Горькое лекарство для хорошей жизни

Горькое лекарство для хорошей жизни
- прописали думцы обществу
Хочешь узнать, как живут люди, иди на базар. Эта тысячелетняя мудрость не устарела со времен царя Соломона, регулярно практиковавшего визиты в торговые ряды для пользы государства. Об этом, увы, напрочь забыли депутаты Госдумы, принимая новый закон о рынках. Как забыли и о том, что базар для России – явление не только экономическое, но и субкультурное. И, похоже, что с принятием закона о рынках дни его сочтены.
“Рыночный” закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации в такой спешке, что общество, отмечавшее Новый год и Рождество, и охнуть не успело, как он уже вступил в действие, ошеломив многих. Почти неприличная спешка его принятия и четко прослеживаемая тенденция, явно направленная на искоренение в России городских базаров и сельских базарчиков, как таковых, позволили заговорить о лоббировании законодателями интересов мега–корпораций, заинтересованных в повсеместном насаждении гипермаркетов. Спору нет, такая форма торговли очень удобна, в них можно купить все: от пучка петрушки – до мебельной стенки и бытовой техники. Но почему все надо приводить к одному знаменателю, непонятно. Кому помешал сельский рынок, где можно купить картофель и тыкву, яблоки и морковь, которые оказались в избытке в хозяйстве у селян? А поторговаться, сбив цену, и купить товар по дешевке в конце базарного дня? Впрочем, это все лирика по сравнению с последствиями нового закона, которые уже испытывают на себе малые и большие рынки.
Новый скороспелый закон содержит несколько неразрешимых противоречий, которые, похоже, не преодолеть. Как, например, совместить две статьи: по одной из них разрешение на право организации рынка выдается на срок не более 5 лет; по другой – в срок до 2010 года все рынки должны быть переведены в специально построенные капитальные строения (никаких навесов на открытом воздухе и временных сооружений). Рассуждая здраво, управляющая компания должна найти мощного инвестора, который за короткий срок превратит базарчик в универсам. Сомнительно, что такой инвестор найдется. Да и есть ли смысл управляющей компании затеваться с капитальным строительством, вкладывая в него и свои немалые средства, если неизвестно, кому достанется рынок по истечении 5–летнего срока? Причем в новом законе речь идет о рынках, которые только будут создаваться. А как быть с уже существующими?
Еще одно безусловное удобство, которое оборачивается бедой для рынков. В законе четко сказано, что на территории рынков необходимо организовать стоянку для транспорта торгующих и покупателей, что вполне справедливо. Но это требование невозможно выполнить на территории существующих ростовских рынков: Центрального, Нахичеванского, Восточного, стесненных сложившимися кварталами. Дело не только в отсутствии места, но и в земельном налоге, который войдет в стоимость торгового места, а значит, отразится на цене товара, увеличив ее. Кроме того, по новому закону рынок должен предоставить помещения для контрольных, надзорных органов и милиции, что тоже в конечном итоге платится из карманов покупателей.
Новый закон вверг рынки в пучину настоящего бюрократизма. Теперь торгующий, чтобы быть допущенным на базар, должен представить целый пакет документов, перечень которых занимает целую страницу. Для изгнания с рынков незаконных мигрантов и “упорядочения торговли” администрация рынков должна ежедневно проверять торгующих, их товары и документы. На одном только Центральном рынке Ростова насчитывается более 3 тысяч торговых мест. Рынки торгуют с 8 утра . За сколько часов до начала рабочего дня должен приехать торговец, чтобы пройти процедуру проверки? Есть опасение, что такие проверки приведут к тому, что администрация рынка, желая избежать штрафов, будет допускать на базары только “проверенные кадры” – постоянных перекупщиков, которые взвинтят и без того высокие рыночные цены.
Впрочем, другая точка зрения тоже справедлива: а разве сейчас на рынках не существует сговора перекупщиков, которые, по существу, “правят бал”? Особенно это касается овощных и фруктовых рынков, где сезонные цены на южные овощи и фрукты, выращенные под Ростовом, сравниваются с московскими, куда эти продукты еще надо доставить... Парадокс, но часто покупка в супермаркете обходится покупателю дешевле, чем на рынке, именно из–за сговора перекупщиков, вздувающих “планку” цены вопреки логике. Во всем мире народ идет на рынки и ярмарки по двум причинам: здесь товар не только свежее, чем в магазинах, но и значительно дешевле. У нас часто бывает наоборот.
Возможно, именно по этой причине в обществе довольно спокойно отнеслись к новому закону, который, по мнению большинства, больнее всего ударил по администрациям рынков и перекупщикам ( “и поделом им!”, считают многие). А что касается возможного роста рыночных цен, которым грозит обернуться новый закон для покупателя, то к этому россиянам не привыкать. Кроме того, у потребителя всегда есть альтернатива – все те же супермаркеты, которые сыграют в “свою” игру на фоне рыночных потрясений: и покупателей привлекут, и себя не забудут...
Но существует еще одна грань проблемы, о которой напрочь забыли в высоких кабинетах Госдумы и Совета Федерации. Речь идет о тех предпринимателях и реализаторах, которые составляют большинство торгующих на рынках. Как–то подзабылось, когда и откуда пришли эти люди за рыночные прилавки. А было это в начале 90–х, когда закрывались производства и научно–исследовательские институты, разваливались колхозы. Для многих безработных торговое место на рынке стало способом выживания и надежным куском хлеба. Эти люди не только сами выжили и встали на ноги, но и ввезли в страну много дешевого, пусть и не слишком качественного товара, который на стихийно возникших рынках с охотой покупали такие же бедолаги – малосостоятельные покупатели. Тенденция сохранилась и поныне. За дешевым товаром из Турции ростовчане едут на Темерник, а его аналоги из Германии, Италии предлагают в дорогих бутиках. Но за пять шагов дешевый турецкий костюм от изысканного французского не отличить. Это и называется свободой выбора: на каждый товар – свой купец...
Законодатели предложили новый закон, который “переживут” немногие рынки. Возможно, от рыночных реформ не слишком пострадают и малообеспеченные покупатели: дешевую мануфактуры всегда можно найти в сети популярных магазинов “Second Hаnd”, где за копейки можно купить импортный товар, который раньше предлагали советские комиссионки. ...Но что будет только в одной Ростовской области с десятками тысяч тех, для кого торговое место под базарным навесом – единственный источник доходов? На Центральном рынке –3 200 торгующих, на Восточном – 3,5 тысячи, на Нахичеванском – 1 200. Только по одному Ростову безработными могут стать несколько десятков тысяч реализаторов. Еще одна деталь: в реализаторы, как правило, идут женщины, обремененные семьей, зачастую – матери –одиночки. Продавцами в гипермаркеты, которые только предстоит построить взамен закрытых рынков, их не возьмут... Эти “мелочи” совсем не учли уважаемые думцы, которые давно не ходят на базары, да и в магазины – тоже.
Осталась надежда на депутатов ЗС РО, которым под силу внести законодательную инициативу о корректировке нового закона о рынках – чтобы новое и хорошее не входило в жизнь россиян в виде потрясений и бедствий. Хватит уже шоковой “терапии”, от которой болеет общество...
Елена СЛЕПЦОВА
Комментарии читателей Оставить комментарий