укравших не особо ищут. Тем более, у работодателей сложилось мнение, что тащат все - каждый в меру наглости.
Чего хочет покупатель?
Когда мы приходим в магазин или кафе, хочется, чтобы нам были рады, улыбались. Чтобы продавцы не навязывались, но и не отворачивались в сторону. Нам совершенно не важно, когда мы отдаем свои деньги, кто виноват, что товар просрочен, обсчитали или заказанный обед оказался ужасно невкусным, потому что в данном случае воруют у нас...
Комментарии читателей Оставить комментарий