НАЦПРОЕКТЫ: ЗЛО ИЛИ БЛАГО?

О новой инициативе президента — национальных проектах — не говорил, наверное, только ленивый. Причем мнения разделились на две диаметрально противоположные точки: нацпроекты — это великое благо для России и, соответственно, великое зло. Лично для меня расставить все точки над “i” помог 2-й Всероссийский форум молодых журналистов в рамках проекта “Медиакратия”, который прошел в Москве в конце января. Один эксперт, четыре человека, ответственных за реализацию национальных проектов. Разговор с ними сейчас перед вами.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Для начала — что такое национальные проекты и для чего они нужны. Об этом шел разговор с директором Института общественного проектирования, главным редактором журнала “Эксперт” Валерием Фадеевым.
— Оказывается, что денег на национальные проекты выделяется не так уж и много. Всего два процента от бюджета страны, — говорит Валерий Александрович. — Так почему же вокруг них так много шума? Причина на самом деле очень проста. Предложен новый метод хозяйствования, который не всем нравится.
Помните лозунг, провозглашенный президентом несколько лет назад? Тот самый, породивший массу шуток, смысл которого сводился к удвоению валового внутреннего продукта. Для достижения этой цели было необходимо, чтобы экономика росла минимум на 7 процентов в год. Но это не нашло поддержки у некоторой части российской элиты, которая считала, что рынок — это стихия, которой нельзя управлять. Этот стереотип сложился еще с 90-х годов. Но что произойдет с неуправляемым рынком — страшно даже представить. Поэтому и появилась идея национальных проектов. Если попытаться объяснить на пальцах, что это такое, то получится взаимовыгодный альянс управляемого рынка и государства, оказывающего поддержку бизнесу. Нечто подобное было в послевоенной Германии, когда была принята доктрина социального рыночного хозяйства, когда нужно было восстанавливать страну из руин. Опора была сделана на частный бизнес, который, по замыслу правительства Германии, должен был вытащить экономику страны из кризиса. А взамен, допустим, предприятия строительной отрасли освобождались от налогов. Как результат — через двадцать лет Германия решила жилищную проблему для своих граждан. В России же последний строительный бум пришелся на эпоху Хрущева. С тех пор только обещания. Потому что ни само государство, ни самое крупное предприятие самостоятельно просто не смогут выполнить весь тот объем необходимых работ. Еще раз повторюсь, что все получится только тогда, когда государство будет оказывать поддержку свободному рынку.
— Что же касается образования, — продолжает Фадеев, — то разговоры о необходимости его реформирования идут уже лет пятнадцать. А в сущности ничего не происходит. Главное в образовании — учитель и программа. А в результате — просто дикая нагрузка на учеников. Все чаще в пединституты идут отбросы только лишь потому, что туда легче всего поступить. Потом они же приходят в школу. При нынешних доходах учителей так будет продолжаться бесконечно. Да и диплом о высшем образовании сейчас купить не проблема. Собственно, и нормальных вузов в стране не так уж и много. Как, спрашивается, после этого говорить о престиже страны? Только те страны могут быть конкурентоспособными, где человек может получить любое надлежащее по качеству высшее образование. Человеку для его максимальной реализации нужно предлагать весь спектр возможностей.
Ситуация в здравоохранении не лучше, чем в образовании. Да, когда-то, при СССР, у нас была приличная медицина. Но мы потеряли тот уровень, который был. И главная задача сейчас — вернуть хотя бы тот уровень, который был при Советском Союзе. Тогда можно будет говорить и об увеличении уровня жизни, и об уменьшении смертности. Пока же по этим показателям Россию нельзя отнести к развитым странам. Мы не можем развивать страну просто потому, что развивать ее некому. Если взять продолжительность жизни мужчин и женщин в развитых странах и в России, то получится, что в той же Великобритании женщины в среднем живут на пять лет дольше, чем мужчины. В России же эта разница достигает 13—14 лет. И в первую очередь связано это с колоссальным пьянством и наркоманией. Приведу всего лишь две цифры в подтверждение моих слов: ежегодно от водки умирает 700 тысяч человек. От наркотиков ежегодно гибнет 70 тысяч молодых людей. (По-моему, комментарии здесь излишни. — Прим. авт.)
Сельское хозяйство. В деревнях — нищета. Где есть хоть какая-нибудь хозяйственная деятельность, там люди еще живут. И это при условии, что у нас в стране самые лучшие в мире земли, которые могут давать в разы больше урожая, чем было даже в советские годы. Да, мы начали экспортировать зерно. Да, наши коровы дают по восемь тонн молока в год. Но ведь это далеко не предел! Можно и нужно сделать сельское хозяйство современным.
Впрочем, о национальных проектах еще расскажут министры. Пока же просто нельзя не упомянуть о перспективах развития России. Вот мнение Валерия Фадеева:
— Россия должна превратиться в энергетическую сверхдержаву. Около тридцати процентов всех мировых энергоресурсов находятся в России. Поэтому лично для меня не совсем понятны высказывания о том, что страна сидит на нефтяной игле. Не Россия на ней сидит, а импортеры. Вместе с тем нужно развивать и высокотехнологичные энергетические производства, в частности атомную энергетику. Ведь Россия всегда была на передовых позициях в этой отрасли, и наши разработки еще 60-х годов до сих пор гораздо более производительны, чем самые современные западные. Одновременно с этим применять и новые энергосберегающие технологии с применением современных материалов. Это все возможно, и неизбежно приведет к тому, что рано или поздно Россия станет лидером на энергетическом рынке.
ОБРАЗОВАНИЕ
А теперь — слово кураторам национальных проектов. Первым на встречу с молодыми журналистами приехал министр образования и науки Андрей Фурсенко.
По словам Андрея Александровича, ситуация в образовании крайне неблагополучная. Недовольны практически все, все считают, что надо что-то менять. Но вся беда в том, что дальше разговоров дело до недавнего времени не шло. Как результат — в сфере образования накопились серьезные системные проблемы. В частности, сфера образования практически закрыта от нужд общества. Она сама себе ставит задачи, решает их и оценивает свою работу. А она должна работать для нужд конкретного человека. Отсюда вытекает еще один вопрос — индикаторы оценки качества образования, которое сегодня не устраивает всех — начиная от самих учеников и заканчивая работодателями. Новые критерии оценки позволят выставить более-менее справедливую оценку работы как преподавателей, так и образовательных учреждений.
Далее. Система образования сегодня несколько перекошена. Россия — рекордсмен по количеству учеников на одного учителя. В среднем учителей в полтора раза больше, чем нужно для оптимального функционирования системы образования. Следовательно, вот он, резерв для повышения зарплаты педагогам. Ведь сейчас зарплата учителя зависит не от качества образования, а от количества отработанных часов. Доходит до того, что сами учителя начинают придумывать себе дополнительные часы. Но здесь есть подводный камень: какие именно нужны учителя, сколько денег нужно на одного конкретного ученика, чтобы он получил нормальное образование, каковы должны быть нормы нагрузки, чтобы обеспечить должный уровень преподавания?
Национальный проект “Образование” призван решить эти вопросы. Но кроме этого есть еще целый ряд важных направлений. Взять хотя бы программу подключения к Интернету, согласно которой через два года все школы России будут иметь выход в Интернет.
Одним словом, систему образования в скором будущем ждут глобальные перемены, касающиеся, в основном, качества образования и оптимизации учебного процесса. А результат, думается, долго ждать себя не заставит. Ведь люди настроены на позитив. Главное поверить, что он возможен.
ЖИЛЬЕ
Следующим гостем был заместитель министра регионального развития Владимир Аверченко, курирующий национальный проект “Жилье”.
На сегодняшний день в России 4,5 миллиона семей находятся в очереди на улучшение жилищных условий. Среднее время ожидания в очереди на получение жилья составляет 20 лет. И лишь 9% россиян могут позволить себе купить квартиру. Поэтому в национальном проекте “Жилье” было выделено три приоритетных направления: участие государства в поддержке развития и функционирования рынка жилья, обеспечение доступа на рынок различных групп населения и формирование рынка доступного и комфортного жилья.
Фактические объемы строительства в 2005 году составили 41 миллион квадратных метров жилья при потребности в 145 миллионов. Для сравнения: за все время существования Советского Союза, а потом и России никогда не строили более чем 76 миллионов квадратных метров в год.
Одной из основных задач, стоящих перед нацпроектом “Жилье”, является увеличение объемов строительства. К 2010 году планируется выйти на 80 миллионов квадратных метров, и в дальнейшем наращивать темпы строительства. Для обеспечения этого необходимо тратить около 40 миллиардов рублей в год собственно на строительство и примерно столько же — для прокладки коммуникаций и развития инфраструктуры. Однако бесплатной раздачи жилья не предусмотрено. У государства просто нет таких денег. Для этих целей предлагается развивать ипотечное кредитование и систему субсидирования. В частности, для семьи без детей размер субсидии составит 35% от стоимости квартиры, причем 10 процентов погасит федеральный бюджет, остальное — региональный. Для семей, имеющих ребенка, размер субсидии составит 40 процентов и будет разделен между федеральным, региональным и местным бюджетами. Также планируется, что при рождении или усыновлении ребенка размер субсидии будет увеличиваться на пять процентов, а в далекой перспективе планируется выделение субсидии, полностью оплачивающей стоимость жилья тем семьям, у которых более трех детей.
Зашел разговор и о жилищной программе “Молодая семья”. По имеющимся данным около 250 тысяч молодых семей в России нуждаются в жилье. На реализацию этой части программы планируется потратить 165 миллиардов рублей, и уже к 2007 году 70 тысяч молодых семей смогут приобрести свое жилье. Остальные 180 тысяч сделают это примерно к 2010 году, заплатив всего лишь 35% от стоимости квартиры.
Если все пойдет так, как задумано, то к 2010 году уже 30% населения России сможет улучшить свои жилищные условия. Те же, кто не попал в эти 30%, смогут рассчитывать на так называемое социальное жилье — квартирка с минимальными удобствами, отвечающая потребностям человека. Одним словом, все новое — это хорошо забытое старое...
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
По информации заместителя министра сельского хозяйства Сергея Митина, в сельской местности проживает около 39 миллионов человек, существует около 17 миллионов личных подсобных хозяйств. Оставить без внимания эту стратегически важную отрасль экономики просто нельзя.
Если с зерном ситуация более-менее прояснилась, то такая отрасль сельского хозяйства, как животноводство, нуждается в государственной поддержке, и именно развитие животноводства — одна из приоритетных отраслей национального проекта “Сельское хозяйство”. Для его развития предусмотрены различные схемы, в том числе субсидированный кредит и лизинг. Причем сам крестьянин выплачивает только сумму основного долга. Погашение кредитной ставки берет на себя государство. Только в 2006 году планируется привлечь около 40 миллиардов инвестиционных ресурсов. Что это должно дать? Как минимум увеличение валового производства на 6 процентов. Ведь если средний годовой удой с одной коровы в Европе составляет 6—8 тонн молока, в России эта цифра колеблется в районе 3,5 тонны в год. Почему мы не можем добиться того же? Просто нужно приложить немного усилий, закупить высокопродуктивный скот, “вооружить” крестьян современной техникой. Если все получится, то удастся увеличить производство мяса на 7%, молока — на 4,5%.
А кроме этого привлечь в село молодых специалистов с предоставлением им жилой площади по льготным ценам. Человеку, с которым после окончания сельскохозяйственного вуза заключили контракт, предоставляется дом, и ему в течение пяти лет нужно выплатить всего лишь десятую часть его стоимости. Ежегодно таким образом планируется приглашать до 16 тысяч человек.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Последний национальный проект — “Здравоохранение”. На него выделено больше всего средств. Но это оправдано. Ведь здоровье — это основная ценность. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Любови Глебовой, реформы здравоохранения идут, но это не значит, что нацпроект приведет нас к светлому будущему.
Первые результаты проекта — повышение зарплаты участковым врачам, медсестрам, а также врачам “скорой помощи” уже началось. И основной критерий работы участкового врача — это количество людей, прошедших диспансеризацию. Отсюда получается, что без работы не останутся и врачи узкой специализации. Потому что зачастую человек обращается к врачу только тогда, когда уже совсем невмоготу. А диспансеризация как раз и направлена на то, чтобы выявить самые зачатки болезни и передать человека профильному специалисту.
Далее. Запущена система родовых сертификатов. Правда, говорить, насколько она успешна, пока рано. Как сказала Любовь Николаевна, “говорить о том, что затея с родовыми сертификатами удалась, было бы так же нелепо, как если бы автомобили рекламировали производители, а не водители. Ведь Минздрав — производитель, а пользуются услугами роженицы. Так что нужно подождать еще немного”.
Кроме этого национальный проект “Здравоохранение” подразумевает строительство 16 новейших высокотехнологичных медицинских центров, 8 из которых будут построены в ближайшие два года.
Кроме этого выделяется больше средств на дорогостоящие хирургические вмешательства, приобретение диагностического оборудования.
...Говорили министры много и долго. Но все-таки осталась какая-то недосказанность. Допустим, взять тот же нацпроект “Жилье” или проект “Медицина”. Не превратятся ли благие начинания во что-то непонятное, от которого станет только хуже? Время покажет. Ведь нацпроекты только-только начали реализовываться. Вот только боюсь, что если эта затея не удастся, будет что-то похлеще, чем революция 1917 года. Короче, поживем — увидим...
Комментарии читателей Оставить комментарий